Задачи:
- Образовательные: закрепить понятие «многоугольник», познакомить с новой геометрической фигурой - прямоугольником; подвести детей к пониманию фигуры прямоугольника, как четырёхугольника, у которого все углы прямые, а стороны попарно равны;
- Развивающие: развивать конструкторские способности детей, мелкой моторики рук, интереса к предмету;
- Воспитательные: воспитание внимания, аккуратности при работе, бережного отношения к окружающему миру.
Учебно-методическое обеспечение: УМК по технологии под редакцией В.Д. Симоненко.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: листок газетной бумаги, цветная бумага, клей, ножницы, карточки для индивидуальной работы.
План занятия:
- Оргмомент. Мобилизация внимания учащихся, создание мотивации к действиям на уроке.
- Геометрическая разминка. Повторение изученного материала.
- Объяснение нового материала на материале сказки.
- Первичное закрепление знаний. Индивидуальная работа с карточками.
- Практические задания. Конструирование цветочка на ножке.
- Подведение итога урока.
- Рефлексия.
Ход занятия
1. Оргмомент
Мы продолжаем путешествие по Геометрическому царству. Вспомните, какие геометрические фигуры вы уже знаете?
2. Геометрическая разминка. Вопросы для повторения
- Простой инструмент для проведения прямой линии.
- Часть прямой линии, ограниченной с двух сторон.
- Часть плоскости, ограниченной двумя лучами.
- Отрезок, являющийся частью геометрической фигуры.
- Общая точка сторон многоугольника.
- Фигура, имеющая много углов.
- Фигура, имеющая четыре угла.
- Какое наименьшее число углов может иметь многоугольник?
3. Объяснение нового материала
Сегодня на уроке вы узнаете о новой геометрической фигуре, об этом нам расскажет сказка.
Жил-был паук на Волшебной поляне в Геометрическом царстве. Паук был одинокий и старый. Таким же старым был его домик: покосившиеся стены, прохудившийся пол и грустные окна - глаза.
Хорошо, хоть, что он ещё похож на четырёхугольник,- думал паук по вечерам, перед сном читая газету.
- Ребята, посмотрите внимательно, не ошибся ли старый паук, видя перед собой четырёхугольник?
(показать рисунок) Как проверить?
- Сколько у четырёхугольника сторон? А вершин?
- Теперь посмотрите на углы повнимательнее, скажите, какие они?
А паучок всё не переставал вздыхать. Он помнил свой дом не таким. Когда-то в молодости его домик имел бодрый вид и улыбался каждому встречному. Вот так. (рисунок весёлого домика)
Не понимал наш паук, что же приключилось с его домом? Ведь углов было и осталось 4, было и осталось 4 стороны. Четырёхугольник? Да, но не тот!
Однажды к пауку пожаловал в гости сверчок. Это был необычный сверчок- учёный, он раньше жил в школе.Очень удивился сверчок домику паука.
- Как можно жить в таком доме? Вот-вот упадут его стороны, съедет крыша! У этого домика и прежнего,- думал сверчок,-4 угла. Но углы у прежнего домика были особенные. Их называли прямыми (это сверчок помнил из школы).
- Что такое прямой угол? Как его построить? – спросил паук и печально вздохнул. А сверчок решил помочь ему и задумался. Недаром сверчок был учёным, он придумал, как измерить углы у четырёхугольника, не пользуясь чертёжным прямоугольным треугольником. Придумал, глядя на паука, читающего свою вечернюю газету.
- А вы, ребята, увидели ли здесь отгадку? Отгадкой является самая обыкновенная газета. Возьмите листок газетной бумаги, сложите его (показываю, как сложить), у нас получилась модель прямого угла. Это и сумел увидеть умный сверчок.
Итак, модель прямого угла найдена, осталось измеритьуглы четырёхугольника, и сверчок принялся за работу. Он прикладывал газету к каждому из углов четырёхугольника, а друзья паука привязали паутиной каждую сторону четырёхугольника и тянули до тех пор, пока сторона четырёхугольника не совпадала со стороной газетного листа. Так были изменены все 4 стороны. Надо теперь проверить все стороны четырёхугольника.
- Измерьте и сравните противоположные стороны полученного четырёхугольника.
- Что у вас получилось при измерении? (ответы детей)
Как же обрадовался паук, что его дом выглядит как прежде. Это был четырёхугольник, но с прямыми углами и равными противоположными сторонами. Удивительный четырёхугольник. - Как же назвать этот четырёхугольник? – спросил паук.
- Лучшего названия, чем ПРЯМОУГОЛЬНИК, не найти, - сказал сверчок.
- Интересно, почему он так решил? (ответы детей).
4. Первичное закрепление знаний
Детям даны индивидуальные карточки.
Задание: с помощью модели прямого угла найти и закрасить прямоугольники.
Задание на смекалку «Дострой до прямоугольника».
5. Знакомство с периметром. Работа над определением периметра фигур
- Что такое периметр? Это слово имеет две основные части, которые похожи на слова «пире» и «метрос». «Пире» - египетское слово, которое означает выходить, обходить, ходить и т.д. Другая часть слова «метрос»- имеет греческое происхождение и означает мерить, проводить измерения. Таким образом, слово периметр – означает понятие «измерять, ходьбой», т.е. измерять длину границы вокруг участка земли. Действительно, значение слова совпадает с практическим действием. Стороны многоугольника надо измерить, а затем длины их сложить.
Найти периметр – значит вычислить сумму длин всех его сторон.
- А зачем паучку нужно знать про периметр? (Чтобы огородить свой участок)
6. Практическое задание Конструирование цветочка на ножке
Всем понравился домик. Но около домика не растут цветы. Давайте сделаем цветочки на ножке и украсим садик паучка, но сначала отдохнём.
7. Физминутка «Раз цветочек, два цветочек…»
- Повторение правил рабочего человека.
- Правила обращения с ножницами и клеем.
8. Конструирование цветочка
1) На столе у детей фигуры из бумаги: зелёный прямоугольник (8см, 4см), красный (7см), жёлтый (4см) и зелёный (9см) квадраты, красный кружок.
- Какая фигура лишняя? Почему? Что такое квадрат? Прямоугольник?
2) Измерить длину и ширину зелёной фигуры.
- Что это за фигура?
- Что мы можем сказать о ней?
- Чему равна длина? (8см) Ширина? (4см) На сколько сантиметров длина больше ширины?
- Чему равен периметр прямоугольника? Как его вычислить? (Р = 8 + 8 + 4 + 4)
- Сложите прямоугольник пополам, разрежьте.
- Какие фигуры получились?(2 квадрата)
- Вычислите периметр квадрата. (Р = 4 + 4 + 4 + 4)
- Есть ли на столе равные фигуры?
- Какого они цвета?
9. Самостоятельная работа
Вычислить периметр красного и зелёного квадратов, сравнить периметры.
Взаимопроверка работ.
3) Работа по изготовлению цветка.
Сложить фигуру из красного квадрата.
- Какая фигура получилась? Сколько треугольников в этом квадрате? Какие они?
(рисунки 1, 2) Отогнуть края заготовки. (рисунок.3)
Сложить такую же фигуру из жёлтого квадрата. Вложить жёлтую заготовку в красную, соединить их между собой с помощью клея, приклеить в центр красный кружок.
4) Изготовление листьев из маленьких квадратов и стебля из большого квадрата (рисунки 1, 2, 3) с таким же анализом фигур и сравнением периметров.
У стебля отогнуть нижний край (рисунок 4), соединить все детали.
Цветок готов.
Теперь паучок сможет украсить свой участок.
10. Подведение итогов работы, рефлексия
Паучкам и сверчку понравилась ваша работа.
- А что вам понравилось на уроке?
- В чём возникли затруднения, удалось ли их преодолеть?
- Что вы можете рассказать про прямоугольник?
- Что такое периметр? Как определить периметр фигуры?
- Где мы можем применить наши знания?