Опыт работы с детьми 2-3 лет показывает, что интегрированные занятия могут быть очень интересной и, главное, эффективной формой обучения и развития ребят дошкольного возраста.
Особенность интегрированного занятия состоит в том, что оно дает возможность объединения нескольких направлений обучения, развития и воспитания дошкольника. Например: на одном занятии – изодеятельность, ознакомление с окружающим миром и развитие речи; или – музыка, развитие речи и ознакомление с природой.
Суть учебного материала, выбранного для интеграции, предоставлена объемно, так как происходит взаимопроникновение содержание одного раздела программы в другой. Это позволяет акцентировать внимание малышей на отдельных компонентах картины мира, но в их взаимосвязи с другими реалиями окружающей действительности, облегчая таким образом целостное ее восприятие.
Интегрированное занятие по длительности не отличаются от обычного, но и по содержательности позволяет заменить несколько занятий без ущерба для качества усвоения знаний, развития и здоровья детей.
Занятия могут проводится как со всей группой, так и с подгруппой малышей, в зависимости от возможностей дошкольного учреждения. Во всех случаях организация занятий по подгруппам предпочтительней.
Тема: “Лесная сказка”
Цель:
- развитие речи и движений,
- формирование сенсорных эталонов
Программные задачи
- формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;
- познакомить малышей со свойствами и качествами льда;
- развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук;
- стимулировать использование детьми в активной речи слов “холодный”, “мокрый”, “скользкий”, “теплый”, “мягкий”, “пушистый”, “растаял”;
- побуждать к высказываниям в виде полных предложений;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
Ход занятия
- Вставайте рядком, поиграем ладком. Приготовьте ушки, глазки, начинаем нашу сказку.
- Сегодня, когда я шла в детский сад, навстречу мне летела ворона из волшебного леса.. Она пообещала побывать у нас в гостях. Вы её не встречали, ребята?
(Слышится голос вороны. Появляется ворона с бусами на шее.)
- Давайте посмотрим, что у вороны на шее.
- Смотрите, какие - блестящие.
- Потрогайте. Какие они?
- Почему они такие? Из чего наши бусы?
- Правильно изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем: “ледяные”!
- Пойдемте все вместе в лес и поищем хозяина. А их пока на подоконник положим, чтобы не потерять.
Шли мы, шли. В волшебный лес пришли.
А у ёлки, под кусточком
Белый заинька сидит,
Хвостик у него дрожит.
Нет у заиньки избушки.
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки,
Возле елки под кустом.
- Давайте позовем его: “Иди к нам, зайка!”
- Посмотрите, какой зайка. Какая у него шубка?
(Рассматривание зайки).
Игра с зайкой: “Зайка беленький сидит...”
- Интересно, кто же зайку напугал? Может быть, этот зверек в золотистой шубке?
(Рассматривание белки)
Чтение потешки “Сидит белочка в тележке...”
Где ты, белочка, гуляла?
Я орешки собирала,
А ещё грибы и шишки –
Любят их мои детишки!
Ищет ёж грибы под ёлкой –
Их нанижет на иголки,
Словно бусы, а потом
На спине везет в свой дом.
- Давайте спросим у белочки, ни она ли потеряла бусы.
- Ой, а кто это бежит по дорожке ?
- Это ёжик. Рассматривание ежика.
- Ребята, а какая у ёжика шубка? А что он любит кушать?
Пение песенки: “Жил в лесу колючий ёж...”
- А, теперь давайте пойдем, посмотрим, где мишка лежит.
Мишка, Мишка-лежебока,
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
К нам он в группу не попал.
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Всё бы Мишеньке храпеть.
Эх ты, Мишенька – медведь
- А вот и мишка. Проснулся, уже не спит, (рассматривание медведя)
- Какой мишка? Какого цвета его шуба? Скажите, а кто больше - медвежонок или белочка? А где хвост у мишки? Давайте попросим мишку показать нам хвостик.
- Что это мишка ревёт? Как мишка ревёт?
- Почему ты мишка плачешь?
- Ребята, это мишка потерял красивые ледяные бусы. Отдадим мишке бусы?
- А где же бусы? Что осталось? Почему? Потому что у нас в группе тепло и лёд растаял.
- Сделаем ему бусы - не ледяные, а настоящие.
- Вот у меня есть верёвочка и бусинки. Возьмите каждый по бусинке и наденьте на веревочку.
- Готовы бусы. Возьми, Мишенька. Не плачь больше.
- А теперь давайте уложим мишку спать.
Колыбельная мишке: “Спать не хочет бурый мишка...”.
Тема: “как у нашего кота”
Программные задачи:
- Формировать представления о домашних животных (кошке), о внешнем виде, особенностях образа жизни, повадках.
- Помочь детям вспомнить потешку. Вызвать желание её рассказывать вместе с педагогом.
- Вовлечь детей в игровую ситуацию; развивать способность к двигательно - образному перевоплощению; учить воспринимать эмоциональное содержание музыки, а также рисовать.
Ход занятия
Ведущий: Детки, вы любите играть?
Дети: Да!
Ведущий: Давайте, поиграем. Я буду бабушкой - Забавушкой, а вы мои ребятки - внучатки.
Ведущий: Проходите, рассаживайтесь.
Я ребяток моих милых
На скамейку усадила
На ребяток погляжу
Деткам сказку расскажу.
(Достаёт сундук)
Ведущий: Это сундук. В нём лежат разные вещи. Давайте посмотрим (достаёт карандаш).
Ведущий: Что это? (карандаш). Что им делают? (рисуют). А что вы любите рисовать? (ответы детей). Давайте, мы его в волшебный превратим?! Скажите: “Карандашик повернись и в волшебный превратись” (дети повторяют слова).
(Появляется карандаш)
Карандаш:
Я весёлый человечек,
Лучший друг, ребята ваш.
Как зовут меня, детишки?
Отвечайте...(карандаш).
Карандаш: Детки, а вы любите рисовать?
Дети: Да!
Карандаш:
Ну, а я люблю ребята,
На бумаге рисовать
Я принёс для вас рисунки
Их мы будем оживлять.
Но, чтобы рисунок увидеть,
Загадку надо отгадать.
Ведущий: Мы с ребятами любую загадку отгадаем, даже самую сложную.
Карандаш: А я вот сейчас проверю (далее карандаш загадывает загадку, после того, как дети отгадают, он показывает соответствующий рисунок).
У него четыре лапки
А на лапках цап – царапки? (кот)
Карандаш: Молодцы, правильно отгадали. (Дети рассматривают рисунок). Карандаш задаёт вопросы: “Что это у кота?” (ушки, глаза, усы, лапки, хвостик).
Карандаш: Подарю этот рисунок Бабушке - Забавушке, пусть любуется.
Ведущий: Спасибо, Карандаш!
Ведущий: А, у меня тоже кот Васька живёт, но его сейчас нет, он бегает на лужайке. Давайте его позовём? (Дети зовут “кис - кис - кис”).
(Вбегает ребёнок в костюме котика)
Кот:
Котя, котенька, коток
Кудреватенький лобок.
Хвостик пушистый,
Глазок золотистый.
Ведущий: Котик побегал, устал. Иди, котик, поспи, а мы потешки расскажем, он любит слушать (дети читают потешки):
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
Баю-баюшки-баю
Баю деточку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
Ведущий: Молодцы! А, ты, котик, беги на лужайку, там мышек полови. А мы превратимся в мышек и поиграем с нашим котом
(Игра с котом)
Карандаш: Детки, пока вы играли, я ещё вам нарисовал рисунок, но сначала отгадайте загадку.
А, у котика сынок
Спит забившись в уголок
Рыженький ребёнок
Маленький... (котёнок)
(Дети рассматривают рисунок, отвечают на вопросы: какие котята, что они делают, как кричат, с чем играют, кто с ними рядом сидит? (мама - кошка))
Карандаш: Этот рисунок я тоже Бабушке - Забавушке подарю и повешу ей на стенку. Посмотрите, целая кошачья семья собралась: папа - кот, мама - кошка и маленькие котята.
Ведущий: А, у меня в сундуке ещё что-то есть. Это лапки для котят. Давайте, мы будем маленькими котятами?! (достаёт из сундука “лапки”, дети одевают).
Дети поют песенку “У котяток лапки мягкие подушки...”
Ведущий: А, теперь, котята, давайте поиграем с клубочками (ведущий рассыпает корзинку с клубочками).
Проводится игра “Соберём в корзинку”
Карандаш: Пока вы играли, я вам ещё кое-что нарисовал (открывает мольберт). Кто это? (котята).
Карандаш: Наши котята совсем скучают, давайте для них нарисуем клубочки?! А, как мы их будем рисовать, я вам покажу (карандаш показывает, как правильно рисовать клубочки).
Карандаш: Хотите сами попробовать?!
Дети: Да!
Карандаш: Тогда берите карандаши!
(Дети рисуют клубочки)
Карандаш: Вот какие молодцы! Какие у вас красивые клубочки получились! Теперь котята совсем скучать не будут.
Карандаш: Вы сегодня постарались, все загадки для котика отгадали, песенки пели, рисовали.
Пора прощаться малыши
Возьмите вы карандаши
И про меня не забывайте —
Рисуйте чаще.
Что ж прощайте!
Ведущий, дети: До свидания, Карандаш!