Тема урока: «Природные зоны России».
Задачи:
Образовательные: познакомить с природными зонами России, их особенностями.
Развивающие:
- формировать навыки самостоятельной работы, умение работать в группах, оценивать друг друга;
- развивать память, внимание, мышление, творчество.
Воспитательные: воспитывать в детях бережное отношение к природе.
Оборудование:
- проектор;
- персональный компьютер для учителя;
- учебник «Окружающий мир», автор Н.Ф. Виноградова;
- презентация материала урока (Приложение 1);
- картины природных зон;
- кроссворд;
- раздаточный материал для учащихся: тексты с описанием природных зон, стихи.
Ход урока
1. Организационный момент
(На фоне музыки.)
Учитель:
- Давайте пройдёмся
Медленно по кругу.
И «здравствуй!»
Скажем каждому цветку.
Ученик:
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Показали доброе лицо цветам, друг другу, нашим гостям!
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, уважаемые гости!
2. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня я всех приглашаю совершить путешествие по природным зонам России. За время путешествия, мы будем изучать, узнавать, исследовать, и если мы будем внимательны и наблюдательны, то многое увидим и узнаем о природе, растительном и животном мире нашей страны в разных тепловых поясах. Название природных зон, где мы побываем, вы видите в нашем классе.
Прошу вас занять свои места согласно купленным билетам. (Эмблема - «билет» на груди.)
3. Правила работы в группах
- В путешествие отправимся группами, их 4.
Капитан группы «Арктика» - …
Капитан группы «Тундра» - …
Капитан группы «Лесная зона» - …
Капитан группы «Степь» - …
- Работу групп будет оценивать Научный центр по 5-ти балльной системе. (Представить. Лист оценивания работы групп – Приложение 2)
- Чтобы путешествие прошло успешно, давайте вспомним наши правила Дружбы. (Представители каждой группы называют.)
4. Разминка
- Первое, что нам нужно сделать - собраться в путешествие. Подумайте и назовите, что нужно взять с собой для того, чтобы мы могли путешествовать и изучать природные зоны России.
- Что с собой возьмёт 1-я группа? (Называют.)
- Что с собой возьмёт 2-я группа?
- 3-я группа?
- 4-я группа?
(Карта, компас, верёвка, аптечка, продукты, нож, котелок и т.д.)
Итак, внимание! Первое задание!
5. Задание №1. «Подумай!»
Ответ запишите на листочках.
- Подумайте и напишите условия, которые необходимы для жизни на Земле? (Свет, тепло, вода, питание, почва.)
- Вспомните и запишите тепловые пояса Земли. (Арктический, умеренный, экваториальный.)
- Как вы думаете, одинаковы ли будут растительный и животный мир на этих поясах? Ответы сдаём Научному центру. А мы подведём итог. (Показ на листах ответов.)
Проблемный вопрос.- А отчего это зависит?
(Если дети затрудняются: Кто может нам помочь и где найти ответ на этот вопрос? Учебник стр. 28.)
Учитель (вывод): Двигаясь с севера на юг, мы пересекаем различные природные зоны. Их особенности зависят от количества получаемого тепла и влаги.
Открываем тетрадь № 2 на стр. 16-17. Перед вами карта «Природные зоны России».
Сейчас каждая группа отправится изучать одну из природных зон России. Перед дальней дорогой отдохнём.
Физкультминутка
- Отгадайте загадку об одном представителе тундры:
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень.)
Предлагаю вам физминутку: У оленя дом большой. Он глядит в своё окошко. Зайка по лесу бежит, в дверь к нему стучится: «Тук, тук, дверь открой, там идёт охотник злой» «Зайка, зайка забегай-ка, лапку подавай-ка».
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова нарубим.
Приседаем столько раз, сколько мальчиков у нас.
Улыбнёмся столько раз, сколько девочек у нас.
На носочки встанем, солнышко достанем
И тихонько сядем. Молодцы!
6. Задание №2. Работа в группах.
На ваших столах вы видите алгоритм вашей совместной работы, карточки с описанием природной зоны. (Приложение 3)
Вашим помощником может стать иучебник Окружающего мира, на стр. 28-29 вы можете найти описание своей природной зоны, рисунки.
Для этого вам нужно:
1) прочитать материал;
2) обсудить eго;
3) рассмотреть рисунки в учебнике;
4) рассказать нам, где вы побывали и что увидели;
- Что вам непонятно? Есть ли вопросы?
(Самостоятельная работа групп.)
7. Выступление групп
8. Домашнее задание (дифференцированное)
1) Всем учащимся подготовить сообщение о животном или растении любой природной зоны.
2) Для сильных: капитанам групп подготовить выразительное чтение описаний природы русских писателей и угадать, какая это природная зона. (Приложение 4)
9. Итог
- Давайте, подведём итог нашего путешествия. Что мы расскажем, когда вернёмся домой. Где мы побывали? Что увидели? Прошу выйти представителей групп.
(Коллективное чтение стихотворения, можно дать заранее.)
Представитель группы «Арктика»:
Мы в чудесной Арктике
На белейшей льдине.
Кормим рыбой мишек белых
Самых лучших в мире.
Представитель группы «Тундра»:
Мы из Арктики выходим,
В тундру попадаем.
А над нами красочно
Полярное сияние полыхает.
Представитель группы «Лесная зона»:
После тундры - лес, тайга.
Встрече с нами радуется
Тут вот кедр, а там сосна,
Ёлочка-красавица.
Под кусточком зайчик
Прыгает и скачет.
Ну, а с ветки белочка
Хвостиком нам машет.
Представитель группы «Степь»:
Только лес кончается,
Степи простираются.
Всюду яркие цветы -
Рады им и я, и ты.
Учитель:
И в любое время года
Хороша у нас природа.
Хоть всю землю обойдёшь-
Лучше Родины любимой,
Краше места не найдёшь.
Вот и закончилось наше путешествие по природным зонам России.
10. Оценивание
Прошу капитанов оценить работу своих групп по листам оценивания. (Приложение 5)
Слово Научному центру.
Спасибо за работу всем участникам путешествия!
Литература
1. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4-й классы.- М.: Вентана - Граф, 2004 г.
2. Начальная школа плюс «До и После». 2000 г. - № 8.