Руководство: Нижняя горизонтальная плоскость «Поле чудес» используется для организации предметно-пространственной среды и предполагает наличие зрительных ориентиров, организующих зрительно-поисковую деятельность детей, что способствует развитию зрительного восприятия детей.
Цель: развивать прослеживающие функции глаза, расширять зрительный чувственный опыт отражения пространства и расширения ориентировки в нём; развивать мыслительные операции опознания и локализации единичного из множества; развивать вестибулярный аппарат, чувство ритма; развивать связную речь за счёт объяснительной речи.
Примерные варианты дидактических упражнений с использованием «следов»
1. «В какую сторону двигался зверь?»
Цель: Развитие прослеживающей функции глаза, расширение зрительного чувственного опыта отражения пространства и расширение ориентировки в нём, развитие назывательной и объяснительной функции речи.
Материал: вырезанные из цветного картона или бумаги следы человека.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости цепочкой разложить следы от больших к меньшим. Детям предлагается определить по следам направление движения (в какую сторону двигался зверь).
2. «Узнай, кто ушёл дальше?»
Цель: Обучение зрительной оценке пространственных отношений между предметами, взаимоположение одного относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности.
Материал: игрушки или объёмные модели животных, следы животных.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости расставить игрушки (изображения, муляжи) различных животных и от них выложить различные следы цепочками, отличающимися друг от друга протяжённостью. Детям предлагается зрительно определить, кто же ушёл дальше? Дальше следует задание: выложи следы лисы так, чтобы они оказались дальше заячьих и т.д. Так же длину цепочек следов можно измерить с помощью условной мерки( шагами).
3. «Повтори движения следов»
Цель: Обогащение чувственного кинестетического опыта, т.е. положение и перемещение тела или его частей в пространстве; развитие прослеживающей функции глаза; развитие вестибулярного аппарата, чувства ритма.
Материал: следы человека, цифры.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости нанесён рисунок стоп (как в книгах по обучению танцам) с цифрами по порядку. Детям предлагается его воспроизвести, наступая последовательно на следы. В период обучения упражнение выполняется в медленном темпе. При последующей работе, когда дети без затруднения воспроизводят «танцевальный» рисунок, то можно подключить и музыкальное сопровождение.
Примерные варианты дидактических упражнений с использованием «зрительных стимулов»
Цель: Развитие и активизация зрительно-поисковых действий детей в пространстве; развитие глазомера; координации движений; развитие мыслительных операций -опознания и локализации единичного из множества; развитие зрительной памяти; закрепление навыков счёта.
1. «Пройди по нужной дорожке»
Материал: ленты разной длины, разной ширины, разного цвета.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости выложены дорожки разной длинны, ширины, разные по цвету. Ребёнку необходимо выбрать дорожку и пройти по ней после словесной инструкции педагога: «Таня будет гулять по дорожке, которая длиннее красной, шире зелёной. Какую дорожку нужно выбрать Тане?»
2. «Попади в заданную фигуру мячом»
Материал: набор геометрических фигур, мяч или мешочек с песком.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости раскладываются хаотично геометрические фигуры. Педагог или ребёнок описывают или загадывают загадку про определённую геометрическую фигуру. Если дети отгадывают, о чём шла речь в описательной загадке им предлагается зрительно выделить нужную фигуру и попасть в неё мячом или мешочком с песком.
3. «Повтори то что видишь, у себя на листочке»
Материал: плоскостные стимулы – силуэты игрушек, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости располагаются зрительные стимулы – силуэты игрушек. Детям предлагается посмотреть на зрительные стимулы, назвать что узнали и запомнить. По команде: «Раз, два, три отвернись, дети отворачиваются и воспроизводят их у себя на листочке по памяти. После выполнения сверяют с образцом.
4. «Что изменилось?»
Материал: цветные стимулы ( количество стимулов зависти от возраста детей).
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости располагаются цветные стимулы. Детям предлагается запомнить расположение зрительных стимулов. По команде «отвернись», дети отворачиваются, педагог меняет их местами. Затем дети поворачиваются и говорят что изменилось, возвращают стимулы в исходное положение.
5. «Светлячок»
Материал: зрительные стимулы, фонарик.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости располагаются цветные стимулы (изображения цветов). Свет приглушён. Педагог загадывает загадки о цветах, С помощью фонарика нужно высветить зрительный стимул – отгадку.
6. «Помоги светлячку вернуться домой»
Материал: дорожки – лабиринт, домик светлячка, цветные стимулы – деревья, цветы, грибы, фонарик.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости с помощью полосок выкладывается лабиринт. На определённых участках пути раскладываются цветные стимулы деревьев, цветов, грибов. Педагог сообщает, что светлячку надо помочь добраться до домика, помочь увидеть и запомнить всё то, что встречалось по пути. К домику ведут разные дорожки. Педагог проговаривает путь следования, а ребёнок высвечивает с помощью фонарика стимулы, которые встречаются ему на пути (например, начни путь следования с красной точки, пройди прямо, поверни направо и т. д.). Затем педагог даёт задание:
- назови, что встретилось первым (третьим, последним и т.д.);
- назови несъедобные грибы, которые ты встретил;
- вспомни и скажи, сколько цветов встретилось на твоём пути.
Примерные варианты дидактических упражнений с использованием «стрелок»
Цель: Обучение зрительным способам выделения пространственного положения в группе предметов, определение изменения места его расположения; обучение зрительной оценке пространственных отношений между предметами, оценивание положения одного предмета относительно других, отражение этих отношений в практической деятельности.
1. «Выложи схему пути»
Материал: цветные стимулы – стрелки, раздаточный материал – набор стрелок, фланелеграфы или бумага и фломастеры.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости выкладывается путь следования сказочного персонажа (например, Незнайки). Ребёнок, смотря на нахождение стрелок в нижней горизонтальной плоскости, выкладывает путь следования с помощью маленьких стрелок у себя на планшете или рисует по памяти.
2. «Выложи стрелки как на карте»
Материал: схема «карта-путь», зрительные стимулы – цветные стрелки.
Методические рекомендации: Педагог предлагает рассмотреть схему «карта-путь», назвать направления пути. Затем дети выкладывают по памяти с помощью стрелок на нижней горизонтальной плоскости схему пути.
3. «Расположи стрелки так, как я скажу»
Материал: цветные стимулы – стрелки.
Методические рекомендации: Педагог даёт детям задание: «Красную стрелку положите так, чтобы она указывала направление – направо, зелёную – вверх, оранжевую – налево и т.д.
Примерные варианты дидактических упражнений с использованием «разметки»
Цель: Обогащение чувственного кинестетического опыта, т. е. положение и перемещение тела или его частей в пространстве; развитие вестибулярного аппарата; прослеживающей функции глаза.
1. «Волшебные квадраты»
Материал: игровое поле состоящее из 9 или более квадратов, каждый из которых размером 30x30 см.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости располагается игровое поле. Из исходной точки путём подачи команд ведущим «вверх», «вниз», «вправо», «влево», (игрок должен проследить глазами или упрощённо - передвигаться сам) игрок оказывается в нужном квадрате.
2. «Пружинка»
Материал: игровое поле в виде спирали диаметром около 80 см, игрушка размером 10-15 см укреплённая с помощью верёвки (длинной от пола до вытянутой горизонтально над полом руки ребёнка) к палочке.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости находится игровое поле в виде спирали (можно нарисовать мелом). Ребёнок держит в руке небольшую игрушку, привязанную за верёвку к палочке. Следя глазами за игрушкой и линией спирали, ребёнок должен провести игрушку или в центр спирали или к наружному кольцу.
3. «Гонки»
Материал: цветной «скотч» или тесьма, ленты, привязанные за верёвку машинки.
Методические рекомендации: На нижней горизонтальной плоскости с помощью лент, тесьмы или цветного «скотча» обозначается автомобильная дорога. Соревнующиеся дети держат в руках палочки, с намотанными на них верёвками, конец которых находится на другом конце дорожки и привязан к машинке. По сигналу, дети должны наматывать верёвку на палочки, но так, чтобы машинка не съезжала с дорожки, прослеживая за движением глазами и энергично работая руками.