“Развитие и образование ни одному
человеку
не могут быть даны или сообщены. Всякий,
кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть
этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением”.
А. Дистервег
Известно, для успешного изучения математики учащиеся должны знать не только основные определения, свойства, формулы, теоремы, но и владеть различными методами решения задач. Научить распознаванию и использованию математических методов помогает рассмотрение различных решений одной и той же задачи. Как правило, различные методы демонстрируются на разных задачах, которые подбираются специально к определенной задачи для эффективного решения. Однако при таком подходе в сознании учащихся метод невольно связывается именно с этой задачей. А если разные методы испробованы на одной задаче, то их отличительные черты, слабые и сильные стороны выступают на первый план. Здесь уместна организация проектной деятельности, как определенная методическая работа преподавателя и учащихся с элементами дополнения, поиска, новизны, синтеза, систематизации, параллельного рассмотрения и изучения программного материала. Имеет смысл работать над фрагментами учебных занятий, представленных одной дидактической единицей.
Цели урока:
Обучающие:
- показать учащимся процесс решения одной задачи различными способами.
Развивающие:
- учить анализировать, выделять главное, обобщать, строить аналогии, систематизировать, доказывать и опровергать.
Воспитательные:
- формировать умение работать в команде,
- уважать мнение другого,
- вырабатывать умение действовать в ситуации, отличной от заданного алгоритма.
Используемые методы обучения: метод проектов
Методы работы с аудиторией: учащиеся работают в группах в диалоговом режиме
Формирование проектных умений и навыков:
- Учебно-математические: умение формулировать цель задания, подбирать соответствующие определения, теоремы по данной теме, анализировать свои варианты решения, выдвигать идеи по усложнению задания, анализировать результаты.
- Исследовательские: умение работать с информацией, математическим текстом, анализировать собранные сведения, делать логические выводы.
- Креативные: нацеливание на творческую деятельность.
Психологические аспекты занятия
- Побуждение к диалоговой деятельности.
- Развитие памяти, интуиции.
Фрагмент урока на тему “Задачи на касательную”
Решим ключевую задачу “Составить уравнения общих касательных к параболам, заданным уравнениями” различными способами.
Задача 1. Составить уравнения общих касательных к графикам функций у=х2 и у=-3х3-8, проходящих через точку С(0;6).
Найдем уравнение касательной к параболам по формуле , где х0 – абсцисса точки касания.
Имеем:
у=х2, у/=2х | у=-3х2-8, у/=-6х |
Тогда
По условию С(0;-6) принадлежит касательным, значит
Подставляя в уравнение касательной, получим
или, окончательно, | или, окончательно, |
К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: этот тип задач достаточно часто встречается и его можно считать традиционным: дана функция y=f(x) и точка M(a;b), не принадлежащая графику функции. Требуется найти уравнения всех касательных к графику данной функции, проходящих через данную точку. Решение этих задач основывается на том, что координаты точки M(a;b) должны удовлетворять искомому уравнению касательной , т.е. должно быть верным равенство . Решив полученное уравнение, находим значение xo - координаты абсцисс точек касания, подставляя в уравнение касательной, получаем требуемый результат.
Задачи такого типа можно решать опираясь на понятие геометрического смысла производной, учитывая, что прямая y=kx+b является касательной к графикам функций y=f(x) и y=g(x). Решение сводится к системе: , где (m;f(m)) и (n;g(n)) – точки касания искомой прямой с графиками соответствующих функций.
Задача 2. Составить уравнения всех общих касательных к графикам функций у=х2 и у=-3х3-8.
Заметим, что данные функции дифференцируемы на R и их графики имеют невертикальную касательную. Пусть y=kx+b – уравнение искомой касательной, тогда каждое из уравнений х2=kx+b и -3х2-8=kx+b должно иметь единственный корень, и как следствие, дискриминант каждого уравнения должен быть равен нулю:
Параметры k и b должны удовлетворять системе: .
Почленно вычтем из первого уравнения второе, получим: 16b+96=0, b=-6. Тогда , . .
Уравнения общих касательных к графикам данных функций и .
Ответ:
К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: даны квадратичные функции y=f(x) и y=g(x). Нужно найти уравнения общих касательных к графикам этих функций. В приведенном методе использован частный случай: если функции y=f(x) и y=g(x) – являются квадратичными (наиболее часто встречающийся вариант в школьном курсе), то прямая y=kx+b будет общей касательной к графикам данных функций в том и только том случае, если каждое из квадратных уравнений f(x)=kx+b и g(x)=kx+b имеет единственный корень при дискриминанте, равном нулю. Решаем систему , затем находим значения k и b.
Задача 3. Найдите уравнения общих касательных к графикам парабол у=х2 и у=-3х3-8.
Пусть даны две параболы у=х2 и у=-3х3-8. Данные параболы подобны с коэффициентом k=3, где АА1 и ВВ1 – общие их касательные. Обозначим С – точку пересечения касательных, причем отрезок, соединяющий вершины парабол делится точкой С в отношении 3:1, т.е. . Прибавим к обеим частям пропорции по 1: , , , откуда СО=6, значит координаты точки С(0; -6).
Уравнение пучка прямых, проходящих через точку С имеет вид: у= kх-6.
Для нахождения k, решим системы уравнений:
а) ,
б) .
Уравнения касательных к параболам у=х2 и у=-3х3-8 имеют вид .
На этапе рефлексии при проверке решения найдем координаты точек касания, также решив соответствующие системы:
А Аналогично, для и , получим В(-;6) |
А1 Аналогично, для и , получим В |
К о м м е н т а р и й у ч и т е л я: При решении вышеуказанным методом используется геометрическая составляющая – понятие подобие парабол, для нахождения координат точки принадлежащих пучку прямых. Уравнение касательных находится из решения соответствующих систем уравнений.
Фрагмент урока геометрии на тему “Задачи о треугольнике”
Задача: В треугольнике АВС биссектриса ВЕ и медиана АД перпендикулярны и имеют одинаковую длину, равную 4. Найти стороны треугольника АВС.
Заметим, что АДВЕ, АДВЕ=0, АД=ВЕ=4, ВД=ДС, АВЕ=ЕВД, Тогда АВД – равнобедренный, ВД=АВ=2, следовательно ВС=2АВ |
Применим к данной геометрической задаче различные методы решения.
Способ 1. Аналитический
Если длины сторон АВС равны а, b, с соответственно, то медиану АД и биссектрису ВЕ можно выразить формулами ; , где а1=СЕ, с1=АЕ. Пусть АВ=х, АЕ=у, тогда ВС=2х, ЕС=2у. |
Имеем систему уравнений: , откуда у2=5, х2=13, значит АВ= и АС=.
Способ 2. Координатный
Пусть О – начало прямоугольной системы координат. Ось ОХ направим по лучу ОД ось ОY – по лучу ОВ. За единичный отрезок выберем ОД. Тогда координаты точек А(-2;0), Д(2;0), В(0;b). |
1) Точка Д – середина отрезка ВС, найдем координаты точки С(хс;ус), имеем ; хс=4; ; ус=- b. Тогда С(4;- b)
2) Напишем уравнение прямой АС: А(-2;0), С(4; - b). y=kx+l: . Тогда .
3) Имеем: Е(о;y)АС, тогда и Е. Тогда ВЕ==4 (по условию); b=3.
4) Итак, координаты вершин А(-2;0), В(0;3), С(4;-3). Найдем стороны:
АВ=; ВС=; АС=.
Способ 3. Векторный
Пусть , и пусть , . Заметим, по свойству биссектрисы треугольника , тогда ЕС=2АЕ. |
1) Выразим векторы и через векторы и .
; .
2) Вычислим скалярные квадраты: ; .
Отсюда .
3) Применим теорему косинусов к АВС, используя векторную формулу: ; ; ; ; .
Ответ: .
Задачи, выполняемые различными методами, целесообразно использовать в проектной деятельности учащихся, причем работу следует организовать так, чтобы они могли активно участвовать в поиске решений. Разбор таких задач – увлекательное занятие, требующее знания всех разделов математики. Длительная работа над одной и той же задачей часто полезнее, чем решение нескольких задач.