Тема: «Сложение и вычитание одночленов». (7-й класс)
Мероприятие: городской семинар для заместителей директоров и учителей г.о. Тольятти «Применение модельных уроков технологии РКМЧП в образовательном процессе. (Из опыта работы педагогического коллектива МОУ гимназии № 89)».
Место урока в системе уроков: второй урок изучения темы «Одночлены. Арифметические операции над ними».
Тип урока: сообщение новых знаний.
Образовательная технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Прием: «Бортовой журнал».
Цели урока:
1. Формирование у школьников знаний по теме «Одночлены. Арифметические операции над ними», умений выполнять операции сложения и вычитания над одночленами в стандартном виде.
2. Развитие у учащихся общеучебных умений и навыков: выделение главного, установление взаимосвязей и закономерностей, обобщение.
3. Воспитание чувства личной ответственности в коллективном взаимодействии.
Оборудование: раздаточный материал: «бортовые журналы», рабочие тексты.
Оформление доски:
- структура «Бортового журнала» (Приложение 1);
- ключевые слова: произведение, буквы, коэффициент, стандартный вид, сложение, вычитание;
- критерии оценивания (Приложение 2);
- домашнее задание.
Структура урока:
Этап урока |
Время |
1. Стадия вызова. Мотивационная установка урока. | 10 минут |
2. Стадия осмысления. Работа с текстом. | 21 минута |
3. Стадия рефлексии. | 7 минут |
4. Подведение итогов. | 2 минуты |
Ход занятия
1. Мотивационная установка урока. Стадия вызова
Учитель объявляет тему урока, обращает внимание на ключевые слова и просит, опираясь на них, сформулировать «ключевые понятия», «формулы», уже известные ученикам.
Ученики работают индивидуально – 2 мин; группой (по 5 человек) – 3 мин; выступают (один представляет работу группы, другой фиксирует материал на доске) – 2 мин.
Примерная запись на доске:
Ключевые понятия:
1) Одночлен |
Формулы, примеры: 1) 2авс2; 3ав*2/3а2 |
В результате работы с ключевыми словами, учащиеся самостоятельно формулируют проблемный вопрос: «Как складывать и вычитать одночлены?» и формулируют цель урока: «Научиться складывать и вычитать одночлены».
Учитель: ответить на этот вопрос нам поможет учебный текст. (Приложение 3).
2. Работа с текстом. Стадия осмысления
Учитель: работать с текстом мы будем по частям. (Текст разбит на 3 смысловые части.)
Каждый ученик самостоятельно читает 1 часть текста и заполняет «бортовой журнал» (3 мин), потом идет обсуждение в группах и обобщение наработанного материала (2 мин.). Следующий этап – презентация работы. Аналогично прорабатываются 2 и 3 части текста.
Примерная запись в «бортовых журналах»:
1 часть
- Рассматриваем одночлены в стандартном виде.
- Подобные одночлены (одинаковая буквенная часть): 2а и 5а; 3ав2с и 2/7 ав2с; х3 и 5х3
- Коэффициенты могут быть разными и одинаковыми: (2а 3а).
- Приведение подобных слагаемых по распределительному закону 2а+3а=5а.
2 часть
1) Метод введения новой переменной 5а2в+23а2в=5с+23с=28с=28а2в:
- а2в=с – новая переменная;
- приведение подобных слагаемых;
- возвращаемся к замене.
2) Алгоритм сложения одночленов:
- привести к единому виду;
- убедиться, что они подобны;
- найти сумму коэффициентов и умножить на одинаковый множитель.
3 часть
1) Представление в виде суммы различным способом:
27ав2=3ав2+27ав2=20ав2+7ав2
Многочлен: сумма на подобные одночлены.
3. Стадия рефлексии
По итогам работы учащиеся формулируют вывод.
Примерный вывод: мы научились складывать и вычитать одночлены в стандартном виде по правилу: складываем числовые коэффициенты, полученный результат умножаем на общий буквенный множитель.
В результате полного анализа текста, у детей появляются новые вопросы, которые они фиксируют в соответствующем разделе «бортового журнала».
Примерные оставшиеся вопросы:
- Какие операции можно выполнить с многочленами?
- Как складывать и вычитать неподобные одночлены?
- Что такое многочлен?
По окончании работы, учитель предлагает ученикам в группе оценить работу каждого по следующим критериям.
Критерии оценок:
- полнота отображения основных понятий (1 – 3б);
- участие в групповой дискуссии (1 – 3б);
- ценные идеи (1 – 3б);
- схема сообщений (1 -3б).
Норма оценок:
10 – 12б - «5»;
7 – 9б - «4»;
4 – 6б - «3».
Свои оценки школьники заносят в «бортовой журнал».
4. Подведение итогов
Домашнее задание: параграф 21.