Интегрирование как способ активизации педагогического процесса в работе с детьми раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Опыт работы с детьми 2-3 лет показывает, что интегрированные занятия могут быть очень интересной и, главное, эффективной формой обучения и развития ребят дошкольного возраста.

Особенность интегрированного занятия состоит в том, что оно дает возможность объединения нескольких направлений обучения, развития и воспитания дошкольника. Например: на одном занятии – изодеятельность, ознакомление с окружающим миром и развитие речи; или – музыка, развитие речи и ознакомление с природой.

Суть учебного материала, выбранного для интеграции, предоставлена объемно, так как происходит взаимопроникновение содержание одного раздела программы в другой. Это позволяет акцентировать внимание малышей на отдельных компонентах картины мира, но в их взаимосвязи с другими реалиями окружающей действительности, облегчая таким образом целостное ее восприятие.

Интегрированное занятие по длительности не отличаются от обычного, но и по содержательности позволяет заменить несколько занятий без ущерба для качества усвоения знаний, развития и здоровья детей.

Занятия могут проводится как со всей группой, так и с подгруппой малышей, в зависимости от возможностей дошкольного учреждения. Во всех случаях организация занятий по подгруппам предпочтительней.

Тема: “Лесная сказка”

Цель:

  • развитие речи и движений,
  • формирование сенсорных эталонов

Программные задачи

  1. формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни;
  2. познакомить малышей со свойствами и качествами льда;
  3. развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук;
  4. стимулировать использование детьми в активной речи слов “холодный”, “мокрый”, “скользкий”, “теплый”, “мягкий”, “пушистый”, “растаял”;
  5. побуждать к высказываниям в виде полных предложений;
  6. воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Ход занятия

- Вставайте рядком, поиграем ладком. Приготовьте ушки, глазки, начинаем нашу сказку.

- Сегодня, когда я шла в детский сад, навстречу мне летела ворона из волшебного леса.. Она пообещала побывать у нас в гостях. Вы её не встречали, ребята?

(Слышится голос вороны. Появляется ворона с бусами на шее.)

- Давайте посмотрим, что у вороны на шее.

- Смотрите, какие - блестящие.

- Потрогайте. Какие они?

- Почему они такие? Из чего наши бусы?

- Правильно изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем: “ледяные”!

- Пойдемте все вместе в лес и поищем хозяина. А их пока на подоконник положим, чтобы не потерять.

Шли мы, шли. В волшебный лес пришли.
А у ёлки, под кусточком
Белый заинька сидит,
Хвостик у него дрожит.
Нет у заиньки избушки.
Кто ему построит дом?
Он лежит, прижавши ушки,
Возле елки под кустом.

- Давайте позовем его: “Иди к нам, зайка!”

- Посмотрите, какой зайка. Какая у него шубка?

(Рассматривание зайки).

Игра с зайкой: “Зайка беленький сидит...”

- Интересно, кто же зайку напугал? Может быть, этот зверек в золотистой шубке?

(Рассматривание белки)

Чтение потешки “Сидит белочка в тележке...”

Где ты, белочка, гуляла?
Я орешки собирала,
А ещё грибы и шишки –
Любят их мои детишки!
Ищет ёж грибы под ёлкой –
Их нанижет на иголки,
Словно бусы, а потом
На спине везет в свой дом.

- Давайте спросим у белочки, ни она ли потеряла бусы.

- Ой, а кто это бежит по дорожке ?

- Это ёжик. Рассматривание ежика.

- Ребята, а какая у ёжика шубка? А что он любит кушать?

Пение песенки: “Жил в лесу колючий ёж...”

- А, теперь давайте пойдем, посмотрим, где мишка лежит.

Мишка, Мишка-лежебока,
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
К нам он в группу не попал.
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Всё бы Мишеньке храпеть.
Эх ты, Мишенька – медведь

- А вот и мишка. Проснулся, уже не спит, (рассматривание медведя)

- Какой мишка? Какого цвета его шуба? Скажите, а кто больше - медвежонок или белочка? А где хвост у мишки? Давайте попросим мишку показать нам хвостик.

- Что это мишка ревёт? Как мишка ревёт?

- Почему ты мишка плачешь?

- Ребята, это мишка потерял красивые ледяные бусы. Отдадим мишке бусы?

- А где же бусы? Что осталось? Почему? Потому что у нас в группе тепло и лёд растаял.

- Сделаем ему бусы - не ледяные, а настоящие.

- Вот у меня есть верёвочка и бусинки. Возьмите каждый по бусинке и наденьте на веревочку.

- Готовы бусы. Возьми, Мишенька. Не плачь больше.

- А теперь давайте уложим мишку спать.

Колыбельная мишке: “Спать не хочет бурый мишка...”.

Тема: “как у нашего кота”

Программные задачи:

  1. Формировать представления о домашних животных (кошке), о внешнем виде, особенностях образа жизни, повадках.
  2. Помочь детям вспомнить потешку. Вызвать желание её рассказывать вместе с педагогом.
  3. Вовлечь детей в игровую ситуацию; развивать способность к двигательно - образному перевоплощению; учить воспринимать эмоциональное содержание музыки, а также рисовать.

Ход занятия

Ведущий: Детки, вы любите играть?

Дети: Да!

Ведущий: Давайте, поиграем. Я буду бабушкой - Забавушкой, а вы мои ребятки - внучатки.

Ведущий: Проходите, рассаживайтесь.

Я ребяток моих милых
На скамейку усадила
На ребяток погляжу
Деткам сказку расскажу.

(Достаёт сундук)

Ведущий: Это сундук. В нём лежат разные вещи. Давайте посмотрим (достаёт карандаш).

Ведущий: Что это? (карандаш). Что им делают? (рисуют). А что вы любите рисовать? (ответы детей). Давайте, мы его в волшебный превратим?! Скажите: “Карандашик повернись и в волшебный превратись” (дети повторяют слова).

(Появляется карандаш)

Карандаш:

Я весёлый человечек,
Лучший друг, ребята ваш.
Как зовут меня, детишки?
Отвечайте...(карандаш).

Карандаш: Детки, а вы любите рисовать?

Дети: Да!

Карандаш:

Ну, а я люблю ребята,
На бумаге рисовать
Я принёс для вас рисунки
Их мы будем оживлять.
Но, чтобы рисунок увидеть,
Загадку надо отгадать.

Ведущий: Мы с ребятами любую загадку отгадаем, даже самую сложную.

Карандаш: А я вот сейчас проверю (далее карандаш загадывает загадку, после того, как дети отгадают, он показывает соответствующий рисунок).

У него четыре лапки
А на лапках цап – царапки? (кот)

Карандаш: Молодцы, правильно отгадали. (Дети рассматривают рисунок). Карандаш задаёт вопросы: “Что это у кота?” (ушки, глаза, усы, лапки, хвостик).

Карандаш: Подарю этот рисунок Бабушке - Забавушке, пусть любуется.

Ведущий: Спасибо, Карандаш!

Ведущий: А, у меня тоже кот Васька живёт, но его сейчас нет, он бегает на лужайке. Давайте его позовём? (Дети зовут “кис - кис - кис”).

(Вбегает ребёнок в костюме котика)

Кот:

Котя, котенька, коток
Кудреватенький лобок.
Хвостик пушистый,
Глазок золотистый.

Ведущий: Котик побегал, устал. Иди, котик, поспи, а мы потешки расскажем, он любит слушать (дети читают потешки):

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Баю-баюшки-баю
Баю деточку мою.
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.

Ведущий: Молодцы! А, ты, котик, беги на лужайку, там мышек полови. А мы превратимся в мышек и поиграем с нашим котом

(Игра с котом)

Карандаш: Детки, пока вы играли, я ещё вам нарисовал рисунок, но сначала отгадайте загадку.

А, у котика сынок
Спит забившись в уголок
Рыженький ребёнок
Маленький... (котёнок)

(Дети рассматривают рисунок, отвечают на вопросы: какие котята, что они делают, как кричат, с чем играют, кто с ними рядом сидит? (мама - кошка))

Карандаш: Этот рисунок я тоже Бабушке - Забавушке подарю и повешу ей на стенку. Посмотрите, целая кошачья семья собралась: папа - кот, мама - кошка и маленькие котята.

Ведущий: А, у меня в сундуке ещё что-то есть. Это лапки для котят. Давайте, мы будем маленькими котятами?! (достаёт из сундука “лапки”, дети одевают).

Дети поют песенку “У котяток лапки мягкие подушки...”

Ведущий: А, теперь, котята, давайте поиграем с клубочками (ведущий рассыпает корзинку с клубочками).

Проводится игра “Соберём в корзинку”

Карандаш: Пока вы играли, я вам ещё кое-что нарисовал (открывает мольберт). Кто это? (котята).

Карандаш: Наши котята совсем скучают, давайте для них нарисуем клубочки?! А, как мы их будем рисовать, я вам покажу (карандаш показывает, как правильно рисовать клубочки).

Карандаш: Хотите сами попробовать?!

Дети: Да!

Карандаш: Тогда берите карандаши!

(Дети рисуют клубочки)

Карандаш: Вот какие молодцы! Какие у вас красивые клубочки получились! Теперь котята совсем скучать не будут.

Карандаш: Вы сегодня постарались, все загадки для котика отгадали, песенки пели, рисовали.

Пора прощаться малыши
Возьмите вы карандаши
И про меня не забывайте —
Рисуйте чаще.
Что ж прощайте!

Ведущий, дети: До свидания, Карандаш!