Цель: Закрепить умение делить слова на слоги. Дать понятия односложного, двухсложного и трехсложного слов. Обогатить словарный запас. Развивать фонематический слух, память, внимание.
Оборудование: тетради, ручки, простые и цветные карандаши, фишки для звукобуквенного анализа, схемы предложений, предметные картинки, цифровой ряд, компьютер, мультимедийный проектор, диск записью звуков леса
Ход занятия:
1 . Орг. момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но, чтобы вернуть назад, нам надо не забыть какое сегодня число? Какой сегодня день недели?
- Запишите число в тетрадь.
2 .Работа над ошибками и закрепление пройденного.
- Чтобы путь наш был легким, надо избавиться от ошибок. (Дети исправляют ошибки у себя в тетрадях).
- Угадайте, с кем мы отправимся в путь? У вас на столе лежат карточки. Найдите зашифрованные слова.
ФПИТЗМКЦЗНАКОНЬКИУНМРТ |
ПОЯМЧВЛИЗАЯЦЩМЫОЙЛЬМШ |
ЦЫСОМЕБЕГЕМОТКВИАИПШУ |
- Какие слова спрятались? (Конь, заяц, бегемот).
- Разделите слова на группы по количеству слогов в слове? (Конь, заяц, бегемот).
- Какой вывод можно сделать? (В первой группе слова с одним слогом, во второй слова с двумя слогами, в третьей группе слова с тремя слогами, в четвертой с четырьмя слогами).
- А как назвать наших попутчиков, одним словом? (Животные).
- А где, они живут и как они называются? (Животные леса и животные Африки).
- Давайте разместим наших животных по вагонам. В каком вагоне поедет конь? (В первом, так как в первом вагоне одна точка и в этом слове один слог).
Слайд 2
- В каком вагоне поедет заяц? (Во втором, так как во втором вагоне две точки и в этом слове два слога) и т. д.
3. Сообщение темы и цели занятия.
3.1. Отгадывание загадок.
- Итак, отправляемся с вами в лес на поезде, и узнаем, каких новых друзей, встретят наши герои. А чтобы в пути было веселей, волшебная шкатулка сыграет вам мелодию, если вы правильно отгадаете загадку.
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. ( Гриб).
Я стою на толстой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шапка из травы
Нет под шапкой головы. ( Гриб).
Слайд 3
(Выставляется картинка с изображением гриба).
- Назовите гласные в этом слове? (И).
- Сколько слогов в этом слове? (1 слог).
- К кому он пойдет в гости? Почему? (К ёжику и волку, так как в этом слове один слог).
- А как сказать об этом предмете во множественном числе? (Грибы).
- Назовите гласные в этом слове? (И, Ы).
- Сколько слогов в этом слове? (2 слога).
- В чей вагончик мы их поместим? Почему? (В вагончик с двумя окошками, так как в этом слове два слога).
- А как сказать ласково про гриб? (Грибочек).
- Назовите гласные в этом слове? (И, О,Е).
- Сколько слогов в этом слове? (3 слога).
- А с кем хочет дружить грибочек? Почему? (В вагончик с тремя окошками, так как в этом слове три слога).
- Какое правило есть? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Ребята, запомните. Если в слове один слог, то слово называется односложным, если в слове два слога, то слово называется двухсложным, если в слове три слога, то слово называется трехсложным.
3.2. Индивидуальная работа по картинкам (устно).
У детей на столе карточки с животными каждый из них подходит к выставленным на доске вагончикам, ставит картинку и объясняет почему?
- Ребята помогите кассиру рассадить новых пассажиров по вагончикам.
- Определите, какой гласный в этом слове.
- Сколько гласных в слове?
- В какой вагончик посадим героя и почему?
3.3. Игра «Сколько слогов в слове?» (Дети работают в тетрадях).
- А теперь давайте поможем контролеру проверить, правильно ли выданы билеты другим пассажирам.
- Я буду называть сказочного героя, а вы записывайте, в каком вагончике он должен путешествовать.
Кони - 2, коровы – 3, сова – 2, воробей – 3, ворона – 3, снегирь – 2, голубь – 2, ласточка – 3, кукушка – 3, ель -1, гусеница – 4, клён – 1, колокольчик – 4, мак – 1.
3.4. Работа с конвертами.(Собрать слова, которые рассыпались).
- Итак, мы с вами уже в пути. Мимо нас мелькают деревья, кустарники, цветы, да так быстро, что все перепутались, помогите их собрать.
Ольха, березка, елочки, васильки, шиповник, туя, можжевельник, дубочек, осинка
Дети, составив слова по очереди, выходят к доске записывают слово и делят на слоги.
Оль/ха, бе/рез/ка, е/лоч/ки, ва/силь/ки, ши/пов/ник, ту/я, мож/же/вель/ник, ду/бо/чек, о/син/к.
3.5. Физкультминутка.
- Мы так с вами устали сидеть, что нам просто необходимо погулять.
Влас с корзиной в лес пошел |
- шаги с высоким подъемом ноги |
3.6. Работа с фишками. Звуковой анализ слов.
Слайд 4
- Но в лесу ребята, надо говорить тихо и ходить осторожно, чтобы не принести вреда его жителям, поэтому отгадаем загадки, а ответ выкладываем фишками.
- Укажите, в каком вагончике они продолжат путешествие.
Работа выполняется под звуки леса (диск)
Одежды не шью, а ткань всегда тку. (паук).
Теремок ползет, на себе его везет хозяюшка богатая, рогатая. (улитка).
Кто на себе свой домик носит? (улитка).
3.7. Графический диктант.
- Мы много интересного увидели в лесу. А вот кого мы увидим ещё, изображено у вас на картинках. Составьте план размещения их по вагончикам.
Логопед показывает картинки, а дети записывают графически слова и пишут цифры – количество слогов.
Синица, жук, кузнечик, пчела, василек, фиалка, тополь, каштан.
и/и/а - 3, у -1, у/е/и – 3 , е/а -2, а/и/е - 3, и/а/а - 3, о/о - 2, а/а -2.
Слайд 5
- Наше путешествие заканчивается, а вернуться домой мы сможем, если составим предложение по картине.
Дети составляют предложение. Лучшее записывают в тетрадь, чертят схему этого предложения в тетради.
4 . Итог занятия.
- Как мы распределили наших героев по вагончикам и почему?
- Сдать тетради. Спасибо, занятие окончено.