Цель: систематизация изученного за год.
Задачи: закреплять умения обнаруживать все изученные орфограммы; уточнить роль этих умений; определять и применять нужное правило; продолжить работу по совершенствованию умений по взаимоконтролю и самоконтролю; развивать орфографическую зоркость; формировать внутреннюю потребность в аккуратном каллиграфичном оформлении записей; закреплять умения распознавать и подбирать проверочные однокоренные слова.
1. Организационный момент
Мне сегодня приснился сон. Сон необыкновенный. Как будто бы я попала в страну чудес. В этой стране было очень интересно, но оказывается пускали туда не всех, а только тех, кто имеет определённый багаж знаний. Я прошла все испытания. Мне так захотелось, чтобы в этой стране со мною рядом были вы, мои ученики и вместе со мною бы преодолели се трудности, с которыми я столкнулась. Поэтому сегодня я возьму вас в эту чудесную страну. И надеюсь, что вы меня не подведёте.
Мир полон сказочных чудес,
И жизнь сама – большое чудо:
И дождь, пролившийся с небес,
И солнце, круглое, как блюдо.
И школа, как волшебный круг,
Нам открывает чудеса познанья
Весь мир, сияющий вокруг
Мы познаём, разгадывая тайны.
Будем разгадывать тайны? Поможете мне? Приготовились.
Открыли тетрадки, записали число. Аккуратно и красиво прописали показы.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
2. Объявление темы и задач урока
На доске тема нашего урока. Используя знания алфавита, прочитайте, что зашифровано.
17.16.3.20.16.18.33.6.14. 3.19.7. 25.20.16. 9.15.1.6.14.
Повторяем всё, что знаем
Сегодня на уроке мы вспомним всё, чему научились за год.
И всё это произойдет в форме игры, которая носит интересное название «Чудеса».
Но прежде, чем начать наше путешествие в страну чудес, я хочу проверить, а все ли готовы отправиться в путь?
А) Разминка
Найди лишнее:
- Д З Г Л К В (глухая)
- М Н Л Д Р (парная)
- кот, крот, живот, дятел, корова (неодуш.)
- дома, сады, пирог, кошки, варежки (ед. число)
- а, о, Й, ы, ю, Э (Й –согл.)
- большой, синий, зима, холодный (зима-сущ.)
- идёт, поплыл, учится, морской (морской-прил.)
- по, под, над, за, ах, до, от (ах)
Итак, первое испытание пройдено. Отправляемся в путь. И раз уж с вами сегодня мы отправимся в страну чудес, то мне бы очень хотелось начать путешествие со стихотворения, которое написал К.Чуковский.А кто его не помнит, послушайте.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки.
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше - гамаши,
Зинке - ботинки,
Нинке - чулки,А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками
Вот какое дерево!
Чудесное дерево!
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки.
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели,
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?Рвите их, убогие!
Рвите, босоногие!
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
Учитель открывает изображение чудо-дерева.
Итак, мы с вами тоже пойдем к чудо-дереву. А оно приготовило нам необыкновенные плоды. Это плоды с заданиями. По одному ученику выходят к доске и снимают плоды, например носок и т.п.
Б) Словарный диктант
- Что же за задание спрятано в носке? Это словарный диктант. (Один человек возле доски, а остальные в тетради)
Сорока, касса, Москва, перрон, машина, картина, город, ребята, русский, собака, конура, одежда, тетрадь.
Проверка с объяснением.
Вот мы и справились с этим заданием. Но на нашем дереве ещё много чудесных предметов.
В) Однокоренные слова
Следующий ученик подходит к дереву и снимает плод.
На доске однокоренные слова: найдите лишнее, выделите корень. (устно)
Белка, беленький, белить.
Вода, водяной, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Г) Безударный гласный звук
Следующее задание в валенке. Вставь безударную гласную букву, объясни выбор буквы.
Перед выполнением этого задания давайте вспомним, как проверять безударный гласный звук.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Гл.за, з.ма, в.дро, письмо, тр.сти, тянуть, ч.рнеть, д.жди, м.рить, в.да, р.ка, р.са, л.сичка, д.ма, р.чной, ст.кло.
Полей слово из нужного ведёрка: можно распределить слова в столбики под вёдра и объяснить выбор буквы, т.е. подобрать проверочное слово.
Д) Помоги Незнайке (Красный носок)
Исправьте ошибки. (Самостоятельная работа по карточкам)
Физминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
Деревцо всё выше, выше!
Е) Предложение рассыпалось
Слова: девочка, играла, сад, маленькая.
Составь предложение и выдели основу. Форму слова можно изменять.
- Что называется основой предложения?
- Какого слова не хватает для построения предложения? (в)
- Для чего служат предлоги?
В саду играла маленькая девочка.
При разборе предложения указать части речи. (Один человек выполняет задание на доске)
Ж) Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя их написание
У меня печальный ви . ,
Я ч . хаю, я охрип.
Что такое? Это гри . !
Не румяный гри . в л .су!
А поганый гри . в н.су!
3. Подведение итогов урока
- Чем занимались на уроке? А зачем мы это делали?
- Какие задания вам показались особенно интересными?...скучными?
Чудо-дерево превращается в обыкновенное дерево с листочками. На нем конверт с замком. В конверте оценки. Дети сами себя оценивают и объясняют выбор оценки.