Цель: Сформировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях
Задачи:
- Выделить с учащимися основные этапы ВОВ.
- Показать страдания народа в ВОВ.
- Показать единение народа в ВОВ
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Сколько помнят себя люди - столько они воюют между собой. Трудно сказать, сколько времени человечество жило в «абсолютном мире» - видно, совсем немного. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более ста лет продолжалась война, названная Столетней.
(Слайд 1)
Но две войны занимают особое место в истории человечества – это мировые войны, так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны «пришли» из Германии, основные боевые действия разворачивались на земле Европы.
(Слайд 2)
Первая Мировая война продолжалась более четырёх лет (с 1.08.1914 г. по 11.11.1918г.). В ней участвовало 38 государств. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик и продавать свои товары. Весь мир в то время уже был поделён между крупнейшими государствами, поэтому Германия решила применить силу для достижения своих целей. Первая Мировая война закончилась поражением Германии.
(Слайд 3)
3. Объяснение нового материала
Вот уже почти 2 года в мире бушевала Вторая Мировая война. Ранним утром в воскресенье 22июня 1941г.фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения:190 дивизий,(до 5 млн. человек),свыше 4 тыс.танков, более 47 тыс.орудий и миномётов, около 4,3 тыс.самолётов, до 250 кораблей. Началась Великая Отечественная война нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Это было одно из тягчайших испытаний, когда-либо пережитых страной. Первыми приняли на себя удар пограничники и передовые части войск прикрытия. Отражая превосходящие силы врага, личный состав многих пограничных застав полностью погибли. Несмотря на героическое сопротивление красноармейцев Брестской крепости, Равы-Русской, Перемышля, Могилёва, военно-морской базы Лиепая, Таллинна, Моонзундских островов и полуострова Ханко не смогли сдержать наступление противника на всех основных направлениях.
(Слайд 5)
Но уже в конце июля многие немецкие генералы поняли, что «БЛИЦКРИГ» (молниеносная война) провалился. По «Плану Барбаросса» немцы собирались уничтожить Красную Армию за 6-8 недель. Брестскую крепость планировали взять за 2-3 дня. Но организованные бои велись до 22июля. Отдельные солдаты, укрывшиеся в казематах, стреляли в спины немцам ещё несколько месяцев.
(Слайд 6)
Бои велись от Баренцева моря до Чёрного моря. В результате неблагоприятного для Советского Союза исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в короткие сроки ( к 10.07.1941г.) продвинулись в северо-западном направлении на 400-500 км, в западном – на 450-600 км, в юго-западном – на 300-350 км, захватили Латвию, Литву, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, вторглись на территорию РСФСР, вышли на дальние подступы к Ленинграду, угрожали Смоленску и Киеву.
(Слайд 7)
23 июня была образована Ставка Главного Командования. 30 июня Государственный Комитет Обороны. С 8 августа – Ставка Верховного Главнокомандования – высший орган стратегического руководства Вооружёнными Силами. Председателем ГКО был назначен И.В.Сталин.
(Слайд 8)
Стойкая оборона Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Смоленское сражение способствовало срыву гитлеровского плана молниеносной войны, но противник, умело маневрируя силами, продолжал наступление.
(Слайд 9)
Трудным был путь к победе, тяжёлой ценой она досталась народу. Не было в стране ни одной семьи, которую бы не затронула война. Отцы и сыновья уходили на фронт, матери и дочери помогали в тылу, работали на заводах, в госпиталях. В тыл, на восток, перевозились фабрики, чтобы там заново налаживать производство. Вся страна работала под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы».
(Слайд 10-11)
В начале августа гитлеровцы предприняли новое наступление на Ленинград. Начали на Карельском перешейке 31июля, затем бои распространились между Ладожским и Онежским озёрами, 8августа немецкие войска начали боевые действия на кингисеппском направлении, а затем и в районе озера Ильмень. 8 сентября вражеские войска прорвались с юга через посёлок Мга к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург. Фашистские войска стояли на берегу Финского залива и далее по Неве до Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши. Связь с ним могла поддерживаться только по воздуху или через озеро.
(Слайд 12-15)
Вражеские армии рвались к столице. Гитлер считал, что если удастся взять МОСКВУ - война закончится. Противник форсировал канал Москва-Волга и частично прорвался к Химкам. 20 октября Москва и прилегающие к городу районы были объявлены на осадном положении. Москву обороняла вся страна. 10 дивизий народного ополчения (добровольцы из тех, кто был освобождён от службы-пенсионеры, по болезни ) . Они были плохо вооружены, не хватало одежды. Сотни патриотов участвовали в развернувшейся партизанской и подпольной борьбе.
(Слайд 16)
28 героев дивизии генерала И. В. Панфилова, сражаясь до последнего патрона, уничтожили под Волоколамском 18 танков противника и задержали продвижение к столице крупной танковой группировки врага. Почти все они погибли. План гитлеровцев завершить войну до наступления зимы был сорван. Провалилась операция «Тайфун», рассчитанная на «окончательный» разгром главных сил Красной Армии и захват Москвы.
В ходе стратегической обороны наши Вооружённые силы нанесли врагу огромный урон. Сотни патриотов участвовали в развернувшейся партизанской и подпольной борьбе.
(Слайд 17)
Срыв блицкрига, разгром немецко-фашистских войск под Москвой положили начало коренному перелому в войне.
(Слайд 18)
Более 200 дней шло сражение у Сталинграда, города на Волге. Здесь попали в окружение 22 вражеские дивизии. К 2 февраля 1943г. победа Красной Армии привела к коренному перелому в войне. После Сталинграда началось освобождение страны. 12 июля Советские войска, измотав врага, перешли в контрнаступление.
Слайд 19-20)
Мощный танковый удар готовился немцами около Курска. Эта битва, в которой наши войска одержали победу, вошла в историю как битва техники. С обеих сторон здесь участвовало 1200 танков.
(Слайд 21)
То, что увидели советские войны и о чём вскоре узнал весь мир было чудовищно. 22марта 1943г. карательный батальон окружил белорусскую деревню Хатынь. Каратели согнали всех жителей деревни в сарай и подожгли его. Затем подожгли и всю деревню. Тех, кто пытался спастись или сопротивлялся, расстреливали на месте. В результате этой зверской акции погибло 149 мирных жителей, в том числе 75 детей. Чудом спаслись 2 мальчика и деревенский кузнец.
(Слайд 23-26)
Концлагеря - страшный символ массового уничтожения людей гитлеровскими преступниками. В концлагерях люди умирали от голода, пыток, экспериментов которые ставили над ними. Детский концлагерь. Детей использовали как доноров для сдачи крови, для раненых бойцов вермахта.
(Слайд 27-29)
Красное знамя, водружённое 30апреля 1945г. разведчиками М. А. Егоровым и М. В. Кантария над рейхстагом, стало символом Победы.
(Слайд 30)
Безоговорочная капитуляция. Она была подписана в ночь с 8 на 9 мая 1945г. От имени СССР акт подписал заместитель Верховного Главнокомандующего Советскими Вооружёнными Силами Г. К. Жуков
(Слайд 31-36)
История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Фашистские орды превратили в руины десятки тысяч городов и деревень. Они убивали и истязали людей, не щадя женщин, детей, стариков. В результате фашистского нашествия наша страна потеряла более 26,6 млн. человек убитыми. 1 млн. наших воинов погибли, освобождая народы Европы и Азии от оккупантов.
(Слайд 37)
4. Задания для работы в парах по карточкам.
Соотнесите даты и события:
1 | 22 июня 1941 года | А | длительность ВОВ | |
2 | 4 г.- | Б | начало ВОВ | |
3 | 9 мая | В | оборона (блокада) Ленинграда | |
4 | 1941 год | Г | переломный момент в ВОВ | |
5 | 01.09.1939год | Д | участников ВОВ | |
6 | 27 миллионов | Е | начало Второй Мировой войны | |
7 | 900 дней | Ж | разгром немецких войск под Москвой |
5. Сообщения учащихся, подготовленные дома, о великих полководцах ВОВ.
(Слайды 38-41)
6. Работа в группах (слайд 42)
Представьте себе, что вы участник ВОВ, ставка главнокомандующего.
С полководцами разработать планы наступления, разгрома немецких войск (внимательно прочитайте текст, ознакомьтесь с картами). Подготовьте выступление в защиту своего плана.
- под Москвой
- под Сталинградом
- под Курском
(Используются учебники - «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков, «Введение в историю»), работа в группах. 3 группы На столах лежат карты. Дана нам возможность историками стать.
7. Подведение итогов урока. Домашняя работа
И вновь вы участники боевых событий. Затишье перед наступлением, кто-то в землянке, в окопе, но не до сна. Вспоминаешь о родных:
- Как, там они? Ждут от меня весточку?! Напишите письмо с фронта (треугольником складывают - так во время войны пересылались письма)
Приложение 1 – презентация «История ВОВ»