Сложение и вычитание одночленов. 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Тема: «Сложение и вычитание одночленов». (7-й класс)

Мероприятие: городской семинар для заместителей директоров и учителей г.о. Тольятти «Применение модельных уроков технологии РКМЧП в образовательном процессе. (Из опыта работы педагогического коллектива МОУ гимназии № 89)».

Место урока в системе уроков: второй урок изучения темы «Одночлены. Арифметические операции над ними».

Тип урока: сообщение новых знаний.

Образовательная технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Прием: «Бортовой журнал».

Цели урока:

1. Формирование у школьников знаний по теме «Одночлены. Арифметические операции над ними», умений выполнять операции сложения и вычитания над одночленами в стандартном виде.

2. Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков: выделение главного, установление взаимосвязей и закономерностей, обобщение.

3. Воспитание чувства личной ответственности в коллективном взаимодействии.

Оборудование: раздаточный материал: «бортовые журналы», рабочие тексты.

Оформление доски:

- структура «Бортового журнала» (Приложение 1);
- ключевые слова: произведение, буквы, коэффициент, стандартный вид,  сложение, вычитание;
- критерии оценивания (Приложение 2);
- домашнее задание.

Структура урока:

Этап урока

Время

1. Стадия вызова. Мотивационная установка урока. 10 минут
2. Стадия осмысления. Работа с текстом. 21 минута
3. Стадия рефлексии. 7 минут
4. Подведение итогов. 2 минуты

Ход занятия

1. Мотивационная установка урока. Стадия вызова

Учитель объявляет тему урока, обращает внимание на ключевые слова и просит, опираясь на них, сформулировать «ключевые понятия», «формулы», уже известные ученикам.

Ученики работают индивидуально – 2 мин; группой (по 5 человек) – 3 мин; выступают (один представляет работу группы, другой фиксирует материал на доске) – 2 мин.

Примерная запись на доске:

Ключевые понятия:

1) Одночлен
2) Числовой множитель - коэффициент
3) Стандартный вид одночлена
4) Как «+» или «-» одночлены

Формулы, примеры:

1) 2авс2;  3ав*2/3а2
2) 2 – числовой  коэффицициент
3)  3ав*2/3а2с=2а3вс
4) ?

В результате работы с ключевыми словами, учащиеся самостоятельно формулируют проблемный вопрос: «Как складывать и вычитать одночлены?» и формулируют цель урока: «Научиться складывать и вычитать одночлены».

Учитель: ответить на этот вопрос нам поможет учебный текст. (Приложение 3).

2. Работа с текстом. Стадия осмысления

Учитель: работать с текстом мы будем по частям. (Текст разбит на 3 смысловые части.)

Каждый ученик самостоятельно читает 1 часть текста и заполняет «бортовой журнал» (3 мин), потом идет обсуждение в группах и обобщение наработанного материала (2 мин.). Следующий этап – презентация работы. Аналогично прорабатываются 2 и 3 части текста.

Примерная запись в «бортовых журналах»:

1 часть

  • Рассматриваем одночлены в стандартном виде.
  • Подобные одночлены (одинаковая буквенная часть): и ; 3ав2с и 2/7 ав2с; х3 и 3
  • Коэффициенты могут быть разными и одинаковыми: (2а 3а).
  • Приведение подобных  слагаемых по распределительному закону 2а+3а=5а.

2 часть

1) Метод введения новой переменной 2в+23а2в=5с+23с=28с=28а2в:

  • а2в=с – новая переменная;
  • приведение подобных слагаемых;
  • возвращаемся к замене.

2) Алгоритм сложения одночленов:

  • привести к единому виду;
  • убедиться, что они подобны;
  • найти сумму коэффициентов и умножить на одинаковый множитель.

3 часть

1) Представление в виде суммы различным  способом:

 27ав2=3ав2+27ав2=20ав2+7ав2

Многочлен: сумма на подобные одночлены.

3. Стадия рефлексии

По итогам работы учащиеся формулируют вывод.

Примерный вывод: мы научились складывать и вычитать одночлены в стандартном виде по правилу: складываем числовые коэффициенты, полученный результат умножаем на общий буквенный множитель.

В результате полного анализа текста, у детей появляются новые вопросы, которые они фиксируют в соответствующем разделе «бортового журнала».

Примерные оставшиеся вопросы:

- Какие операции можно выполнить с многочленами?
- Как складывать и вычитать неподобные одночлены?
- Что такое многочлен?

По окончании работы, учитель предлагает ученикам в группе оценить работу каждого по следующим критериям.

Критерии оценок:

  1. полнота отображения основных понятий (1 – 3б);
  2. участие в групповой дискуссии (1 – 3б);
  3. ценные идеи (1 – 3б);
  4. схема сообщений (1 -3б).

Норма оценок:

10 – 12б - «5»;
7 – 9б - «4»;
4 – 6б - «3».

Свои оценки школьники заносят в «бортовой журнал».

4. Подведение итогов

Домашнее задание:  параграф 21.