Сценарий урока
- 1 класс
- Предмет: литература, русский язык
- Тема: «Звук [щ], буквы щ, Щ. Строчная буква щ»
- Урок № 54 в теме «Букварный период»
- Тип урок: комбинированный, интегрированный
- Оборудование: учебники «Азбука» авт. В. Г. Горецкий, прописи к «Русской азбуке», иллюстрации ( две корзины, яблоко, юла, щенок, ёжик), карточки с буквами, картинки «На что похожа буква», карточка с образцом написания письменных букв Щ, щ.
Цель: знакомство обучающихся с новым звуком [щ] и буквами щ, Щ.
Задачи:
Обучающая: научить различать в словах звук [щ], характеризовать его, обозначать на письме строчной буквой щ; продолжить работу по формированию навыков чтения, каллиграфического письма.
Развивающая: способствовать развитию устной речи, фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, творческого воображения.
Воспитательная: воспитывать усидчивость, чувство взаимопомощи, интерес к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Проверьте подготовку к уроку. Садитесь.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Повторение пройденного
- В начале урока мы с вами немного поиграем.
Первая игра «Буквоедик». Буквоедик съел часть букв, мы должны с вами эти буквы восстановить.
(на доске прикреплены печатные буквы с закрытыми элементами)
Н И Ш Ы
У Т З О
- На какие группы можно разделить эти буквы? (гласные, согласные)
- Буквоедик приготовил нам две корзинки.
- Ребята, а зачем нужны корзины? (собирать грибы, ягоды)
- А мы будем в корзины собирать буквы.
- Что на них написано? (буквы г и с).
- Почему именно эти буквы? (г – гласные, с - согласные)
- Каждую букву, которую мы восстановили нужно написать письменно около нужной корзины.
(на доске две корзины с буквами С и Г, обучающиеся по одному подходят к доске и пишут буквы)
Вторая игра «Найди нужную букву»
- Найдите подходящую букву к каждой картинке.
(на доске иллюстрации с изображением яблока, юлы, щенка, ёжика, буквы – Я, Ю. Ё)
- Чем похожи эти буквы? (гласные, обозначают два звука)
- Кто нарисован на оставшейся картинке? (щенок)
- Сколько слогов в слове «щенок»? Поставьте ударение.
- Давайте выучим чистоговорку про щенков.
Два щенка щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
Физминутка
3. Изучение нового материала
1) Знакомство с новым звуком, буквами.
- Какой звук часто повторяется в чистоговорке? ([щ])
- Дайте его характеристику (согласный, мягкий, глухой)
- Этот звук на письме обозначается буквой, которая называется [ща].
(учитель демонстрирует букву)
- На что она похожа?На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего. Ну что-же!Щ – играющий щенок,
Кверху лапками он лёг.Хватать, глотать умеют щуки-
Другой не нужно им науки.
2) Работа с учебником.
- Откройте азбуку на странице 186.
- Какой сказочный герой нарисован? (Емеля)
- Как он связан с темой нашего урока? («По-щучьему велению» звук)
- Составьте по картинке предложение со словом «щука».
- А теперь давайте мы прочитаем щуке слоги с буквой щ.
- Прочитайте слова на странице 187 сначала про себя, затем вслух.
Физминутка
4. Работа в прописи.
- Откройте прописи на странице 27.
- Сравните печатную и письменную буквы.
- На какие письменные буквы похожа строчная щ?
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
- Пропишите по стрелочкам элементы буквы щ, узор.
(учитель показывает написание строчной буквы щ на доске, затем дети пишут «в воздухе»)
- Напишите строчку букв в прописи.
- Прочитайте слоги, напишите каждый слог один раз.
- Прочитайте слово на следующей строке. (щука)
- Сколько в нем слогов? (два)
- Напишите слово один раз.
- Поставьте ударение.
- Какой слог ударный? (первый)
5. Итог урока.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Дайте его характеристику.
- Какой буквой он обозначается на письме?
- Что понравилось на уроке?