Цель:
- углублять знания в предназначение машин, в составлении слов из изученных букв;
- развивать умение составлять загадки и их разгадывать, умение слышать и слушать;
- развивать внимание, мышление, речь;
- воспитывать нравственные качества школьников, уделяя особое внимание активной жизненной позиции.
Составление загадок является частью исследовательской деятельности.
В интересной, занимательной форме организовано исследование. Детям было предложено составить загадки по алгоритму.
На уроке применялся исследовательский метод; прослеживалась межпредметная связь; учитывались возрастные особенности детей. Использование мультимедиа позволило активизировать деятельность учащихся.
Оборудование:
- модели машин;
- разрезные буквы;
- слайды;
- предметные картинки;
- Азбука, аудиозапись “Голубой вагон”.
Ход урока
Учитель. Я рада вас видеть, ребята. Садитесь.
I. Разминка
1. – Рассмотрите картинки.
(Картинки: морж, улитка, змея, ежи, йод, малина, апельсин, шиповник, ива,
ноготки)
– Что заметили? Что хотите сказать?
Учащиеся. В 1-й строке картинки животных, лишний йод. Во 2-й строке одни растения.
– Прочитайте слова по первым звукам.
Музей машин.
– Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема урока Музей машин.
– Да, мы будем не только знакомиться с различными машинами, но и составлять загадки о машинах, исследовать загадки.
2. Работа в парах.
– На партах у вас лежат буквы. Какое задание можно предложить?
– Да, составьте слова из данных букв. Предлагаю работу в парах.
- 1-й ряд БОРАТА
- 2-й ряд ВЕОТТ
- 3-й ряд ХЛУС
– Хорошо, так какие слова у нас получились?
Учащиеся. Работа Ответ Слух.
– Мы будем с вами активно работать и отвечать, внимательно слушать, рассуждать и исследовать.
II. Формирование новых знаний.
Презентацию можно получить у автора статьи.
1. – Итак, рассмотрите слайды машин и подумайте, что у них общего и обратите внимание на различия.
1 слайд. Назовите машины, для чего нужны? (Легковые машины.)
2 слайд. Это раритет. Одним из первых построил автомобиль немецкий изобретатель Карл Бенц в 1885 году. Этот автомобиль развивал скорость всего лишь 14 км/ч. А сейчас автомобиль может двигаться со скоростью до 200 км/ч.
3 слайд. КАМАЗ, трактор, подъемный кран.
4 слайд. Автобус, мусорная машина.
5 слайд. Самолет, машина скорой помощи, машина для подметания улиц.
6 слайд. Экскаватор, бульдозер, пожарная машина.
– Назовите одним словом всё, что мы посмотрели.
– Транспорт.
– Что различного?
Учащиеся. Цвет машин, их размер и назначение.
2. Выделение видов транспорта.
– На какие группы можно разделить весь увиденный транспорт по его назначению.
- Для перевозки людей и груза (приведите примеры).
- Для благоустройства города (приведите примеры).
- Специализированные машины (приведите примеры).
3. Работа с учебником.
– Откройте Азбуку на с. 67. Давайте прочитаем стихотворение.
– Что узнали нового об автомобилях?
Физминутка. (Инсценирование-импровизация).
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед.
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке.
Волки на кобыле, львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике, жаба на метле...
Едут и смеются, пряники жуют.
III. Исследовательская работа.
1. Отгадайте, о какой машине идет речь?
“Тяжелая, по дорогам ездит”. (Учащиеся затрудняются ответить или предлагают множество ответов.)
“Тяжелая, по дорогам ездит, вместо колес гусеницы”.
Учащиеся. Экскаватор или бульдозер.
“Тяжелая, по дорогам ездит, вместо колес гусеницы, землю роет”. (Экскаватор.)
– Что нам помогло найти правильный ответ?
Вывод: необходимо заметить важные детали, характерные признаки именно этого предмета.
– Чем машина хороша? Разбираем не спеша. (Учитель берёт модель электропоезда)
2. Работа над составлением загадок.
– Исследуем электропоезд по нашему алгоритму.
1. – Смотрим: Какой? Какая? Что делает? | Быстрая, железная, перевозит людей, есть вагоны. |
2. – Найдем близнеца. На что похож? Кто такой же? | Как стрела, выпущенная из арбаллета; как лента сосисок. |
3. Узнаем, в чём похожи? Что одинаковое? | Мчится, как стрела; вагоны соединены как сосиски. |
4. Узнаем, как узнать? Как узнать о предмете? | Свистит, гудит, стучит. |
5. Составим загадку сами. | Быстрая как стрела, Людей везу, На остановках торможу. |
IV. Фтминутка (песенка “Голубой вагон”).
V. Закрепление.
– А теперь попробуйте сами составить загадку о машинах, которые лежат у вас на партах. Помните об алгоритме. Выберите машину. Работаем в парах.
– Слушаем и отгадываем. (Дети говорят свои загадки, остальные отгадывают.)
– Молодцы!
VI. Итог.
Учитель. Чему учились сегодня на уроке?
Учащиеся. Учились составлять и разгадывать загадки.
Учитель. Что узнали нового?
Учащиеся. Виды транспорта.
Учитель. О чем захотелось рассказать дома?
Учащиеся. Чтобы составить загадку, необходимо знать алгоритм.
2. Рефлексия деятельности.
– Оцените свою работу по шкале в Азбуке.
– Кто доволен своей работой на уроке? Кто остался недоволен? Я тоже хочу оценить нашу работу.
3. А теперь закрасьте в Азбуке тот автомобиль, который вам больше понравился.
Большое спасибо.