Как человек воспринимает окружающий мир

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщить и расширить знания детей о роли органов чувств в жизни человека;
  2. Повторить правила личной гигиены;
  3. Способствовать формированию потребности самостоятельно овладевать знаниями о здоровом образе жизни, применять знания на практике и изучать свой организм.

Оборудование и материалы к уроку :

1) Таблица «Органы чувств человека»;

2) График посещаемости детей;

3) Кассета с мелодией для проведения физкультурной минутки;

4) Фрагменты из учебного фильма «Органы чувств человека»;

5) Мяч, шарф, баночки с теплой и холодной водой.

6) Учебник по ООМ Н.Ф.Виноградовой и Г.С.Калиновой. 4 класс.

ТСО:

1) Телевизор;

2) Магнитофон.

Ход урока

1. Организация урока.

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

1) Кто такой человек?

2) Чем человек отличается от животных?

3) Из чего состоит организм человека? (работа в парах на рисунке указать стрелками органы человека)

4) Как должны работать органы здорового человека?

5) Для чего человеку нужно знать свой организм?

3. Новая тема урока.

Учитель: «На доске вы видите рисунок. На этом рисунке показано, сколько учебных дней пропущено вами, когда вы болели и не могли помочь своему организму справиться с болезнью.

На доске представлен «График посещаемости за первое полугодие». Ось «У» обозначает количество учебных дней, а ось « Х» всех учеников класса и на ней расположены цветные столбики, на которых написаны фамилии каждого ученика. Каждый ребенок наглядно видит, какое количество дней он пропустил по болезни. Из графика также видно, кто не пропустил ни одного дня или его пропуски незначительны. (Дети сами должны это увидеть!)

Учитель: «Очень важно знать, как должны работать ваши органы, для того, чтобы жить, учиться, не болеть, не пропускать занятия в школе и правильно воспринимать окружающий мир. Тема нашего урока: «Органы чувств и как человек воспринимает окружающий мир при помощи этих органов».

Учитель: «Давайте подумаем, с помощью какого органа вы видите, что написано на доске, в вашей тетради, видите своего соседа по парте, то, что вас окружает».

Ученики: «С помощью глаз ».

Учитель: «Как правильно называются эти органы?»

Ученики: Органы зрения.  

На доску вывешиваем таблицу, на которой написано: «Органы зрения».

Учитель: «А как вы думаете, как нужно беречь глаза, чтобы они сохранили зрение до глубокой старости? Вы ведь знаете, ребята, что мы с вами живем в Мурманской области, в условиях полярной ночи, в зимнее время часто пользуемся искусственным освещением, а это не совсем полено для зрения ».

(Просмотр фрагмента фильма о глазах.)

Ответы  детей:

1. Надо, чтобы освещение было хорошим;

2. Не читать лежа в постели;

3. Не тереть глаза кулаком и т. д.»

Учитель: «Откройте учебник на странице 27. Давайте прочитаем рассказ «Береги глаза». Что нового вы узнали из этого рассказа?

Ответы детей.

Физкультурная минутка для глаз. Звучит тихая приятная музыка.

Учитель:

  1. Быстро поморгаем глазками, закроем их и посидим спокойно, медленно считая до пяти. Повторяем упражнение 4-5 раз под тихую, приятную музыку.
  2. Крепко зажмурим глазки, посчитаем до трех, потом откроем, посмотрим вдаль. Считаем до пяти. Повторяем это упражнение 4-5 раз.
  3. Исходное положение: сидя, руки вперед. Посмотрите на кончики своих пальцев, поднимите руки вверх, следите глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустите, сделайте вдох. Повторите упражнение 4-5 раз.

Учитель: «Если каждый день вы будете делать такие упражнения для глаз, то ваши глаза сохранят отличное зрение на долгие годы.

Звучит музыка.

Музыку сделать чуть сильнее.

Учитель: «Что вы слышите?»

Ответы детей.

  1. Звуки.
  2. Музыку.

Учитель: « С помощью какого органа вы воспринимаете эти звуки?»

Ответы детей. (С помощью ушей.)

Учитель: «Это органы слуха ». На доску вывешиваем табличку «Органы слуха ».

Учитель: «А как сохранить хороший слух? Ведь не секрет, что многие бабушки и дедушки, да и люди довольно молодого возраста плохо слышат? Давайте подумаем, может быть, есть какие-то правила, помогающие людям сохранять слух?»

Ответы детей.

1. Надо мыть уши с мылом.

2. Чистить уши ватной палочкой. Для каждого ушка отдельная палочка.

3. Нельзя ковырять острыми предметами в ушах.

4. Не слушать громкую музыку.

5. А если уши заболят, надо идти к врачу.

Учитель: « Давайте посмотрим фильм об этом ». (Несколько кадров).

После просмотра дети делают вывод, что если ребенок теряет слух, он утрачивает способность говорить.

Учитель: «Отгадайте загадку!

«Есть всегда он у людей!
  Есть всегда у кораблей!»
(Нос.)

Учитель: «А для чего человеку нос?».

Ответы детей.

1. Чтобы чувствовать различные запахи.

Вывешиваем табличку со словом «Орган обоняния »

Сообщение ребенка. Рассказывает об органе обоняния заранее подготовленный материал или рассказывает о собственных наблюдениях.

Полость носа выстлана обонятельными клетками. Эти клетки улавливают пахучие вещества, которые попадают в нос с воздухом и растворяются в жидкой пленке слизистой оболочки носа. Возбуждение, возникшее при действии пахучих веществ, передается по нерву в передний отдел головного мозга, где запах анализируется, и вы определяете, что, например, мама готовит на ужин.

Просмотр фрагмента фильма об обонянии.

Учитель: «А когда человек не может определить запах?»

Ответы детей.

1. Когда у него насморк!

Учитель: «А когда у людей появляется насморк?»

Ответы детей.

1. Когда они простужены.

2. Когда люди болеют гриппом.

Учитель: «Как сделать так, чтобы меньше болеть простудными заболеваниями?»

Ответы детей.

1. Надо принимать витамины, проводить закаливание.

Учитель: «Закаливание – это верный способ сохранить здоровье.

Погода часто меняется и человеческий организм не успевает приспосабливаться к этим переменам. Особенно это заметно в наших северных условиях. Важно приучить свой организм быстро приспосабливаться к смене температуры, давления, влажности. При тренировке организм может легко и быстро реагировать на самые разнообразные условия. А что вы знаете о закаливании?»

Ответы детей.

1. Закаливание – это занятия спортом;

2. Прогулки на свежем воздухе;

3. Закаляться – это значит умываться по утрам холодной водой;

4. Совершать различные водные процедуры, обливаться холодной водой, но делать это надо постепенно;

5. Ходить в бассейн, летом у бабушки купаться в речке.

Вывод: «Если вы собираетесь проводить водные процедуры – делать это надо постепенно и очень аккуратно».

Учитель: « Чтобы понять, о чем мы будем говорить дальше, отгадайте загадку:

«Всегда во рту, а не проглотишь?»

Ответы детей. (Язык.)

Сообщение. Делает ученик.

Вкусовые клетки языка, которые образуют вкусовые почки, или луковицы, покрывающие слизистую оболочку мягкого неба и языка, улавливают четыре основных вкусовых ощущения: сладкое, кислое, горькое и соленое.

Учитель: « К какому органу мы отнесем язык?»

Ответы детей.

1. Это орган вкуса. Вывешиваем табличку «Орган вкуса».

Учитель: Откройте учебники на странице 31. Рассмотрите рисунок. Прочитайте подписи. Расскажите, какие части языка, какой вкус различают. Что должен сделать человек, чтобы определить вкус продуктов.

Давайте прочитаем интересную рубрику «Жил на свете человек ».

Что вы узнали из этого рассказа? Чего не должна была делать девочка?

Учитель: « Как же беречь такой орган как язык?»

Ответы детей.

1. Нельзя есть очень горячую пищу;

2. Нельзя брать посторонние предметы в рот, которыми можно поранить язык.

3. Нельзя пробовать на язык незнакомые вещества.

Учитель: «А теперь проведем опыт, чтобы понять о каком органе мы будем говорить далее».

Опыт.

1. Ребёнку с завязанными глазами дается предмет, например, мяч, и предлагается описать его по ощущениям.

2. Предлагается другому ребёнку дотронуться до баночки с холодной водой, а потом с тёплой и определить, где холодная вода и где тёплая.

Учитель: « С помощью чего мы определяем форму предмета, его размер, температуру?»

Ответы детей. ( С помощью кожи.)

Учитель: « Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод называется осязанием ».

Подводим итог. Вывешиваем табличку «Орган осязания ».

- Как же называется кожа?

Ответы детей.

1. Орган осязания.

Учитель: «Как сохранить кожу здоровой?»

Ответы детей. (Не ранить, не обжигать, не допускать обморожения, а если есть ранка обратиться к врачу.)

1. Закрепление и повторение.

Учитель: «С помощью, каких органов человек воспринимает окружающий мир?»

Ответы детей. (С помощью органов чувств.)

Учитель подводит итог. Дети показывают по таблице «Органы чувств ».

Вывод: «Человек видит, слышит, чувствует запахи, вкус, тепло или холод, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. Сигналы бегут по «нервам», и они лишь тогда правильны, если наши органы здоровы.

Работа по карточкам: Каждый ребенок получает задание по индивидуальной карточке. Запишите в карточке: какие органы чувств работают?

Слышат музыку.

..... 

Различает горькую, сладкую пищу

 

Различают цвета.

 

Чувствует запахи.

 

Ощущает поверхность предмета.

 

4. Итог урока.

Учитель: «Давайте еще раз повторим, как сохранить здоровье наших органов чувств, при помощи которых мы воспринимаем окружающий мир?»

Ответы детей:

  1. Правильное освещение, чтобы сохранить зрение.
  2. Делать зарядку.
  3. Принимать душ, чтобы кожа была  чистой. Не ранить кожу.
  4. Проводить закаливание, чтобы не болеть простудными заболеваниями.
  5. Сохранять правильную осанку.
  6. Не совать в нос и в уши посторонние предметы.
  7. Ходить зимой в шапке, чтобы не простудиться.

5. Отметки за урок.

6. Домашнее задание.