Цели:
- совершенствование навыков работы с художественным текстом, умения вычленять элементы описания, представленные художественными средствами языка.
- на основе примеров художественных текстов создать собственные пейзажные зарисовки, описания природы зимой.
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И.Тютчев
Ход урока
1. Начало урока
(показ слайдов с изображением зимних пейзажей) Слайд 1-2
В это время звучит эпиграф урока.
- О каком времени года идет речь в стихотворении? (о зиме, о зимней природе)
Вот именно об этом мы сегодня с вами поговорим.
Тема урока сегодня: «И оживают картины природы…»
У художника-живописца – краски для изображения картин природы. Вы это только что увидели на слайдах.
У писателя-живописца – слово. Мы с вами не писатели, но будем учиться искусству слова.
- Чем мы занимаемся на уроках развития речи? (учимся анализировать худ. тексты, писать сочинения, изложения, составлять рассказы, находить худ. средства языка)
2. Целеполагание
Сегодня мы продолжим эту работу и цель урока – на основе примеров худ.текстов , изображения картин научиться создавать собственные пейзажные зарисовки, описания природы.
Самооценивание
У каждого на столе лежат снежинки, с помощью которых вы будете себя оценивать.
3. Повторение
Чтобы наша работа была плодотворной, чтобы добиться главной цели урока, мы должны, прежде всего, вспомнить.
- Какие типы речи вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)
Работа с текстами разных типов речи.
Вам даны три текста (на карточках). Определите тип речи каждого текста. Слайд 3
1) Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетела и сверкала на солнце искорками.
Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы.
2) Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе.
Во-первых, не рубить и не ломать кустарники. Не рвать дикорастущие цветы, в противном случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоёмов.
Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить на территории леса костров.
В-третьих, не разорять гнёзда птиц, норы животных.
Итак, соблюдая все эти правила, мы сохраним лес для наших потомков.
3) Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света.
1-й текст – повествование. Докажите.
2-й текст – рассуждение.
3-й текст – описание. ЛЗ пороша – слой только что выпавшего снега.
- Какой текст понравился так, что его захотелось перечитать?
(читаю текст)
- Какое настроение вызывает у вас это описание?
Мы мысленно представляем картину, которую создаёт писатель. Мы слушаем звуки природы, проникаемся настроением автора, следим за образным словом писателя.
4. Изучение новой темы
Обратим внимание ещё на один текст писателя-живописца И.А.Бунина. (текст на карточках) Слайд 4
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей,- синее огромное и удивительно снежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зелёной ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёздочки.
Никого не оставит равнодушным такая красота!
Прочитайте текст. Представьте, что мы выглядываем в кусочек окна.
- Что мы видим вместе с И.А.Буниным?
- Какое общее впечатление от увиденного?
- Подчеркните фразу, в которой передаётся это впечатление. («Какое великолепие и спокойствие»)
- Какие краски мы бы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил бунинский пейзаж?(синее небо, в голубой тени, тень синяя, на пышных зеленых венцах и т.д.)
- Определите тему и основную мысль текста. Запишите в тетрадь.
- Назовите тип речи. Докажите.
- Выделите в тексте композицию описания.
Работа с художественными средствами языка
- Какие художественные средства языка вы уже знаете? Слайд 5
- Какая часть речи придает тексту образность, яркость?
- Найдите в тексте не просто прилагательные – определения, а эпитеты.(«золотистый свет», «радужная пыль», «пушистые снега» и т.д.)
- Другие средства худ. выразительности? (сравнение – словно маленькие звездочки)
Работа с ЛЗ слов
Определите ЛЗ выделенного в тексте слова.
Глубокий – имеющий большую глубину.
(глубокий снег) Слайд 6
Подберите к нему синоним.
Бездонный – не имеющий дна, чрезвычайно глубокий.
(бездонное небо)
Итог работы на Слайде 7.
5. Физкультминутка
Сейчас мы с вами совершим прогулку на лыжах в зимний лес. Вот за порогом осталась школа. (Слайд 8) Надели лыжи, взяли в руки палочки и пошли. Слайд 9
Лес нас встречает необыкновенной красотой. Слайд 10 Взглянули вокруг - перед нами расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Посмотрите налево – перед нами красавицы – ели, которые повесили свои громадные лапы, склонившись под тяжестью снега. Посмотрите направо – здесь несколько пней, каждый из которых покрыт белой скатертью.
А сейчас посмотрели на небо и невольно зажмурились от необычайно яркого солнца. Двигаемся дальше. Вдруг видим на белом покрывале земли чьи-то следы. Наклонились, чтобы рассмотреть их. Чьи же это следы? Вероятно, это зайчишка пробегал здесь совсем недавно.
Возвращаемся в школу. Слайд 11 Сняли лыжи. Сели за столы.
Совершив прогулку по зимнему лесу, мы не только отдохнули, но и понаблюдали за природой, прикоснулись к ее тайне.
Продолжаем работу.
- Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно.
Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное.
Послушаем, к чему же нас призывает Н.Рыленков в своем стихотворении.
6. Работа со стихотворением (Е.И.Никитина «Развитие речи» с.68, упр. 79) Слайд12
Ребята, откройте стихотворение. Не просто слушайте, а следите, отмечайте, о каких качествах говорит автор и к чему нас призывает.
(ученица читает стихотворение наизусть)
- К чему нас призывает автор?(Быть наблюдательными, уметь видеть в самом обычном необычное)
- Это очень непросто видеть в простом предмете что-то удивительное, неповторимое. Здесь кроме зорких глаз нужна еще и фантазия.
7. Просмотр пейзажных зарисовок
Сейчас мы посмотрим пейзажные зарисовки, с целью наблюдения за картинами природы. Особое внимание обратите на зимний лес. Это поможет вам при работе над следующим заданием.
(Просмотр фильма с зимним пейзажем)
8. Творческие задания
Задание 1
Мы с вами побывали в зимнем лесу, понаблюдали за природой, видели деревья.
- Сейчас представьте деревья в снегу, в инее. На что они похожи.
Пофантазируйте, подберите эпитеты, сравнения. (Работа в парах)
(на цветок, на огромную снежинку, на лохматого человека со взъерошенными волосами, на одуванчик и т.д.)
Задание 2 «Прояви творчество»
Мы подошли к следующему этапу нашей работы «Прояви творчество».
Цель работы: тренировка в подборе средств худ. выразительности, в создании собственных текстов.
Вам дан текст. Одной группе к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, для другой группы – без слов для справок. Приложение – Карточка 1,2
Слайд 13
Озаглавьте текст. Распространите предложения худ. средствами языка. Сделайте этот текст более ярким, выразительным.
Запишите его в тетрадь в измененном виде.
(зачитаем получившиеся тексты) Приложение – Карточка 3
Слайд 14
- Какой текст понравился больше? Почему?
- Синтаксическая роль прилагательных в тексте.
- На какие виды орфограмм выделенные буквы?
Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то еще будет над этим работать и стараться.
8. Итог урока. Домашнее задание
Тем более, что свое творчество я вам предлагаю проявить в домашней работе. Приложение
Слайд 15
- Чему учились на уроке?
Слайд 16
Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую нас природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на такую вот простую веточку как эта слайд 17, так необыкновенно преображенную природой.