Цель урока: обобщение и систематизация знаний о веществе, его составе, свойствах и изменениях происходящих с ними
Задачи урока:
проверить степень усвоения материала;
развивать умение быстро и чётко формулировать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике;
стимулировать познавательную активность, развитие интереса к предмету, смекалки, эрудиции;
воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи и толерантности.
Оборудование: периодическая система химических элементов, магнитная доска, карточки с заданиями, магнитофонная запись музыкального сопровождения игры.
План урока
1. Право на ход
2. I тур
Категория «ВЕЩЕСТВО»
- Разгадай кроссворд 10б
- Игра «Третий лишний» 20б
- Игра «Волшебные цветы» 30б
- «Реши задачу» 40б
- Игра «Будь внимательнее 50б
Категория «СИСТЕМА»
- Отгадай головоломку 10б
- Игра «Третий лишний» 20б
- Игра «Найди слова» 30б
- Игра «Крестики - нолики» 40б
- Вопрос – аукцион 50б
Категория «СВЯЗЬ»
- Отгадай головоломку 10б
- Игра «Крестики – нолики 20б
- Игра «Третий не лишний» 30б
- «Кот в мешке» 40б
- Игра «Восстанови шпаргалку» 50б
Категория «Явления»
- Отгадай криптограмму 10б
- Игра «Третий лишний» 20б
- Игра «Собери мозаику» 30б
- Игра «Восстанови шпаргалку» 40б
- Вопрос-аукцион 50б
3.II тур
- «Догадайся» 100б
- Игра «Третий лишний» 200б
- Игра «Восстанови кроссворд» 300б
- Игра «Найди и исправь ошибку» 400б
- Игра «Восстанови шпаргалку» 500б
4. III тур
5. Итог урока
Ход урока.
1. Актуализирующее начало – слово учителя.
Вот и подходит к своему логическому завершению изучение первого блока наших знаний о химии, как науки (?) о веществах, их свойствах и превращениях. Мы познакомились с вами лишь с её азами, ведь впереди нас ждёт ещё много интересного. Завершая изучение этого блок, мы подводим итоги. И подведём мы смотр знаний в форме игры, которую вы, конечно же, не раз смотрели – это «Своя игра»
Правила игры.
Игра состоит из 3х туров. В первом и втором турах имеются четыре игровых категории, содержащие 5 вопросов, каждые из которых имеет свою цену. Игроки команд по очереди выбирают категории и их стоимость. Выбранные задания выполняются всеми командами. Команда, первая выполнившая задание, забирает себе все очки. В третьем туре все участники команды выполняют тест, который потом проверяется, набранные баллы суммируются и переводятся в очки. Победит та команда, которая наберёт большее количество баллов. По ходу игры возможны: «кот в мешке» - заданный вопрос переходит другой команде по выбору; «вопрос-аукцион»- вопрос команда может продать другой команде по более высокой цене.
- цель: закрепить понятие о химии, как науке о веществах, их свойствах и превращениях.
20 балловИгра «третий лишний»:
Почему это вещество является лишним? Что объединяет эти пары?
1.А) железо, медь, монета 2. А) кислород, вода, серная кислота |
40 баллов Реши задачу
Рассчитайте массовую долю элементов в сульфате алюминия.
50 баллов. Будь внимательнее!
Внимательно рассмотрите перечисленные в задании названия веществ. На какие четыре равные группы их можно разделить? Напишите формулы веществ и запишите эти группы в виде формул.
Оксид серы (VI), угольная кислота, азотная кислота, карбонат кальция, оксид азота (V), сульфат бария, фосфорная кислота, оксид углерода (IV), серная кислота, фосфат калия, оксид фосфора (V), нитрат натрия. |
Игровая категория «Система»
10 баллов. Отгадай головоломку.
Двигаясь сверху вниз или снизу вверх, начиная сначала или с конца прочитайте основной закон химии.О каком законе идёт речь? Кто его автор? Какова современная формулировка периодического закона?
(Ответ: «Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел стоят в периодической зависимости от их атомного веса»)
20 баллов. «Третий лишний»
Найдите лишний элемент.
1. А) Na, Mg, Ca 2. A) Be, B, Mg 3. А) Na, K, Cu Б) Si, C,N Б) C, N, Si Б) Si, Cr, Mg В) фтор, хлор, неон В) кислород, сера, фосфор В) марганец, хлор, бром |
30 баллов. «Найди слова». |
40 баллов.Игра «Крестики – нолики»
50 баллов. Вопрос – аукцион.
Расположите химические элементы в порядке изменения их свойств и объясните свой выбор.
1. Na, Mg, Al, Be, Ca 2. P, S, Cl, O, Se
30 баллов. «Третий не лишний»
Найдите закономерности и восстановите схемы.
50 баллов «Восстанови шпаргалку».
Соотнесите электронные формулы веществ, представленные в общем виде и формулы конкретных веществ.
Игровая категория «Явления»
(ответ: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому» М.В. Ломоносов)
20 баллов. Игра «Третий лишний»
- Почему это явление является лишним?
Сжижение кислорода; вода кипит при температуре 1000; под действием электрического тока вода разлагается на кислород и водород. |
30 баллов. «Собери мозаику»
Собери мозаику, дай пояснение к рисунку, нарисуй недостающее( рисунок разрезается как мозаика)
40 баллов. Восстанови шпаргалку».
На отдельном листке написаны фрагменты формул веществ, участвующих в уравнении реакции: FeCl3+3NaOH= Fe(OH)3+3NaCl
50 баллов. Вопрос- аукцион.
- Как объяснить явление листопада с точки зрения химии?
II тур
Цель: закрепить знания о типах химических реакций и условиях их протекания.
100 баллов. «Догадайся»
- В каких случаях реакции обмена идут до конца?
Продолжи.. Если выделится … это раз; Это третий важный пункт. И поучится … это два; Химик «правила обмена» не забудет никогда: А ещё нерастворимый В результате – непременно будет … или… Осаждается продукт… Выпадает …. «Есть …», - говорим мы Вот тогда порядок! |
400 баллов. «Найди и исправь ошибку»(задание выполняется у доски)
Даются уравнения реакции, в которых допущены ошибки в расстановки коэффициентов и индексов в формулах. Например: Zn+HCl=ZnCl2+H2
Na CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2 (число уравнений должно соответствовать числу участников команды)
500 баллов «Восстанови шпаргалку» (задание выполняется у доски)
Даются схемы химических реакций, которые необходимо дописать, уравнять и указать тип химической реакции. Например: BaCl2+Na2SO4→
Число уравнений должно соответствовать числу участников команды.
III тур
Участники команды, набравшей наибольшее число баллов, устанавливают цену задания. Всем участникам команды выдаётся тест. Выполнив его, они проверяют его по коду. Суммируют количество правильных ответов. Команда, выполнившая задание правильно в соответствии с оценкой, получает заявленное количество баллов.
Даны схемы химических реакций:
- KCl + AgNO3 → KNO3+AgCl 5 SiO2+Mg→MgO+Si
- Na2SO3+HCl→NaCl+SO2+H2O 6 SO2+O2→SO3
- MgCO3→MgO+CO2 7. N2+O2→NO
- NaNO3→NaNO2+O2 8. CaCl2 +K3PO4→Ca3(PO4)2+KCl
Напишите уравнения реакций, соответствующие схемам и ответьте на вопросы. Составьте формулу правильных ответов, например: 1-а…
- Выберите реакции разложения.
- Выберите реакции замещения.
- Какая реакция обмена идёт до конца, потому что в её результате образуется газ?
- Выберите реакции соединения.
- Выберите реакции обмена.
- В каком уравнении сумма коэффициентов равна 11?
Я очень рада, что большинство команд выполнили все задания. Но удача улыбнулась сильнейшим. А мы не прощаемся с химией. |