Цели:
- Сформировать представление об архитектуре Подонья как особом виде искусства, который рассматривается как отражение истории Донского края.
- Включить учащихся в исследовательскую деятельность культурологического, исторического и социологического характера.
- Расширить духовный опыт учащихся путем восприятия архитектурного наследия своего края через познание и переживание увиденного к пониманию ценности сохранения «каменной летописи Дона»
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
---|---|---|---|---|
I четверть «Жилища исторических предшественников Донского казачества» | 9 | 6 | 3 | |
1 | Древнейшие стоянки на Нижнем Дону | 2 | 1 | 1 |
2 | Жилища скифов – кочевников | 2 | 1 | 1 |
3 | Первые греческие поселения на Дону. Танаис | 3 | 2 | 1 |
4 | Жилища сарматов | 1 | 1 | |
5 | Юрта – жилище раннего средневековья на Дону | 1 | 1 | |
II четверть «Традиционное жилище донских казаков – курень» | 7 | 4 | 3 | |
1 | Истоки архитектуры парадного Жилища на Дону | 1 | 1 | |
2 | Золотоордынский период формирования архитектуры жилища донских казаков | 1 | 1 | |
3 | Донской казачий курень | 1 | 1 | |
4 | Отличия донского казачьего куреня От аналогичных жилых построек в других российских регионах | 1 | 1 | |
5 | Конструктивная схема донского куреня – народного жилища Юга России | 1 | 1 | |
6 | Особенности планировки помещений Донского казачьего куреня | 2 | 2 | |
III четверть «Христианская храмовая архитектура на территории Донской земли» | 10 | 6 | 4 | |
1 | Православие и византийская культура на древней Донской земле | 1 | 1 | |
2 | Истоки христианской храмовой архитектуры на территории Тихого Дона в VI -XII веках | 1 | 1 | |
3 | Деревянные храмы Подонья в период Золотой Орды в XIII-XVII веках | 1 | 1 | |
4 | Древнее деревянное храмовое зодчество Подонья | 2 | 1 | 1 |
5 | Европеизация культовой архитектуры на территории Области Войска Донского. Стили барокко и классицизм в храмах Дона | 2 | 1 | 1 |
6 | Нововизантийская стилистика в архитектуре храмов Дона (XIX – XX вв.) | 3 | 1 | 2 |
IV четверть Проектная деятельность «Шедевры донской храмовой архитектуры» | 8 | 4 | 4 | |
1 | Выбор тем проектов, деление на группы | 1 | 1 | |
2 | Изучение различных источников по теме миниисследования. Составление план – графика работ. Определение способа представления результатов, работа по реализации проекта | 6 | 2 | 4 |
3 | Презентация проекта | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 20 | 14 |
Содержание учебных тем
1. Жилища исторических предшественников Донского казачества
Стоянки древних охотников в долине Дона у станицы Золотовской, на правом берегу Мертвого Донца, в балках Каменная и Чулек. Простейшие жилища из веток деревьев, костей крупных животных и их шкур. Скифские жилища на колесах – кибитки. Город боспорских греков – Танаис, его планировочная схема, конструкция жилых домов. Сарматские поселения в дельте Дона (1- е века нашей эры). Города Паниардис и Патарва, расположение жилых построек, их образный строй. Дон в III – IV вв. н.э., преобразование жилищ в IV- VII вв. Н.э. Крепость Саркел – хазарская твердыня на Дону. Конструкция средневековой юрты – жилища кочевых народов, населявших Донской край в те времена, как обобщенный образ.
Практическая работа: композиционное эскизирование древних жилищ, пейзажа по представлению, внешнее построение и внутренняя конструкция шалаша (макет из природных материалов), зарисовки графическими материалами.
2. Традиционное жилище донских казаков – курень
Полуземлянки – наиболее распространенный вид жилища в VI-X веках. Решающие факторы формирования народного жилища в X – XII веках. Влияние «буферной зоны» между русскими княжествами и Золотой Ордой на развитие архитектурных форм народного жилища. Образование нового типа казачьего жилища в XV – XVI веках, совершенствование различных типов казачьих куреней, становление их декоративно- художественного облика в XVI- XVIII веках. Общий вид донского казачьего куреня как самобытная форма народного жилища восточно – славянского этноса. Распространение казачьего куреня на территории Подонья, образование его разновидностей.
Сравнительный анализ донского куреня с аналогичными постройками восточно- славянских народов Европы. Его конструктивные и архитектурно- планировочные особенности. Феномен двух входов в донской курень. Некоторые виды куреней Нижнего Донского, Средне - Донского, Верхне - Донского, южного и северного районов. Прямоугольный, близкий по пропорциям к квадрату, план традиционного куреня Подонья, Приазовья, его планировочные особенности - планы двух уровней («верхов» и «низов») практически никогда не совпадают. При этом план «низов» всегда состоит из двух помещений и т.д.
Практическая работа: последовательность работы по изображению куреня, макет куреня (картон).
3. Христианская храмовая архитектура на территории Донской земли
Значение православия в истории Донской земли, влияние византийской культуры на зарождение основ зодчества. Первые кирпичные храмы византийского наследия: одноапсидные, базиликального типа. Деревянные церкви, строившиеся в Подонье в XVI – XVII веках безымянными для нашего времени казаками – зодчими, дошедшие до нас в чертежах и зарисовках донского краеведа Е.А. Ознобишина. Классический вариант компоновки храмов по продольной оси Донскими зодчими. Нетрадиционный подход к пластическому решению центрального нефа православного храма. Архитектурно- художественный образ донских храмовых построек. Техническая часть возведения церквей этого периода, каркасные церкви. Влияние Москвы на архитектурный образ храмов Дона в XVII веке, возведение новых церквей взамен деревянных. Закладка нового Воскресенского войскового собора в Черкасском городке в 1716 г. Станичные храмы в стиле барокко на территории нынешней Ростовской области.
Нововизантийская архитектурная стилистика в постройках, спроектированных и заложенных в конце XIX века. Одновременно во всех регионах исследуемой территории: в Подонье, Приазовье, на Ставрополье. Церковь Св. Троицы в станице Вешенской (Верхний Дон), храм во имя Св. Александра Невского в столице Области Войска Донского городе Новочеркасске (архитектор Н.Е.Анохин). Технология возведения облегченного купола над центральной частью Новочеркасского Войскового Вознесенского собора (архитектор А.А.Ященко) в конце XIX века. Применение новаторских технологий и стройматериалов архитекторами и инженерами на юге России в начале XX века.
Практическая работа: конструктивный рисунок архитектурной детали, схематическое построение композиционных осей и линий симметрии, поиск средств художественной выразительности для конкретной тематической композиции.
4. Проект «Шедевры донской храмовой архитектуры» (8 часов)
Ростовский Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор- академик архитектуры К. Тон 1854- 1860гг.); церковь Святого Александра Невского в г. Новочеркасске Ростовской области (архитектор Н.Е.Анохин 1887 год); Новочеркасский Кафедральный Вознесенский Войсковой собор, памятник атаману Ермаку Тимофеевичу (архитектор А.А.Ященко, конец XIX века); творчество выдающегося донского архитектора А.А.Ященко; Георгиевская церковь в Новочеркасске (архитектор В.Куликов 1899 год); Покровская церковь в Константиновске, содержащая икону из слободы Гуляй- Борисовка (написана в 1945 году в Гуляй - Борисовке, посвящалась памяти погибших в Великую Отечественную войну), церковь Преображения Господня в хуторе Обуховском 1864 год); Утраченная церковь в с. Гуляй- Борисовка, Воскресенский Войсковой собор в станице Старочеркасской.
Формы представления проектных работ: доклад; стендовый доклад; реферат; компьютерная презентация; видеофильм; макет; коллаж; светотеневой рисунок архитектурного объекта с использованием антуража, стаффажа; архитектурная фантазия.
Ожидаемые результаты: после прохождения данного курса у обучающихся должны быть сформированы интеллектуальные умения (работа с понятиями, обобщение, анализ, сравнение и т.д.); коммуникативные умения и навыки (вести диалог, участвовать в дискуссии, активно слушать, выступать по теме и т.д.); способы и приемы самостоятельной работы с источниками информации, в том числе и интернет - ресурсными. Учащиеся должны применять теоретические знания в процессе творчества: строить композиции; передавать пространственные планы; сознательно применять в рисунке различные художественно-выразительные средства и приемы; узнавать изученные произведения православной архитектуры Дона; использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для восприятия и оценки донской и казачьей архитектуры.
Используемая литература
- А.Г.Лазарев «Архитектура и градостроительство юга России»VI-XX вв. Ростовский государственный строительный университет, г. Ростов-на-Дону, 2003г.
- А.Г.Лазарев, А.А.Кириллов, Э.А.Сокольский «Православное зодчество Донского края».г. Ростов-на-Дону, 2005г. РГСУ.
- Л.С.Ильюков «Очерки древней истории Донского края» Ростов-на-Дону. БАРО-ПРЕСС»,2004г.
- С.Н.Рябухин. Примерная программа регионального компонента образования по изобразительному искусству. г. Ростов – на - Дону. Издательство обл. ИПКиПРО, 2006г.
- С.М.Завьялова «Культура Донского края» ФГОУ ВПО «ЮФУ» Зерноград, 2007г.
- Д.Б.Шелов «Древности Нижнего Дона» Институт Археологии. Академия наук СССР издательство «наука» Москва, 1965г.
- В.Я.Кияшко «Полвека археологии и кое-что еще…» Донские древности. Выпуск 8. Азов, 2007 год