Цель: познакомить учащихся с творчеством П.П. Бажова.
Задачи: формирование интереса к краеведческим знаниям, почерпнутым из литературного наследия уральского писателя П.П. Бажова, формирование социальной компетенции юного уральца с помощью краеведческих знаний.
Форма: урок-игра.
Подготовительная работа: за месяц до начала игры участникам был дан список литературы (и названия сказов, которые необходимо прочитать – «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Таюткино зеркальце», «Огневушка-Поскакушка», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Золотой Волос»). Командам необходимо было придумать свой сказ.
Список литературы:
- Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Любое издание.
- Бажовская энциклопедия / Под ред. В.В. Блажеса, М.А. Литовской, 2007.
- Хоринская Е. Наш Бажов. Свердловск: «Средне-Уральское книжное издательство», 1989.
Оборудование: мульти-медийная презентация, фильм «Каменный цветок» (Киностудия «Мосфильм», 1946).
Класс делится на три команды по 6 человек. Каждая команда придумывает свое название и эмблему. Игру ведет учитель. Игра состоит из 5 конкурсов. Игру оценивает жюри (учителя истории и обществознания). Перед началом игры представление команд и жюри.
Ход урока
Музыка Л. Шварца из фильма Каменный цветок».
Ведущий: Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство и отрочество прошли в городе Сысерти и на Полевском заводе. Свои детские годы Бажов описал в повести «Зеленая кобылка». Учился Бажов в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии. После окончания семинарии Павел Петрович стал учителем русского языка и литературы, работал в деревне Шайдурихе, в Екатеринбурге и Камышлове.
В летние месяцы будущий писатель путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы.
В годы Гражданской войны П.П. Бажов сражался в крестьянских отрядах Урала, Сибири, Алтая, вел партийную работу в Усть-Каменогорске и Семипалатинске. В 1921 году вернулся на Урал.
Первая книга его исторических очерков «Уральские были» вышла в 1924 году, за ней последовали документальные очерки об истории революционного движения на Урале. Однако его всесоюзная писательская известность связана с публикацией в 1936 г. в журнале «Красная новь» первых сказов – «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Про Великого Полоза» и «Приказчиковы подошвы».
В 1939 году в Свердловске вышла первым изданием книга «Малахитовая шкатулка». Название книги оказалось удачным потому, что писатель постепенно «складывал» в этот сборник, как в шкатулку, все новые и новые произведения.
Сегодня мы поговорим о П.П. Бажове и его сказах.
I Конкурс «Определи героя и назови сказ»
Каждая команда должна определить героя сказа и его название по иллюстрации. Каждый правильный ответ-2 балла. Если команда не может ответить на вопрос, то он передается другой команде (1 балл). Используются слайды мульти-медийной презентации.
Для первой команды: иллюстрации из сказов «Таюткино зеркальце» (Таютко), «Синюшкин колодец» (бабка Синюшка), «Каменный цветок» (Данила-мастер).
Для второй команды: иллюстрации из сказов «Золотой Волос» (героиня – Золотой Волос), «Огневушка-поскакушка» (Поскакушка), «Малахитовая шкатулка» (Медной горы Хозяйка).
Для третьей команды: иллюстрации из сказов «Медной горы Хозяйка» (герой – Степан), «Серебряное копытце» (Даренка с Муренкой), «Каменный цветок» (Катя - невеста Данилы-мастера).
II Конкурс «Исторические места, связанные с биографией П.П. Бажова»
Каждая команда должна определить по фотографии историческое место и показать его назначение. Каждый правильный ответ-2 балла. Если команда не может ответить на вопрос, то он передается другой команде (1 балл). Используются слайды мульти-медийной презентации.
Для первой команды: репродукции Дома-музея П.П. Бажова в г. Сысерти, дом Бажовых в г. Полевском, господский дом в г. Полевском.
Дом-музей в Сысерти – место жительства П.П. Бажова с первых дней жизни до года, а потом с 1885-1890 гг.
Дом Бажовых в г. Полевском – место проживания семьи с 1890 по 1893 гг.
Господский дом в г. Полевском - летняя усадьба заводчиков Турчаниновых.
Для второй команды: Петропавловский храм, сторожка на Думной горе, контора Полевского завода.
Петропавловский храм – его посещали родители П.П. Бажова.
Сторожка на Думной горе – место, где слушал П.П. Бажов сказы В.А. Хмелинина.
Контора Полевского завода – ее посещал Петр Васильевич Бажов (отец).
Для третьей команды: храм Симеона и Анны, контора Северского завода, дом писателя в г. Свердловске.
Храм Симеона и Анны в г. Сысерти – место, где крестили П.П. Бажова.
Контора Северского завода - ее посещал Петр Васильевич Бажов (отец), потому что работал не только на Полевском заводе, но и на Северском.
Дом писателя в г. Свердловске – место жительство П.П. Бажова с 1911-1914, 1923-1950 гг.
III Конкурс «Соотнеси определения с понятием»
К какому жанру можно отнести произведения П.П. Бажова?
К сказам, рассказам и повестям («Зеленая кобылка»). Каждой команде необходимо дать определение понятия (для первой команды – повесть, для второй – сказ, для третьей - рассказ). Для этого команда получает карточку, на которой даны 9 определений, нужно выбрать 3 для понятий сказ, повесть и рассказ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Задание выполняется в течение 5 минут.
Сказ (2, 5, 8)
Повесть (1, 4, 7)
Рассказ (3, 6, 9)
Карточки:
- Художественное произведение, превышающее рассказ по объему.
- Сюжетное произведение, в котором повествование ведется от лица подставного рассказчика - человека определенного социального положения, национальности, жизненного уклада, обладающего своеобразной собственной речевой манерой.
- Небольшое прозаическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
- Превышает рассказ по числу эпизодов и действующих лиц.
- Нередко сочетаются быль и вымысел, реальные и фантастические, сказочные события.
- События происходят в реальном мире, часто в основе сюжета лежит событие, имевшее место в жизни.
- Более сложный, чем в рассказе, сюжет повести связан с событиями из жизни ее главных героев.
- События происходят в вымышленном мире; наряду с обычными людьми действуют чудесные помощники, совершаются чудеса и превращения.
- Используются слова литературные, использование просторечных выражений допустимо как средство характеристики конкретного героя. Авторская речь соответствует литературной норме.
IV Конкурс. Кроссворд «Герои сказов»
В течение пяти минут команды должны ответить на вопросы кроссворда. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.
Вопросы по горизонтали:
- Назовите фамилию Даренки из сказа «Серебряное копытце».
- Имя башкирского богатыря, возлюбленного Золотого Волоса.
- Как звали героя сказа «Синюшкин колодец»?
Вопросы по вертикали:
- Дедушка, рассказчик сказов из «Огневушки-Поскакушки».
- Назовите полное имя Таютки из сказа «Таюткино зеркальце».
- Как Степан звал свою дочь Танюшку из сказа «Малахитовая шкатулка»?
- Прозвище Данилки из сказа «Каменный цветок».
- Назовите имя жены Степана из сказа «Медной горы Хозяйка».
Правильные ответы по горизонтали: 1. Потопаева. 2. Айлып. 3. Илья.
Правильные ответы по вертикали: 4. Ефим. 5. Таисия. 6. Памятка. 7. Недокормыш. 8. Настасья.
V Конкурс «Продолжи сказ»
Каждой команде необходимо продолжить сказ: «Было это в давних годах. Жили в нашем заводе брат да сестра. Брату пятнадцатый годок шел и звали его Митрием. Под стать ему была и сестра Анютка…».
За этот конкурс команда может заработать 5 баллов (за сюжет, логику, интересное литературное изложение, дикцию, выразительное чтение). Выполняется это задание в течение 3 минут.
Ведущий: В 2009 году наша страна празднует 130 со дня рождения П.П. Бажова и 70-летие со дня издания сборника сказов «Малахитовая шкатулка». Сказы в этом сборнике, как драгоценные камни, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством. Поэтому сказы П.П. Бажова будут читать не одно поколение детей.
Пока жюри подводит итоги можно посмотреть фрагмент из фильма Каменный цветок», когда Хозяйка Медной горы показывает свои богатства Даниле. (10 мин.)
Подведение итогов и награждение победителей: жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и определяет победителя-команду, которая набрала наибольшее количество баллов. Команда-победитель и призеры награждаются грамотами и получают памятные подарки. Можно поставить в журнал отметки за урок-игру всей команде и наиболее активным участникам (I место - «5», II и III места - «4»).