Цель:
- Выявление и освоение нескольких способов проверки безударных гласных в корнях имён существительных.
- Формирование навыков логических действий по организации наблюдений, обобщений, с последующим использованием полученных знаний на практике.
- Формирование умения общаться в группе и в коллективе.
Оборудование:
- учебник русского языка (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова), 3 класс, 1 часть;
- карточки со словами;
- карточки-задания для групп;
- сигнальные карточки;
- плакат для чистописания;
- карточки с домашним заданием.
Ход урока
1. Организационный момент
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
2. Актуализация
- Ребята, придумайте несколько существительных на тему «Зима». (Дети: Снег, метель, мороз, вьюга и др.)
- К слову «снег» подберите однокоренные слова. (Слова учитель записывает на доске) (Дети: Снег – снежок, снеговик, снежный и др.)
- Какие слова называются однокоренными или родственными? (Дети: Однокоренными или родственными являются слова, имеющие общую часть и общее значение.)
- Что значит форма одного и того же слова? (Дети: В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы.)
- Назовите среди однокоренных слов слова, требующие проверки при письме. Почему? Обоснуйте ответ. (Дети: Снежок, снеговик. Потому что в этих словах есть безударные гласные, требующие проверки.)
Учитель:
- Ребята, в русском языке очень много разных «тайн», в том числе и о безударных гласных. Поэтому девизом нашего урока я предлагаю взять слова «Всё тайное становится явным».
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Сегодня на уроке наша задача раскрыть тайны способов проверки безударных гласных в корнях существительных.
На доске появляется табличка со словами «Способы проверки безударных гласных имён существительных»
3. Введение в тему. Выявление способов проверки безударных гласных у существительных.
- Запись числа в тетрадях.
- Минутка чистописания. На доске буквы: х, а, ц, о, я, щ.
Учитель:
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
- Повторите по три раза образцы написания этих групп.
Всю зиму белка прибегала к кормушке.
- Прочтите предложение. Найдите в нём существительное с безударной гласной в корне.
- Выпишите его на следующую строчку, рядом запишите проверочное слово.
На доске запись:
м (я, и) чи – мяч в (е, и) сло – вёсла
п (о, а) ля – поле н (о, а) ра – норы
(е, и) жи – ёж з (и, е) ма – зимы
Задание: Используя проверочные слова, выберите нужную безударную гласную. Понаблюдайте и решите, какой способ использовали при подборе проверочных слов. Запишите две пары любых слов в тетрадь.
После ответа детей появляется табличка с названием способа проверки «Изменение по числам»
Учитель:
- Мы выявили один из способов проверки безударных гласных. Чтобы познакомиться с другими способами, предлагаю работу в группах. (Учитель даёт задание каждой группе)
Группа 1
Даны пары слов.
по м . рю – что? море
на п . лу – что? пол
в л . су – что? лес
в н . зине – что? низ
в д . ли – что? даль
у л . сы – кто? лисонька
на п . ньке – что? пень
Задание: Используя проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Понаблюдав, решите, какой способ проверки использовали. Сформулируйте вывод.
(Вывод: Подбирали проверочные слова с помощью изменения слов по команде вопроса кто? или что?)
На доске появляется следующая табличка способа проверки: «Изменение по вопросам кто? или что?»
Группа 2
Даны пары слов.
ст . лбы – столбик
д . ска – досточка
д . жди – дождик
ч . сы – часики
зв . зда – звёздочка
скв . рец – скворушка
м . док – сделанный из мёда
Задание: Используя проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Понаблюдав, решите, какой способ проверки использовали. Сформулируйте вывод.
(Вывод: Подбирали проверочные слова по принципу «сделай предмет маленьким, скажи ласково, объясни значение слова»)
На доске появляется следующая табличка способа проверки: «Объясни значение слова, сделай маленьким, скажи ласково»)
Группа 3
Даны пары слов.
м . да – чего? мёда
сл . док – чего? следа
сн . жок – чего? снега
г . лубок – кого? голубя
к . лосок – чего? колоса
ч . сок – чего? часа
в . терок – чего? ветра
Задание: Используя проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Понаблюдав, решите, какой способ проверки использовали. Сформулируйте вывод.
(Вывод: Подбирали проверочные слова с помощью изменения слов по команде вопроса кого? или чего?)
На доске появляется следующая табличка способа проверки: «Изменение по вопросам кого? или чего?»
Ответ спикера каждой группы можно сопровождать записью пар слов на доске, сделанной заранее.
4. Физкультминутка
За тучку солнце спряталось
На целую минутку,А мы все дружно проведём
Физкультурную минутку.В ладоши мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали
Правою рукой носок,
Левой – потолок.
А потом присели
И тихонько сели.
5. Закрепление изученных способов проверки безударных гласных в имёнах существительных
Задание для закрепления:
На доске слова:
Ст . кло, оз . ро, п . тно, на к . вре, в тр . ве, сл . ны, сп . на.
Задание: Подбери проверочные слова, запиши в тетрадь. Устно объясни способ проверки каждого слова.
Ответ:
- Стекло, озеро пятно – способ изменения числа.
- На ковре, в траве, - способ изменения слова по вопросу кто? или что?
- Слоны, спина – способ «Скажи ласково».
Работа с учебником: с. 32, упр. 59.
Творческое задание:
На доске слова:
Долгую, белочка, в, всю, лесу, зиму, живёт.
Задание: Установить порядок слов, записать предложение, найти слова с безударной гласной. Устно подобрать проверочные слова.
6. Домашнее задание (с. 34, упр. 61)
7. Итог урока
Обобщение
- Что нового узнали на уроке?
- Назовите способы проверки безударных гласных в корне имён существительных.
Рефлексия
- Всё ли было понятно на уроке?
- Какое задание понравилось больше других?
- Удалась ли работа в группах?
Услышим скоро мы звонок –
Пора заканчивать урок!
- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. На столе лежат сигнальные карточки. Если вы считаете, что усвоили тему хорошо и чувствовали себя уверенно, покажите улыбающегося человечка. Если же где-то в чём-то были неуверенны, то покажите задумчивого человечка.
- Спасибо вам за хорошую работу на уроке!