Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством духовно – нравственного воспитания. “Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка… Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления”.
Духовное возрождение России…Сегодня об этом много говорят. И главная задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.
Работая с УМК “Музыка” для учащихся 1 – 4 классов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, считаю, что именно с такого начала своеобразного духовно – нравственного стержня уроков музыки происходит дальнейшее раскрытие наиболее важных для формирования ребенка “вечных тем” - тем добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.
Духовно – нравственное развитие включает четыре раздела тем: “Россия – Родина моя”, “День, полный событий”, “О России петь, что стремиться в храм”, “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” Я согласна с авторами программы в том, что именно возвращение к родным истокам, “погружение” в мир родных интонаций, тем, образов создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства, по образному выражению художника Б.М.Неменского, “от родного порога”.
“День, полный событий” - так называется следующий раздел. Задача – раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно – образную речь, обращенную к сердцу, уму и душе человека.
“О России петь – что стремиться в храм” - этот раздел назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения “Запевка”. Он абсолютно новый в содержании программы и посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки.
“Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. (Приложение 1).
Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать “темой”, так велико и так всеобъемлюще ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.
Еще на рубеже 16 – 17 столетий появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. Такие сочинения называют духовными, так как слово “духовный” имеет более широкое значение, чем “церковный”.
Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Слушая “Утреннюю молитву” и “В церкви” П.Чайковского из “Детского альбома”, дети воспринимают интонационно – образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые навевает музыка.
В 1 классе после прослушивания фрагмента из 1 – ой части концертной симфонии для арфы с оркестром В.Кикты при кажущемся спокойствии детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть стареньких, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять.
Еще раз обратимся к “Сикстинской Мадонне” Рафаэля и “Аве, Марии” Шуберта в 6 классе. Рассматривая картины Рафаэля, Васнецова, иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской отмечаем, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство, и в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем.
При слушании “Вокализа” Рахманинова говорю, что этот вокализ часто называют музыкой покаяния, и поэтому его можно связать с музыкой духовной. Покаяние необходимо и возможно и для нас с вами. Хотя бы через музыку, через искусство нужно научиться заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она наполнена? Также даю задание найти стихи, созвучные настроению “Вокализа”. Даю приблизительный перечень поэтов: Бунин, Тютчев, Лермонтов, Пушкин, Есенин. Читаем стихи, а я читаю Лермонтова “Молитву”. После чтения стихов может прозвучать “Свете тихий” Киевского распева, где потом поясняю, что это молитва вечерней службы. В ней Господь именуется тихим светом, ибо пришел на землю не в полной божественной славе, а тихим светом этой славы, как истина, которая приходит тихо, как тихо и спокойно смотрят на нас лики святых с икон. Здесь тоже уместен показ икон (репродукций). “Истина приходит тихо! А нам нужно стараться не пропустить ее, и раскрывать ей свою душу”. Хочу еще раз подчеркнуть, что когда звучит такая музыка, говорит само искусство, и любое лишнее слово или вопрос выпадают из “контекста” духовной направленности, поэтому все звучит, совсем не поучая, без лишних слов, без разборов.
Говоря о Рождестве, отмечаю, что каждая семья и каждый человек отмечает Рождество по – своему. Для одних это торжественный религиозный праздник, для других – возможность приятно провести время в компании близких им людей. Для многих приближение Рождества означает, что пришло время покупать подарки, еду, напитки, и кто осмелится сказать, что это противоречит сути праздника? Однако, прежде всего Рождество – это праздник души, и мы чувствуем это при виде мерцающих в темноте свечей и звучащей музыке – рождественской музыке, которая несет с собой радость и веселье. Она обладает способностью создавать праздничное настроение: звенят ли церковные колокола в деревне или звучит трогательная пьеса, раскрывающая рождественскую историю. Здесь можно послушать “Дин – Дон! Высоко, высоко в небе…” на слова Джорджа Вудворда и мелодию французского народного танца 16 века и “Тихую ночь” Франца Грубера на слова Джозефа Мора, викария церкви Святого Николаса, а образ мира и спокойствия передал в красках художник Аткинсон Гримшоу (показываю репродукцию картины. Приложение 1).
Одно из самых трогательных событий в истории рождественской музыки произошло в ночь накануне Рождества в 1914 году, во время Первой Мировой войны. Немецкие солдаты перестали стрелять из своих пушек и начали петь рождественские песни, британские войска вышли из траншей, и обе армии отправились на нейтральную территорию, где они всю ночь напролет пели рождественские гимны, забыв о военных действиях.
В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомним песню “Вечерний звон”, которую слушаем в 5 классе, “Вечерний звон” И.Левитана…Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем – то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
А.К.Толстой. “Благовест”
Потом рассказываю, какое впечатление произвели “четыре ноты, вызванивавшиеся большими колоколами Новгородского Софийского собора” на маленького Сережу Рахманинова – “четыре серебряные плачущие ноты”, которые потом выразились в фортепианной сюите “Слезы”. А затем слушаем “Светлый праздник” Рахманинова и дети узнают, что в первую неделю после Пасхи – Светлую, в храмах открыты колокольни и, каждый, особенно ребенок, может подняться туда и звонить в колокола. И так благостно становится на душе, когда дети делятся своими впечатлениями об услышанном им самим колокольном звоне.
Работая с подростками, которые растут вместе с феноменом чистоты звука на компакт-дисках, CD-технике, и вместе с тем обилием музыки повсюду, вплоть до мобильных телефонов, понимаешь, как необходима помощь педагога, который станет добрым и умным провожатым в сложный и многогранный мир искусства. И здесь помогут новые пути восприятия музыки, которые предлагает автор книги “Классическая музыка. Новое восприятие” Александр Во. Пользуясь “графиком времени” - изображением музыки с помощью компьютера, отображающим колебания силы звука, комментарии по времени, указанном на графике и CD-счетчике, символы инструментов, ребята с интересом включаются в “работу” - слушая и соотнося прослушанную музыку с “графиком времени”, а потом узнавая, что Увертюра “1812 год” П.Чайковского была написана по заказу к 70-летию Бородинского сражения и ее премьера приурочена была к открытию нового храма Христа Спасителя, а затем говорят, что она похожа на молитву по душам 45 тысяч русских солдат, погибших в Бородинском сражении. (Приложение 2).
В 8 классе, работая с “графиком времени”, слушаем “Audivi vocem” композитора Золотого века английской музыки Томаса Таллиса (ок.1500 г.), и старшеклассники говорят об идее вечности, возвышенности, благородства. Музыка побуждает задуматься о самых важных, самых вечных вопросах – смысле существования человека на земле, о главном – о душе, о высшем предназначении человека. (Приложение 3).
Из сочинений учащихся 7 классов на тему “Мои размышления о духовной музыке”.
“Духовная музыка торжественна и величественна, эта музыка не для развлечений, а для глубоких раздумий, слушая ее, забываешь о сиюминутном и думаешь о вечном и незыблемом.” Антонова Вика.
“Церковная музыка дарит людям надежду и укрепляет веру”. Тиханов Антон.
“Духовная музыка оттого и называется духовной, потому что она написана для души. Ее спокойствие и мелодичность очищают нашу душу, приводят наш внутренний мир к гармонии”. Скрыльник Аня.
“В Вечерней молитве” уже благодаришь за все то, что произошло за весь день, задумываешься о том, что надо изменить”. Аникина Маша.
“В духовной музыке заложены глубокие чувства. Слушая ее, рядом с тобой царствует спокойствие”. Никитина Анастасия.
“Это очень благородная музыка, она успокаивающая, добрая, наводящая только на хорошие мысли”. Даньшина Оксана.
Нет на земле живого существа
Столь жесткого, крутого адски злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота.
В. Шекспир