Внеклассное обобщающее занятие по теме "Овощи". "Путешествие в Простоквашино. Собираем урожай"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: обобщить знания детей по теме: “Овощи”.

Задачи:

– систематизировать знания об овощах, их названиях, цвете, форме;
– закрепить представление о значении овощей для здоровья человека;
– формировать пространственные представления, используя наглядные модели, обозначающие реальные предметы;
– развивать умение узнавать овощи на вкус;
– активизировать речь детей;
– развивать быстроту мышления, мелкую моторику рук;
– воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду;
– воспитывать умение работать сообща в коллективе, желание помочь другим.

Оборудование: плакаты “Овощи”, “Простоквашино”, плакат с надписью: “Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить”, опорные схемы, модели овощей, открытки с загадками, шапочки с изображением овощей, сухой горох, шаблоны овощей, пластилин, посылка с овощным соком, медали “Спасибо за труд”, выставка даров осени.

Ход занятия

1. Организационный момент. Вступительная часть.

Дети входят под музыку из мультфильма “Трое из Простоквашино”.

– Дорогие ребята! Сегодня утром к нам в школу принесли вот такое письмо.

– А кто его написал? (Дядя Федор, пес и кот).

– Давайте прочитаем письмо:

Дорогие ребята!

В этом году в деревне Простоквашино вырос небывалый урожай овощей.

Очень просим вас приехать и помочь нам. А мы приготовили для вас интересные задания.

С уважением дядя Федор, пес и кот.

2. Обобщающие вопросы.

– Ребята, что предлагают собрать наши герои? (овощи)
– А какие овощи вы знаете? (работа с плакатом)
– Где растут овощи? (в огороде, в поле)
– В какое время года собирают урожай?
– Давайте вспомним, что общего у всех овощей? (используются опорные схемы)

<Рисунок 1>

  • Все овощи растут на огороде, в поле.
  • Их выращивает человек.
  • Овощи имеют корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
  • Все овощи имеют вкус, их можно есть.
  • Овощи богаты витаминами, они полезны для здоровья.

– Чем отличаются?

<Рисунок 2>

  • Одни овощи растут в земле, а другие – над землей.
  • Одни овощи твердые, другие – мягкие.
  • По форме, цвету, размеру.

– Молодцы!

– А вот и Простоквашино. Какая красивая деревня!

Каких героев вы узнали? Чем они занимаются?

Наши друзья приступили к работе.

И от вас они ждут усердия, трудолюбия, внимательности.

<Рисунок 3>

3. Выступления детей. Стихи об овощах.

КАРТОФЕЛЬ

Нам картофель нужен
На обед и ужин,
В супе и гарнире,
В чипсах и мундире.

РЕПА

Вызрела из зернышка
Круглая, как солнышко,
Даже цветом схожа –
Желтенькая тоже.

МОРКОВЬ

Как играет с нами ловко
В прятки хитрая морковка!
В грядку носиком зарылась
Кружевной ботвой укрылась.

ПОМИДОР

Ярче овоща не встретишь.
И на рынке вмиг заметишь.
Продавец кричит с задором:
Приходи за помидором!

КАПУСТА

Папа мне кочан приносит,
Отгадать загадку просит:
Сколько листьев догадайся?
Эй, капуста, раздевайся!

ОГУРЕЦ

Самый душистый из всех овощей…
Но не варите с ним щей и борщей.
Просто в салатик порежьте.
Маслом полейте и ешьте.

ПЕРЕЦ

Перец сочный, перец сладкий
Разрумянился на грядке.
На зеркальной кожице
Солнце строит рожицы.

КАБАЧОК

Этот славный толстячок
Очень вкусный кабачок.
Приготовим поутру
Кабачковую икру.

4. Загадки от Печкина.

– Ребята! Почтальон Печкин приготовил для вас загадки об овощах, а ваша задача – отправить ему письма-отгадки.

Приложение 1

5. Моделирование.

– Кот Матроскин предлагает нам отгадать, на каких грядках выросли эти овощи.

(у каждого на столе лежит карточка-схема огорода, а на тарелочках – модели овощей)

– Это огород. Какой он формы?

– Посчитайте, сколько в огороде грядок?

– Я буду называть овощи, а вы показывать модели.

  • Возьмите модель огурца. Какого он цвета? Он рос в правом верхнем углу.
  • Возьмите модель репы. Какого она цвета? Она росла в центре огорода.
  • Возьмите модель помидора. Какого он цвета? Он рос в левом нижнем углу.
  • Возьмите модель чеснока. Какого он цвета? Он рос справа от репы.
  • Возьмите модель моркови. Какого она цвета? Он росла в верхнем ряду посередине.
  • Возьмите модель баклажана. Какого он цвета? Он рос в правом нижнем углу.
  • Возьмите модель картофеля. Какого он цвета? Он рос между помидором и баклажаном.

Проверка:

<Рисунок 4>

– Сколько грядок осталось пустыми?

– Какие овощи могли тут расти?

5. Физкультурная пауза. Игра “Что растет в земле, а что над землей”.

Учитель называет овощи. Если овощ растет в земле, дети приседают. Если над землей – поднимают руки вверх.

6. Игра “Угадай, что съел”.

Шарик набрал полный мешок овощей и торопится к нам. Он предлагает поиграть в игру “Угадай, что съел”. Нам надо различить овощи на вкус.

Вызванный к доске ребенок закрывает глаза. Воспитатель вилочкой берет с подноса на салфетку кусочек овоща, показывает всем, затем дает ребенку. Тот определяет, какой это овощ.

Вызываем по три человека.

1. Морковь

2. Помидор

3. Горох

  1. Капуста
  2. Картофель
  3. Лук
  1. Свекла
  2. Огурец
  3. Репа

Проверка: если ребенок отгадал, то открывается картинка овоща.

– Для чего нужно есть овощи? (в них много витаминов, необходимых нашему организму).

7. Инсценировка стихотворения Ю.Тувима “Овощи”.

Наши герои тоже уже проголодались. Давайте сварим для них вкусный овощной суп.

8. Пластилиновая живопись.

Дядя Федор нарисовал для вас овощи. Но дождь из капризной тучки смыл все краски и они стали бесцветными.

– Хотите помочь овощам снова стать яркими?

Мы будем заниматься пластилиновой живописью.

Узнайте свой овощ по контуру (воспитатель выдает детям шаблоны, они называют).

– Но сначала приготовим для работы пальчики.

Упражнение для развития мелкой моторики с сухим горохом:

Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала,
Прежде чем игру начать
Надо пальчику сказать:
“Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай”.

– Подумайте, какой цвет вам понадобится, и приступайте к работе.

Во время работы прослушивается аудиозапись рассказа Э.Успенского  (глава “Весна в Простоквашино”).

Вывод: Чтобы получить хороший урожай, надо много работать.

Выставка поделок.

<Рисунок 5>

9. Итог.

– Ребята, а где можно сохранить овощи для следующего урожая, чтобы питаться ими круглый год? (овощехранилище, яма, погреб, заготовки на зиму).

Выставка даров осени.

– Что понравилось на занятии?

Встаньте, кто доволен своей работой, своим трудом.

Давайте прочитаем слова:

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.

– Герои Простоквашино благодарят вас за помощь.

Почтальон Печкин принес для вас посылку.

Дети получают овощной сок и медали “Спасибо за труд”.