Урок русского языка в 5-м классе по теме "Словосочетание"

Разделы: Русский язык


1. Дать понятие словосочетания, научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.
2. Сформировать умение выделять словосочетания из предложения.
Оборудование: проектор, экран, компьютер.
Методическое обоснование: следует уделить большое внимание разграничению слова и словосочетания. У обучающихся формируется умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании.

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. (Синтаксис и пунктуация)
Беседа о том, что изучает синтаксис и пунктуация на основе предложенного стихотворения.

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
-Вот что значит
Запятая!

Учитель: А при чем же здесь запятая?
Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания?
Какие мы знаем знаки препинания? Зачем они нужны на письме?
Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются вместе?
3. Работа по теме урока:
Учитель дает понятие словосочетания.
Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически ( слайд4).
Учитель дает понятие главного и зависимого слова (главное слово обозначается «х»). Главное слово – это слово от которого задаем вопрос: море (какое?) синее; жить (где?) у моря; говорить (как?) громко.
В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд6).
По окончанию на экран выводится верное решение (слайд7).
Учитель дает понятие лексической и грамматической связи слов в словосочетании. Слова в словосочетании связываются с помощью окончаний, предлогов и только по смыслу (лексически).
В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд9).
В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.
По окончанию на экран выводится верное решение (слайд10).

  • Учитель объясняет, какие сочетания слов не являются словосочетаниями. Словосочетаниями не являются: грамматическая основа ( шумел камыш), однородные члены предложения (красные и желтые).

В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд12).
В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.
По окончанию на экран выводится верное решение (слайд13).

  • Учитель дает понятие именного словосочетания и глагольного словосочетания. Именное словосочетание – это словосочетание, где главным словом выступает имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение. Глагольное словосочетание – это словосочетание, где главным словом выступает глагол.

В рабочих тетрадях выполняется задание (слайд15). В классе необходим дифференцированный подход, поэтому ученикам, справившимся быстрее остальных, можно предложить указать падеж имен существительных и прилагательных.
По окончанию на экран выводится верное решение (слайд16).
Итог урока: Делаем основные выводы по теме сегодняшнего урока.
Так что же такое словосочетание?
Как связаны слова в словосочетании?
Все ли сочетания слов можно назвать словосочетаниями?
В конце урока учитель собирает рабочие тетради. По итогам проверки можно судить о степени усвоения данного материала.

Приложение

Урок дан по учебнику «Русский язык» М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос и др.