Цель: Обобщение знаний по разделу «Сказочные человечки».
Задачи:
- совершенствовать умение различать литературные жанры, давать характеристику персонажам произведения, ориентироваться в тексте;
- развивать речь память, технику и выразительность чтения, литературное творчество учащихся;
- воспитывать интерес к чтению произведений, как русских, так и зарубежных писателей, стремление быть хорошим другом.
Оборудование: Видеозапись мультфильма «Малыш и Карлсон», аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь», иллюстрации сказочных персонажей, выполненных учениками, карточки, учебники, выставка предметов, встречающихся в прочитанных произведениях (игрушечные персонажи, пропеллер, шляпа, луковица, лимон, бант, колпачок, глиняный горшочек, «нос» Буратино. игрушечный кинжал), учебник «Маленькая дверь в большой мир», часть 1, Бунеева Р.Н., Бунеева Е.В., 2004 г.
Ход урока
I. Организация класса
- Рок-рок-рок начинаем наш урок. Чтение - вот лучшее учение.
Мы закончили работу по разделу «Сказочные человечки». И сегодня мы выясним, что вы уже знаете, чему научились. Покажете свои умения!
II. Актуализация знаний
1. Разминка чтеца - чтение текста на стр. 85-86 разными способами:
- «буксовка»;
- «эхом»;
- про себя;
- громко;
- тихо;
- радостно;
- печально;
- в быстром темпе;
- в медленном темпе;
- спокойно;
2. Работа над определением литературных жанров:
1) классификация жанров:
- Какие виды произведений вы знаете? (Стихи, сказки, загадки, сказы, сказочные повести)
2) повторение примет сказок.
3. Постановка проблемного вопроса
- А почему произведения, прочитанные в разделе «Сказочные человечки» нельзя отнести к жанру сказок? Ведь в них есть и волшебные предметы, несуществующие существа? (Дети приводят аргументы: большой объём, большое количество героев и событий)
III. Этап обобщений и систематизации знаний и умений учащихся
1. Отгадывание персонажей сказочных повестей.
- Чтобы начать разговор о героях, с которыми мы познакомились, нужно пригласить их к нам на урок Для этого предлагаю отгадать загадки
- Босыми ножками
По лесным дорожкам
С пауками бой ведет
И друзей не придает! (Хоббит) - Парень этот очень славный
И надежный и забавный.
Желтый он как одуванчик,
Глазки словно пуговки.
Персонаж из сказки - горький,
Потому что луковка (Чиполлино) - Он весел и не злобен,
Этот милый чудачек
С ним хозяин мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка - праздник.
И на мед особый нюх.
Это маленький проказник
Медвежонок ... (Вини-Пух) - С круглым животиком
Похож на бегемотика
Этот герой - финских сказок король.
Любознательный, веселый ... (Мумии-тролль) - Деревянный, озорной
Друг Пьеро и девочки Мальвины,
Непослушный и смешной
Сынок Карло-…. (Буратино) - Смешной человечек –
Большой озорник.
Смешной человечек
Скучать не привык
В маленьком доме
На крыше живет
Ужасный сластена
Конфеты жуёт. (Карлсон)
По мере отгадывания персонажей учитель вывешивает на доску иллюстрации, выполненные учениками, а дети выходят к доске, называют произведения и под каждым героем прикрепляют карточку с фамилией писателя и названием страны, из которой пришел литературный герой.
2. Словарная работа
- Чтобы в речи не было повторов, подберём синонимы.
(На доске появляется запись: «Сказочные человечки - герои, персонажи, имена»)
3. Классификация героев произведения
- На какие группы делятся герои произведений? (Положительные, отрицательные, герои - помощники, нейтральные.)
- А к какой группе относятся наши персонажи? Почему?
4. Физминутка
Имитация движений Буратино под песню «Буратино».
5. Характеристика сказочных человечков
- Хоббита Бильбо:
- Кто отличается смелостью?
- Кому принадлежит этот предмет? (Учитель показывает игрушечный кинжал.)
- Вини - Пуха:
- А кому принадлежит этот горшочек?
- Буратино:
- Кого еще из героев можно назвать глупым и невоспитанным?
- Карлсона:
- А это чей предмет? (Учитель показывает игрушечный пропеллер.)
- Чиполлино:
- Кого ещё из литературных сказочных человечков можно назвать обманщиком?
- Какие предметы нашей выставки подойдут к сказочной повести «Приключения Чиполлино»? (Луковица, лимон)
- Почему?
Проказник, большой, смелый, маленький, озорник, выдумщик, толстенький, худой, глупый, грубый, культурный, смешной, обманщик, невоспитанный, сладкоежка, трусливый, самокритичный, фантазёр. |
Слабые ученики получают карточки со вспомогательным определением понятия «имя прилагательное».
По окончании работы один человек зачитывает результаты на оценку, остальные осуществляют взаимопроверку.
Затем ученики, авторы лучших стихов о Чиполлино, читают свои работы перед классом. (Читают три - четыре человека, получают оценки)
IV. Самостоятельное применение знаний
- Ответить на вопрос «По какому плану нужно давать характеристику героя?»
- Работа в группах: блиц - турнир «Кто это?» (предлагаются карточки с вопросам)
Кто это?
|
Одна группа защищает свою работу перед классом, остальные выполняют проверку на местах.
V. Подведение итогов
1. Фронтальный опрос:
- О ком сегодня шла речь?
- Что объединяет этих литературных героев''
- Какие они друзья?
- Что можно прочесть между строк - определить основную мысль прочитанных произведений. (На доске появляется плакат с пословицей «В дружбе - сила»)
- У кого есть надежный друг?
- А кто себя считает верным товарищем?
2. Исполнение куплета из песни «Если с другом вышел в путь»
VI. Домашнее задание
- Стр. 168-169, решить кроссворд.
- Чтение сказочной повести Н.Носова «Приключения Незнайки»
(Выставление и комментирование отметок осуществляется в ходе всего урока)