Общественный смотр знаний "Своя игра"

Разделы: Химия


Цель  урока: обобщение и систематизация знаний  о веществе, его составе, свойствах и изменениях происходящих с ними
Задачи урока:
проверить степень усвоения материала;
развивать умение быстро и чётко формулировать свои мысли, логически рассуждать,  применять свои знания на практике;
стимулировать познавательную  активность, развитие интереса к предмету, смекалки, эрудиции;
воспитывать  чувства коллективизма, взаимопомощи и толерантности.
Оборудование:  периодическая система  химических элементов, маг­нитная доска,  карточки с заданиями, магнитофонная запись музыкаль­ного сопровождения игры.

План урока

1. Право на ход
2.
I тур
Категория «ВЕЩЕСТВО»

  • Разгадай кроссворд                    10б
  • Игра «Третий лишний»             20б
  • Игра «Волшебные цветы»         30б
  • «Реши задачу»                            40б
  • Игра «Будь внимательнее          50б

Категория «СИСТЕМА»

  • Отгадай головоломку                  10б
  • Игра «Третий лишний»               20б
  • Игра «Найди слова»                    30б
  • Игра «Крестики - нолики»          40б
  • Вопрос – аукцион                         50б

Категория «СВЯЗЬ»

  • Отгадай головоломку                   10б                 
  • Игра «Крестики – нолики            20б
  • Игра «Третий не лишний»           30б
  • «Кот в мешке»                               40б     
  • Игра «Восстанови шпаргалку»    50б

Категория «Явления»

  • Отгадай криптограмму                  10б
  • Игра «Третий лишний»                  20б
  • Игра «Собери мозаику»                 30б
  • Игра «Восстанови шпаргалку»     40б
  • Вопрос-аукцион                             50б

3.II тур

  • «Догадайся»                                     100б
  • Игра «Третий лишний»                   200б
  • Игра «Восстанови кроссворд»       300б 
  • Игра «Найди и исправь ошибку»   400б
  • Игра «Восстанови шпаргалку»       500б

4. III тур
5. Итог урока
Ход урока.
1. Актуализирующее начало – слово учителя.
Вот и подходит к своему логическому завершению изучение первого блока наших знаний о химии, как науки (?) о веществах, их свойствах и пре­вращениях. Мы познакомились с вами лишь с её азами, ведь впереди нас ждёт ещё много интересного. Завершая  изучение этого блок, мы подводим итоги. И подведём мы смотр знаний в форме игры, которую вы, конечно же, не раз смотрели – это «Своя игра»
Правила игры.
Игра состоит из 3х туров. В первом и втором турах имеются четыре игровых  категории, содержащие 5 вопросов, каждые из которых имеет свою цену. Игроки команд по очереди выбирают категории и их стоимость. Выбранные задания выполняются всеми командами. Команда, первая выпол­нившая задание, забирает себе все очки. В третьем туре все участники ко­манды выполняют тест, который потом проверяется, набранные баллы суммируются и переводятся в очки. Победит та команда, которая наберёт большее количество баллов. По ходу игры возможны: «кот в мешке» - заданный вопрос переходит другой команде по вы­бору; «вопрос-аукцион»- вопрос команда может продать другой команде по бо­лее высокой цене.

  • цель: закрепить понятие о  химии, как науке о веществах,  их свойствах и превращениях.

20 балловИгра «третий лишний»:

Почему это вещество является лишним? Что объединяет эти пары?

1.А) железо, медь, монета             2. А) кислород, вода, серная кислота
Б) спички, стакан, алюминий         Б) углекислый газ, неон, железо
В) ваза, стекло, пластмасса              В) золото, алюминий, малахит                                             

30 баллов  Игра «Волшебные цветы» - собрать как можно больше формул сложных веществ, дать названия этим веществам, раз­делить на группы.

40 баллов                  Реши задачу
Рассчитайте массовую долю элементов в сульфате  алюминия.
50 баллов.                         Будь внимательнее!
Внимательно рассмотрите перечисленные в задании названия веществ. На какие четыре равные группы их можно разде­лить? Напишите формулы веществ и запишите эти группы в виде формул.

Оксид серы (VI), угольная кислота, азотная кислота, карбо­нат кальция, оксид азота (V), сульфат бария, фосфорная кислота, оксид углерода (IV), серная кислота, фосфат калия, оксид фосфора (V), нитрат натрия.

Игровая категория «Система»
10 балловОтгадай головоломку.
Двигаясь сверху вниз или снизу вверх, начиная сначала или с конца прочитайте основной закон химии.О каком законе идёт речь? Кто его автор? Какова современная формулировка периодического закона?

(Ответ: «Свойства элементов, а потому и свойства образуе­мых ими простых  и сложных тел стоят в периодической зависи­мости от их атомного веса»)
20 баллов.                            «Третий лишний»
Найдите лишний элемент.

1. А) Na, Mg, Ca             2. A) Be, B, Mg                         3.  А)  Na, K, Cu
    Б)  Si, C,N                        Б)  C, N, Si                                 Б)  Si, Cr, Mg  
   В) фтор, хлор, неон         В) кислород, сера, фосфор     В) марганец, хлор, бром

30 баллов.                       «Найди слова».
Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице периодической системы, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правиль­ным ответам, образуют название  химического элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре.

40 баллов.Игра «Крестики – нолики»

50 баллов.                                         Вопрос – аукцион.
Расположите химические элементы в по­рядке  изменения их свойств и объясните свой выбор.
1. Na, Mg, Al, Be, Ca                                2. P, S, Cl, O, Se

30 баллов.     «Третий не лишний»
                 Найдите закономерности и восстановите схемы.

50 баллов        «Восстанови  шпаргалку».
Соотнесите электронные формулы веществ, представленные в общем виде  и формулы конкретных веществ.

Игровая категория «Явления»

(ответ: «Все перемены, в натуре случающиеся,  такого суть состояния,  что, сколько чего у одного тела отнимется,  столько присовокупится к другому» М.В. Ломоносов)
20 баллов.       Игра «Третий лишний»

  • Почему это явление является лишним?

Сжижение кислорода; вода кипит при температуре 1000; под действием электрического тока вода разлагается на ки­слород и водород.

30 баллов.         «Собери мозаику»
Собери мозаику, дай пояснение к рисунку, нари­суй недостающее( рисунок разрезается как мозаика)

40 баллов.         Восстанови шпаргалку».
На отдельном листке написаны фрагменты формул веществ, участвующих в уравнении реакции: FeCl3+3NaOH= Fe(OH)3+3NaCl
50 баллов.                 Вопрос- аукцион.

  • Как объяснить явление листопада с точки зрения химии?

II тур
Цель: закрепить знания о типах химических реакций и условиях их протекания.
100 баллов.                «Догадайся»

  • В каких случаях реакции обмена идут до конца?
Продолжи..
Если выделится …  это раз;        Это третий важный пункт.
И поучится … это два;               Химик «правила обмена» не забудет никогда:
А ещё нерастворимый                В результате – непременно будет … или…
Осаждается продукт…            Выпадает ….
«Есть …», - говорим мы             Вот тогда порядок!

400 баллов. «Найди и исправь ошибку»(задание выполняется у доски)
Даются уравнения реакции, в которых допущены ошибки в расста­новки  коэффициентов и  индексов в формулах. Например: Zn+HCl=ZnCl2+H2            
Na CO3+2HCl=2NaCl+H2O+CO2 (число уравнений должно соответствовать числу участников команды)
500 баллов   «Восстанови шпаргалку» (задание выполняется у доски)
Даются  схемы химических реакций, которые необходимо дописать, уравнять и указать тип химической реакции.  Например: BaCl2+Na2SO4
Число уравнений должно соответствовать числу участников ко­манды.
III тур
Участники команды, набравшей наибольшее число баллов, устанав­ливают цену задания.  Всем участникам команды выдаётся тест. Вы­полнив его, они проверяют его по коду. Суммируют количество правиль­ных ответов. Команда, выполнившая задание правильно в соответствии с оценкой, получает заявленное количество баллов.
Даны схемы химических реакций:

  1. KCl + AgNO3 → KNO3+AgCl       5  SiO2+Mg→MgO+Si
  2. Na2SO3+HCl→NaCl+SO2+H2O    6  SO2+O2→SO3
  3. MgCO3→MgO+CO2                      7. N2+O2→NO
  4. NaNO3→NaNO2+O2                       8. CaCl2  +K3PO4→Ca3(PO4)2+KCl

Напишите уравнения реакций, соответствующие схемам и от­ветьте на вопросы. Составьте формулу правильных ответов, напри­мер: 1-а…

  1. Выберите реакции разложения.
  2. Выберите реакции замещения.
  3. Какая реакция обмена идёт до конца, потому что в её результате образуется газ?
  4. Выберите реакции соедине­ния.
  5. Выберите реакции об­мена.
  6. В каком уравнении сумма коэффициентов равна 11?
  • Итог урока - заключительное слово учителя.

Я очень рада, что большинство команд выполнили все задания. Но удача улыбнулась сильнейшим. А мы не прощаемся с химией.
А без меня вы сможете дышать?                Химия! Не только на Земле,
Иль в организме пищу расщеплять?         Она во всей Вселенной воцарила,
А сможете ль вы ехать без меня?                Она планеты, звёзды оза­рила,
Земля, вода и воздух – это я!!!                     она – межзвездный газ. Она везде.
Всё из моих на свете элементов,                  Но природа химии сознанье:
Их свойства знает только мой предмет.    От воды и камня до белка
Так что ж без химии весь белый свет?!      И структуры сложной ДНК.
                                                             Химия – опора мирозданья.

Презентация