Цель: определение параметров и критериев нового качества образования.
Подготовительный этап: проведение анкетирование родителей, обучающихся; анализ результатов анкетирования. Административные контрольные работы по предметам, анализ результатов.
План проведения педсовета:
- Анкетирование педагогов.
- Доклад: «Качество образования» как качество результатов образовательного процесса и условий его протекания»
- Анализ административных, областных и т.п. контрольных работ по предметам
- Выступление по теме «Что такое «удовлетворенность образовательным процессом»
- Анализ результатов анкетирования.
- Работа в группах.
- Представление результатов работы в группах
- Принятие проекта решения педсовета
Сценарий педсовета:
1.Перед началом педсовета педагогам предлагается заполнить бланки анкет, которые в течение педсовета будут обработаны экспертной группой. Анкеты взяты из журнала «Практика административной работы в школе» за 2000г. ( Анкета в приложении).
2. Доклад: «Качество образования» как качество результатов образовательного процесса и условий его протекания».
Термин «Качество образования» все чаще и чаще слышим в последнее время на всех уровнях. Понятие «качество» используется в настоящее время столь часто, что оно приобрело достаточно широкое и размытое толкование.
Координатор программы оценки качества Ассоциации нидерландских университетов, доктор А.И. Вройенстийн справедливо отмечает: «Часто исследователи предполагают, что можно точно определить понятие «качество». Все говорят об этом, и каждый думает, что ему известно, что это такое. Однако в этом смысле качество подобно любви: каждый знает и чувствует присутствие любви, каждый узнает ее, но, когда мы пытаемся дать определение любви, мы остаемся, ни с чем.
И тем не менее, попытаемся рассмотреть категорию «качество».
В теории социального управления качество определяется как уровень достижения поставленных целей, как соответствие неким стандартам, как степень удовлетворения ожиданий потребителя. При этом понятие «качество» рассматривают в узком и широком смысле.
Качество в узком смысле – это качество результатов.
Качество в широком смысле – это не только качество продукции, но и качество производственного процесса и условий, в которых он происходит.
Кроме того, качество может восприниматься в двух аспектах:
это соответствие объекта неким нормам, стандартам;
и это удовлетворение реальных потребностей в соответствии с назначением продукции.
Таким образом, качество можно определить как совершенство.
Опираясь на эти положения, попробуем определить сущность понятия «качество образования»
Во-первых, - это качество результатов образовательного процесса, т.е. качество образованности учащихся, качество знаний, умений, владения процедурами творческой деятельности, воспитанности и т.д.
Во-вторых, - это и качество результатов образовательного процесса, и качество реализации образовательного процесса, и качество условий его протекания.
Определим, кто является потребителем образования в нашем городе, - это родители, учащиеся, учителя, рынок труда, общество, государство.
Сейчас сошлись на том, что существуют базовые, или ключевые компетенции, на которые следует ориентироваться, определяя качество образования.
Парадигма компетенций принимается сейчас во всех странах как основной вектор развития образования. Не является исключением и программа модернизации российской школы, где компетентностный подход заявляется как приоритетное направление. Формирование или развитие компетенций должно являться целью любой современной школы и именно в этом следует видеть важнейший критерий качества образования.
В нашей школе разработаны параметры и критерии качества образования. Качество результатов образования определяется по следующим параметрам:
- Гарантированность образования
- Мотивация и ценностные ориентации учащихся
- Сформированность учебной деятельности
- Качество предметных знаний учащихся
- Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся
- Развитие творческих способностей учащихся
- Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся
По каждому параметру были разработаны критерии результативности.
В педагогической теории и практике существуют различные подходы к изучению эффективности функционирования образовательного учреждения, к определению критериев и показателей ее результативности.
Однако, как утверждают многие исследователи, в качестве мерила эффективности любой деятельности человека можно выделить два универсальных критерия. Это:
- продуктивность деятельности
- удовлетворенность деятельностью ее участников.
Продуктивностью деятельности школы можно считать качество предметных знаний учащихся.
3.( Зам. директора проводится анализ контрольных работ по предметам для определения
соответствия знаний учащихся тем результатам качества, которые определила для себя школа.)
4.Выступление.
Мы проанализировали продуктивность деятельности школы. Под результативностью чаще всего понимается эмоционально-оценочное отношение личности и коллектива к выполняемой работе и условиям ее протекания. Для человека важен, как правило, не только продукт деятельности, но и то, насколько он доволен или недоволен процессом деятельности, отношениями между ее участниками. Не случайно большинство педагогических работников отчетливо осознают, что, вряд ли можно признать школу успешно работающей, если в ней достигаются хорошие показатели обученности и воспитанности школьников, и наряду с этими учащимися и педагоги находятся в состоянии дискомфорта, не горят желанием учиться и работать в ней.
Оценить удовлетворенность не всегда удается с помощью наблюдения, очень часто мы прибегаем к анкетированию всех участников образовательного процесса.
(Выступающим проводится анализ результатов анкетирования родителей и обучающихся)
( Анкета в приложении)
Вы познакомились с уровнем удовлетворенности образовательным процессом двух участников: родителей и обучающихся. Но картина изучения уровня удовлетворенности деятельностью образовательного учреждения была не полной без учета мнения учителей, поэтому вам было предоставлено право высказать его, заполнив анкету в начале педсовета. Результаты ее мы узнаем в конце нашего педагогического совета.
Из анализа среза знаний и результатов анкетирования учащихся и родителей, выявляется круг проблем, которые школа решает на недостаточном уровне.
Кроме того, на сегодняшний день в школе выработаны критерии результатов качества образования для учащихся, для школы, для организации учебного процесса. Но нет сформированных, разработанных компетенций результатов труда учителя, т.е. что должен считать учитель результатом своего труда с точки зрения качества образования. Какие нормы?
Поэтому сейчас мы должны поработать в группах и выработать параметры и компетенции, которые будут считаться результатом труда учителя.
(Время работы в группах 10 минут. Итоги работы представить на плакате с обоснованием выбранных результатов качества образования. После выступления представителей групп экспертная группа доводит до сведения педагогов результаты анкетирования.)
Примерный проект решения педсовета:
1. На уровне методических объединений изучить основные ошибки, допущенные при выполнении
административных контрольных работ, разработать план действий по ликвидации пробелов знаний учащихся и достижению требуемых результатов.
2. Разработать и утвердить на Инновационно-методическом Совете план действий по повышению удовлетворенности работы школы со стороны учеников, учителей и родителей.
3. Считать результатом труда учителя с точки зрения качества образования:
- итоговую успеваемость: абсолютную и качественную;
- результаты ЕГЭ, результаты областного тестирования;
- результаты итоговых и переводных экзаменов,
- результаты административных контрольных работ;
- высокий уровень независимых диагностик;
- уровень развития коммуникативной компетентности ученика;
- личностный рост ребенка;
- лидерство класса;
- лидерство отдельных учеников;
- личная удовлетворенность учителя;
- сохранность контингента учащихся класса;
- сохранность здоровья учащихся;
- уровень воспитанности ученика;
- сформированность классного коллектива;
- преданность школе, патриотизм;
- сформированность гражданской зрелости учащихся;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- умение учащихся самостоятельно добывать и пользоваться полученными знаниями;
- результаты поступления в ВУЗы;
- результативность сотрудничества с родителями;
- наличие психологического комфорта в классе;
- толерантность;
- отсутствие конфликтов с учащимися, родителями, коллегами;
- применение инновационных образовательных технологий;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- активное участие в делах школы;
- участие в методической работе как инициатор;
- работа с «одаренными детьми»;
- умение наладить контакт с родителями и учащимися, коллегами.