Форма проведения урока: исследование с элементами межпредметной интеграции.
Методическая цель урока: формирование познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи урока:
- Обучающая
- сформировать знания о строении и составе пламени;
- актуализировать опорные знания о процессе горения с учётом материала, усвоенного на уроках других учебных дисциплин.
- Воспитывающая
- создать условия положительного отношения к знаниям, к процессу учения.
- Развивающая
- способствовать формированию диалогического взаимодействия
- развивать эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям с помощью средств компьютерной техники;
- развивать эмоциональную сферу учащихся;
- развивать познавательную активность, умение наблюдать окружающий мир, анализировать условия его развития, используя знания из других учебных дисциплин (история, литература, география).
Главная проблема урока: формирование системных знаний о процессе горения.
Оборудование:
- учебная и дополнительная литература;
- презентация «Мистерия огня»;
- экран, ноутбук, мультимедийный проектор;
- материалы к уроку (музыкальные и видеозаписи, подборка стихотворений).
Приборы и реактивы для эксперимента:
- дихромат аммония, стеклянная палочка, спиртовка;
- колба с углекислым газом, колба с кислородом, лучинка;
- свеча парафиновая, спички, предметное стекло, тигельные щипцы, три стакана разного объёма.
Оформление кабинета:
- оформление доски – эпиграф «Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. (Леонардо да Винчи)
- на столах учащихся – карта анализа стихотворений, тетради, дополнительная литература, приборы и реактивы;
- экран, ноутбук, мультимедийный проектор.
Материалы к уроку
1. Подборка стихотворений
С. Есенин
Я зажёг свой костёр,
Пламя вспыхнуло вдруг
И широкой волной
Разлилося вокруг.И рассыпалась мгла
В беспредельную даль,
С отягчённой груди
Отгоняя печаль.Безнадёжная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей.И я весело так
На костёр свой смотрел,
Вспоминаючи грусть,
Тихо песню запел…
Андрей Белый
Объяснение в любвиСияет роса на листочках.
И солнце над прудом горит.
Красавица с мушкой на щёчках,
Как пышная роза, сидит.Любезная сердцу картина!
Вся в белых, сквозных кружевах
Мечтает под звук клавесина…
Горит в золотистых лучахПод вешнею лаской фортуны
И хмелью обвитый карниз…
Сергей Городецкий
СолнцеСтою, всевидящее око,
На страже гаснущих миров.
Мои огни – дыханье рока,
Моё вздыманье – без оков.Моё лицо – тайник рождений.
Оно металось в колесе,
В горящем вихре отпадений,
В огнепылающей красе….
Марина ЦветаеваВот опять окно,
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.
Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.Крик разлук и встреч –
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи…
Нет и нет уму
Моему – покоя.
И в моём дому
Завелось такое.Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнём!
А. Пушкин
Сожжённое письмо.Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!..вспыхнули…пылают…лёгкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На лёгком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
А. Пушкин
Отрывок из «Евгения Онегина», XLVIIОгонь потух; едва золою
Подернут уголь золотой;
Едва заметною струёю
Виется пар, и теплотой
Камин чуть дышит…
2. Карта анализа стихотворений
Фамилия, имя ______________________________________________________
Вопрос | Ответ |
---|---|
1. Какой процесс объединяет отрывки из стихотворений? | |
2. Почему огонь стал для людей любезным братом, помощником, учителем? | |
Пока не меркнет свет, пока горит свеча... 3. Продолжите и поясните смысл фразы. |
|
4. На основании стихотворения перечислите стадии и продукты горения. |
3. Инструкция по выполнению лабораторной работы
Лабораторная работа «Наблюдение за горящей свечой»
Опыт №1
Физические явления при горении свечи
Зажгите свечу.
Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образую круглую лужицу. Какой процесс здесь происходит?
При помощи спичек выясните, в какой зоне температура пламени выше?
Опыт №2
Обнаружение продуктов горения в пламени
Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе, внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3-5с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там образовалось.
Сухую пробирку переверните вверх дном и подержите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Опыт №3
Влияние воздуха на горение свечи
Сначала накройте свечу маленьким по объёму стаканом, затем – большего объёма. В каком случае свеча горит дольше? Почему?
4. Занимательные задачи
- Существует определённая порода кур, которые своё гнездо строят из мусора (ветки, мох, листва, сухая трава). Они так и называются - сорные куры. Курица откладывает в это гнездо яйца. Петух, время от времени, опускает в гнездо свой клюв, и затем либо разрывает его, либо подгребает новый мусор. Объясните действия петуха и происходящие процессы..
- Почему осенью в парках можно наблюдать небольшой дымок, выходящий из собранных в кучи опавших листьев?
5. Видеозапись
«Салют» www.aplights.ru Theater of fire “APL.Show”
Музыка – песни А. Макаревича «Пока горит свеча», «Костёр» или их инструментальные обработки.
Этапы урока:
Этап, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
---|---|---|---|
I Организационный момент. Вступительное слово учителя |
Сообщает тему урока, знакомит с планом его проведения, акцентирует внимание на содержании учебного материала, познавательных умениях и приёмах умственной деятельности, используемых на уроке. | Внимательно знакомятся с планом урока, осознают и принимают учебную задачу; | |
II Актуализация знаний: а) чтение отрывков из стихотворений | Читает отрывки из стихотворений А. Пушкина, С. Есенина, М. Цветаевой, Р. Ивлева, С. Городецкого (возможно использование музыкального фона). Предлагает определить тему урока на основе прочитанных отрывков. | Внимательно слушают, анализируют стихотворения, определяют понятие, объединяющее их (данное понятие - тема урока). | Презентация, слайд №1 |
б) видеофрагмент «Салют» | Акцентирует внимание на заполнении бланков анализа стихотворений. Предлагает обратить внимание на красоту и торжественность огненной стихии. |
Просматривают видеофрагмент. | «Салют» www.aplights.ru Theater of fire “APL.Show” |
в) эксперимент (разложение дихромата аммония) | Оказывает помощь в проведении эксперимента, комментирует процесс. | Один из учащихся (инструктаж по ТБ и обучение - на подготовительном этапе) проводит эксперимент по разложению дихромата аммония. | Эксперимент «Разложение дихромата аммония» | III Экспериментальная задача (преемственность в изучении материала) | Предлагает учащимся решить экспериментальную задачу. Вопрос учащимся: 1) Как определить где находится каждый газ? 2) Какой процесс лежит в основе определения? |
Заслушивают условие задачи, анализируют и решают её, проводя логическую взаимосвязь с ранее изученным материалом. | Эксперимент «Распознава-ние газов» |
IV Объяснение нового материала(огонь, история открытия) | Предлагает заслушать отрывок из поэмы Эсхила «Прикованный Прометей», своё мнение отразить в ответе на вопрос из карты анализа стихотворений. Объясняет смысл понятия «огонь», сложившиеся в нашей жизни ассоциации вокруг этого понятия. |
Анализируют отрывок из поэмы, знакомятся с материалом презентации, делают записи в тетради. | Презентация, слайд №2,3,4 |
V Исследование строения пламени свечи (практическая работа) | Предлагает заслушать стихотворение А. Макаревича «Пока горит свеча» и выразить своё мнение в карте анализа стихотворений, объясняет взаимосвязь стихотворения и следующего этапа урока. Напоминает правила техники безопасности, акцентирует внимание на этапах исследования, оформлении результатов, выводах (возможно использование фоновой музыки). Проводит обсуждение результатов. | Анализируют стихотворение, знакомятся с этапами практической работы. Выполняют практическую работу, оформляют результаты, делают выводы об условиях возникновения горения, о строении пламени. |
Презентация, слайд №5, песня А. Макаревича «Пока горит свеча» |
VI Объяснение нового материала (процесс горения) | Предлагает заслушать стихотворение А. Пушкина «Сожжённое письмо» и выразить своё мнение в карте анализа стихотворений. Проводит анализ стихотворения с учащимися по плану:
|
Анализируют стихотворение, рассуждают о причинах возникновения горения, знакомятся с материалом презентации, делают записи в тетрадях. | Презентация, слайд №6, 7 |
VII Сравнение процессов горения и медленного окисления.
| Предлагает решить задачи (см. материалы к уроку), комментирует ответы учащихся. Используя материалы слайда, сравнивает два процесса. Предлагает учащимся самим привести примеры процессов горения и окисления из жизни. | Обсуждают варианты решения задач, предлагают определение процессу. Знакомятся с материалом презентации, делают записи в тетради. | Материалы к уроку, презентация слайд №11 |
VIII Подведение итогов урока. Рефлексия. | Подводит итоги урока, говоря о красоте процесса познания. Предлагает провести оценочную деятельность (возможно использование фоновой музыки). | Выражают своё мнение о ходе урока, изученном материале, о применённых методах работы, дают оценку своей работы и своих товарищей. | Песня А. Макаревича «Костёр», презентация слайд №12 |