Задачи:
- познакомить с творчеством хантыйского поэта Р.Ругина;
- расширить знания детей о географических понятиях округа;
- закрепить умение работать с картой;
- развивать умение воспринимать образность слов;
- учить ценить выразительность найденных автором образов;
- воспитывать любовь к родному краю, его людям, природе.
Оборудование:
- карта Ямало-Ненецкого автономного округа;
- фотографии и с изображением жилища и предметов быта жителей ЯНАО;
- портрет Р.Ругина;
- аудиозапись стихотворений Р.Ругина
- карандаши, листы для рисования.
Ход урока
I. Организационный момент
Уща улаты, нявремат! Здравствуйте, дети! Я поздоровалась с вами на языке народа ханты. (сообщение темы и задач урока)
Самостоятельная работа:
Сейчас я хочу предложить вам одно задание: перед вами карта Ямало-Ненецкого автономного округа, а на доске записаны два столбика слов. Вам необходимо рассмотреть карту, соотнести слова из первого столбика со словами из второго и отметить данные географические объекты на маленьких картах, которые у вас на партах.
город посёлок река озеро полуостров |
Питляр Ямал Салехард Обь Молодёжное |
Постановка проблемы и актуализация знаний:
Всё верно, а все ли объекты вы смогли найти на карте? Как вы догадались, что Молодёжное это название озера? (оно расположено в нашем городе). Что объединяет эти слова? (это имена собственные, неодушевлённые, относятся к географическим объектам ЯНАО).
II. Работа по теме урока
Подготовка к знакомству с текстом. Совместное открытие знаний:
Ханты – второй по численности народ на Ямале. А какие еще народы живут в нашем округе? (ответы детей) А знаете, что названия северных народностей означает место проживания или род занятий того или иного народа. Так, хант – означает «речной человек», т.к. их первые поселения располагались на р.Конда и занимались они рыболовством. Селькупы – «лесные или таёжные люди», их основной род занятий – охота, а первоначальное место жительства – лес. Манси – «человек», ненец – «мужчина». Это два очень близких народа, занимающиеся оленеводством. Много общего у всех северных народов, как вы думаете что их объединяет? (ответы детей). Посмотрите на эти изображения одежды, жилища, предметов обихода народов севера, кто вспомнит, как они называются? (дети рассматривают изображения и отвечают)
(чум)
(нарты)
(кисы)
(ягушка)
(тумран)
Динамическая пауза:
У оленя дом большой (руки подняты над головой, имитируя крышу)
Он глядит в своё окно (правая рука согнута в локте и поднята над головой, левая под головой)
Зайка по лесу бежит (бег на месте)
В дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой, (дети имитируют стук в дверь поочередно левой и правой рукой)
Там в лесу охотник злой!» ( поочередно делают указательный жест назад над плечом)
«Зайка, зайка, забегай, лапку подавай!» ( руки поочередно протягиваются вперёд, делая призывающий жест ладонью, на последнюю строчку на вытянутых руках делается хлопок)
Дети повторяют всё 3 раза, с каждым разом ускоряя темп.
Знакомство с биографией Романа Ругина:
Как мы только что сказали, много общего у северных народов: жилище, одежда, род занятий, но у каждого из них свои традиции, праздники, песни, танцы. Есть среди представителей каждого народа свои певцы, поэты, писатели. В их произведениях отражены фольклор народностей севера, их мифы и легенды. С творчеством одного из талантливых ямальских писателей мы сегодня познакомимся. Знакомьтесь, хантыйский поэт и писатель Роман Прокопьевич Ругин. (учитель открывает доску, на которой прикреплен портрет писателя и написаны строки из его стихотворения)
Я родился в рыбацком хантыйском селенье, Где играют у берега волны Оби. И толчки моей крови и сердцебиенья Говорят: «Не забудь!» Говорят мне: «Люби!» |
Роман Ругин родился в 1939 г. в поселке Питляр Шурышкарского района (вы сегодня находили его на карте) в семье рыбака. Окончив семилетнюю школу, продолжил обучение в педагогическом училище Салехарда, а затем в Ленинградском Государственном педагогическом институте им.Герцена. Пробовал себя в разных профессиях: преподаватель, директор школы, инструктор, инженер. Писать начал в конце 50-х годов, первый сборник стихотворений назывался «Живая вода». В настоящее время Роман Ругин – главный редактор журнала «Ямальский меридиан». Уже 25 лет Роман Прокопьевич является членом союза писателей РФ. Более 27 книг со стихами, прозой, хантыйским фольклором нашли своего читателя благодаря таланту Романа Ругина. Некоторые стихотворения переведены на иностранные языки. Много прекрасных стихотворений, легенд, сказок написал Р.ругин о родном северном крае, о красоте его природы, о его людях. Одним из таких произведений является «Тайги хозяин», с которым мы сегодня познакомимся.
Работа над текстом: (Приложение 1)
1. Первоначальное чтение текста учителем.
2. Словарная работа.
Все ли слова вам были понятны в этом стихотворении? Значения каких слов вам не известно? (на доске выписаны слова с пояснениями: камус – шкура с ног оленя, которой подшивают лыжи, буран – сильный ветер со снегом, горностай – пушной зверёк)
3. Чтение текста учащимися.
4. Работа по содержанию текста. (учитель задает вопросы, дети отвечают, подтверждая цитатами из текста)
Почему автор назвал своего героя хозяином тайги?
Каков род его занятий?
Какие строки помогают нам понять, что герой давно живёт в тайге?
Найдите строки, в которых говорится, что герой стихотворения опытный охотник?
Зачем он зарывался в снег? Что значит «куропачий чум»?
Как вы думаете, какого возраста герой Ругина?
Как он относится к земле, на которой живёт?
Давайте вспомним наш прошлый урок и сказку «Старший брат», которую написал наш одноклассник Саша Иванов (сказка заняла 2 место в окружном конкурсе, Приложение 2). Помните, какой вывод сделал там главный герой сказки? «Понял человек, что он не Хозяин, не Покоритель, а лишь часть того огромного мира, что познал любовь к своему родному краю, осознал его красоту и гармонию»
Как вы думаете, человек все же Хозяин тайги или только гость Природы?
5. Работа над образностью.
Найдите в тексте примеры олицетворения, что хотел сказать автор, используя этот приём? (куропачий чум, вечерняя заря стекала по стволам ружья, березонька накинула на плечи беличьи хвосты,)
Найдите сравнения в тексте (звёзды – горностаи, полярная сияние – волчья стая, лыж касанье, как поцелуй, помыслы чисты, как снег таёжный,).
Как вы считаете, можно ли из стихотворения понять, как сам Роман Ругин относится к родному краю, к его природе? Докажите строчками из текста.
6. Работа над выразительным чтением (чтение по цепочке)
III. Итог урока
Что нового узнали сегодня на уроке?
Названия каких географических объектов звучали сегодня на уроке?
Вспомните пословицы, которые мы читали раньше на уроках литературного краеведения? Какие из них могут стать девизом нашего урока?
Давайте представим себя иллюстраторами книг Р.Ругина, сейчас я включу вам запись стихотворений поэта, а вы попробуете передать на бумаге всю красоту северной природы.
По окончании урока учитель оформляет выставку работ детей.
IV. Домашнее задание
- Подготовится к выразительному чтению.
- Придумать и записать в тетрадях свои примеры сравнения и олицетворения, связанные с природой севера.