Цель: повышение роли взаимоотношений в семье, роли семьи в общественной жизни.
Задачи: воспитывать уважение к Родине, к своей семье; развивать интерес к семейной родословной; прививать интерес к семейным ценностям, к предметам старины; повышать культуру общения.
Класс делится на 3 группы. В качестве ведущих выступает учитель и два ученика.
Ученик 1. Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.Ученик 2. Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод
И первый Кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
(Слайд 1.)
Учитель. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать! Для обозначения темы нашего занятия я взяла пословицу: «Нашему роду нет переводу!». Что означает эта пословица, мы постараемся разобраться к концу занятия.
- Что объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране? (Мы все – россияне, наша родина – Россия)
- Есть ещё понятие «малая Родина», это там, где человек родился, пошёл в школу, где его друзья. А главное – Родина начинается с отчего дома.
- От какого слова произошло это название «ОТЧИЙ ДОМ»? Какие ещё родственные слова вы можете назвать? (Отечество, отец, отчество).
- А от какого слова произошло слово «Родина»? Действительно, это слово имеет исторический корень «род», т.е. то единое, что соединяет людей одной семьи с землёй, на которой они живут.
(Слайд 2)
Ведущий 1. По словарю: род – это ряд поколений, происходящих от одного корня.
Учитель. А как мы узнаём о том, как жили старинные роды, чем занимались, в какие игры играли дети тех времён?
Я предлагаю вам игру, которая называется «Собери пословицу и поговорку». (Задание выполняется на заранее подготовленных карточках, проверяется по слайду). (Слайд 3)
Где любовь и совет… …самые верные друзья
Своя семья… …помогают
Дома и стены… …не лапоть плести
Дом вести… …душа на месте
Вся семья вместе… …в семье лад
На что и клад, когда …там и горя нет
Учитель. Родина и родословная тоже родственные слова. А родословная - это история семьи, её имеет каждая семья. Родословная включает в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков
(Слайд 4)
Ведущий 2. По словарю: родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
(Рассказ о родословных). (Слайд 5)
Ведущий 1. Род – это не только родные. Родственники, это и весь народ. Род к роду – народ. Мы все вместе народ, который состоит из больших и маленьких родов, дружных и работящих. Как могучая река берёт силу из маленьких ручейков, так и наша культура обогащается семьями, родами.
Учитель. А хочется ли вам, ребята, чтобы эта речка была полноводной, чтобы огромная наша Родина была красивой и счастливой?
Ведущий 2. Нам всем надо изучать традиции своего народа, дорожить ими, беречь свою землю, родной край, потому что мы – частичка всего этого, родного и близкого нам.
Учитель. Все члены наших семей имеют свою историю. Но наши семьи не живут обособленно от других, они связаны со многими семьями, со знакомыми, с другими людьми, каждый из которых, в сою очередь, имеет собственную историю. Значит, история вашей семьи является частью истории страны.
Каждый из вас имеет фамилию. А что обозначает слово фамилия?
(Слайд 6)
Ведущий 1. Такое привычное для нас слово фамилия попало в наш язык из латыни и в переводе означает семья. Фамилия – это наследственное имя семьи. Фамилии на Руси появились довольно поздно, лишь в 16 веке. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. У сельского населения фамилии появились позднее.
Ученик 3. В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин.
.Ведущий 2. Живёт человек, имеющий кузницу. Естественно, что среди своих односельчан он получает прозвище Кузнец. Проходят годы, и потомки кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая передаётся по наследству. Становятся эти Кузнецовы людьми разных профессий – агрономами, сапожниками, учителями, но фамилия остаётся.
Учитель. Игра
- «Кто быстрее напишет фамилии, которые произошли от профессий».
- «Объяснить происхождение фамилий» (Слайд 7)
1 |
2 |
3 |
Учитель. Попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.
(Заранее подготовленные 3-4 ученика рассказывают о происхождении своей фамилии).
Учитель. Какое счастье – прикоснуться к истории нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю! А история начинается уже с вашего имени. Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя возникло у человека не случайно. Прошли годы. Прежде чем древние люди придумали способ выделять человека из толпы, т.е. обращаться к нему по имени.
Ведущий 1. Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки.
Учитель. Знаете ли Вы, что означает ваше имя? (Каждый ученик встаёт и называет значение своего имени. Учащиеся заранее готовятся к выполнению этого задания).
Учитель. Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий. Из рода в род прокладывает жизнь мосты, но без корня саду не цвести… Поэтому надо обязательно беречь родовые корни.
Ведущий 2. Старики говорили, что дом и всё, что в нём есть, - и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой. А самой главной в семье была печь, потому что хлеб пекла. (Слайд 8) А хлеб – это жизнь. Главной хранительницей всего этого была мать. Недаром её называли святой. Семьи тогда были очень большие, поэтому хранительницами рода считались старые женщины – бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов.
Ученик 4.У мамы – работа, у папы – работа,
У них для меня остаётся суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит: - да ты не спеши.
Ну что там стряслось у тебя? Расскажи!
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит собирает…
Нам хорошо вот так вдвоём.
Без бабушки какой же дом?
Учитель. Давайте вспомним или узнаем, какими вещами и как пользовались люди раньше. (Слайды 9-14)
Набириха |
для сбора ягод |
Ученик 5. Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радуют кого-то
Наших прадедов работы.
Учитель. Разгадайте кроссворд. (Каждой группе даётся карточка с кроссвордом, проверка по слайду). (Слайд 15)
- История семьи. (Родословная)
- Запись событий по летам. (Летопись)
- Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопках. (Археология)
- Место, где родился и вырос человек. (Родина)
- То, что даётся при рождении. (Имя)
Выделенное слово: История
Учитель. Давайте вернёмся к началу наших занятий. Кто объяснит смысл пословицы: Нашему роду нет переводу? (Слайд 16)
Ведущий 1 и 2. Спасибо за внимание! Пусть беда и горе обходят ваш дом. Доброго здоровья желаем Вам и Вашим родным! (Слайд 17)
Презентация (Приложение 1)
Карточки к уроку (Приложение 2)
Список литературы.
- О.Д.Ушакова «Пословицы, поговорки и крылатые выражения» (Словарик школьника). С.-Петербург. Издательский дом «Литера» 2008г.
- «Русская изба» (Иллюстрированная энциклопедия). С.-Петербург «Искусство СПБ» 2001г.
- Журнал «1 сентября. Начальная школа» 2006г.
- Д. и Н. Зима «Тайна имени». Москва «Рипол Классик2 1997г.
- Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Группа продлённого дня». Москва «Вако» 2008г.
- «Энциклопедия детского фольклора». Москва «Белый город» 2008г.