Цель: познакомить с единицей измерения площади квадратным сантиметром.
Оборудование: Учебник (Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика 3 класс, 2008.), мультимедийная установка, рисунки геометрических фигур.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Устный счет.
1. Пчелка предлагает сделать мир краше, Если правильно выполним задания, то этот цветок станет разноцветным.
В серединке цветка появляются задания, после выполнения которых лепесток изменяет цвет. (Презентация, слайд 2)
- Назовите самое большое трехзначное число.
- Назовите самое маленькое трехзначное число.
- Найдите значение разности наибольшего трехзначного и наименьшего трехзначного чисел.
- Назовите число, в котором сама цифр в записи числа равна 15.
- Назовите число, в котором количество разрядных единиц второго разряда в два раза больше количества единиц первого.
- Назовите число последующее за числом 299.
- Назовите число предшествующее 500.
2. Назовите фигуры. Какими мерками удобно измерить их площадь?
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику (№ 40) (Слайд 3)
Задание:
1. Начерти прямоугольник со сторонами 5см и 4см. (Слайд 4)
2. Выбери из мерок те, которые можно измерить его площадь. Сделай чертежи.
- Цыпленок предлагает измерить площадь прямоугольника мерками треугольной формы. (Слайд 5)
- Ежик предложил измерить прямоугольник мерками квадратной формы. (Слайд 6)
- А котенок – мерками прямоугольной формы. (Слайды 7, 8)
3. Какая из подходящих мерок тебе кажется самой удобной? Почему?
4. Мы выбрали мерку со стороной 2 клетки: ею можно измерять площадь прямоугольника и она не такая маленькая, как клетка тетради. Наши мнения совпали?
5. Измерь длину двух клеток тетради. Что получилось? (Слайд 9)
Вывод: Площадь квадрата со сторонами, равными см, называется квадратным сантиметром.
Эта мерка площади записывается так: 1 см2. (Слайд 10)
6. Сколько в прямоугольнике квадратных сантиметров?
7. Как бы ты назвал площадь квадрата со сторонами длиной 1 дм; 1 м; 1 мм? (Слайд 11)
- Сколько квадратных сантиметров в одном квадратном дециметре? (Слайд 12)
8. Такие мерки тоже используют при записи площади. (Слайд 13)
2. Знакомство с палеткой и ее изготовление
- Для измерения площади используют палетку. Учащиеся изготавливают палетку на кальке и применяют ее для определения площади фигур.
- Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 3 и 2см. Определите при помощи палетка его площадь.
IV. Работа над пройденным материалом
1. Задача № 41
1) Прочитай текст. Это задача? Объясни ответ.
На стройке работали бульдозеры и самосвалы. Сколько машин работало на стройке, если бульдозеров было 6, а самосвалов в 3 раза больше?
2) Запиши задачу кратко и нарисуй схему её анализа.
3) Реши задачу. Она простая или составная?
После разбора задачи, учащиеся записывают самостоятельно решение в тетради, проверяют запись по слайду 14
V. Итог урока
Какие новые сведения вы унесете сегодня с урока?
В каких жизненных ситуациях вам могут пригодиться эти знания и умения?
Что удобнее измерять квадратными сантиметрами? Квадратными метрами? Квадратными миллиметрами? (Слайд 15)
VI. Домашнее задание № 42