О необходимости введения новой системы оценивания
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания. (Приложение 1)
Недостатки школьной отметки
- субъективизм оценки;
- мотивирует на получение отметки, а не знаний;
- отсутствие достаточной рефлексии отрицательно влияет на формирование самооценки школьника.
Основные функции, которые призвана выполнять школьная оценка:
- определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике;
- выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы;
- определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников;
- создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребёнка к успешной учебной деятельности;
- «обратная связь» и подкрепление (поощрение).
В современном обществе необходимыми чертами становятся:
- открытость образования;
- его функциональность;
- непрерывность;
- формирование компетентностей как результат обучения.
Система оценивания в новых условиях должна способствовать сближению школьной оценки выпускника с реальной оценкой этого же выпускника обществом.
Компетентностный подход определяет актуальной целью школьного образования формирование у выпускников способности действовать в различных сферах жизнедеятельности.
Появление новой цели привело и к смене ценностей: для педагога главным становится не только сумма ЗУНов, которую осваивает ученик, но и формирование у него способности и потребности самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки.
Умение учиться включает и умение контролировать свои действия в процессе решения задач (в широком смысле) как качество человека, позволяющее ему добиваться поставленных целей, быть успешным.
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
В начальной школе система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок.
Содержательный контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития.
1 этап – качественное оценивание
- обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся;
- позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления.
Именно на этом этапе учитель начинает решение одной важнейшей задачи развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, где ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, т.е. проявлять оценочную самостоятельность.
Оценочная самостоятельность:
- собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы;
- владение способом оценивания, принятым в данном обществе.
Приёмы оценивания учебных достижений школьника:
- «говорящие рисунки»;
- разговор «по секрету»;
- действия по образцу;
- «волшебные линеечки»:
А – аккуратность
П – правильность,
С – старание,
Т – трудность
2 этап – количественное оценивание
Позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Приёмы оценивания учебных достижений школьников: способ производства формализованной оценки, который способствует формированию собственной самооценки, выраженной в количественной шкале.
Алгоритм самооценки результатов работы
- «ЦЕНА» задания (из контрольной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).
- Максимальное количество баллов (вычисляется, обводится в кружок и выносится на поля работы).
- Личный результат (ученик самостоятельно оценивает свой результат и фиксирует его под максимальным количеством баллов, подчеркивая его чертой)
3 этап – самостоятельное оценивание (Приложение 2)
Памятка для оценивания результатов работы
- «цена» задания;
- максимальное количество баллов;
- личный результат;
- фиксация в «портфолио».
Приемы оценивания учебных достижений школьников
- папка достижений;
- карта обученности.
Карта обученности
Красной пастой - фиксируем максимальный результат.
Черной пастой – фиксируем личный результат.
Правила оценочной безопасности
- Не будем скупиться на похвалу.
- Будем хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
- Найдём даже в море неудач островок успешности и закрепимся именно там.
- Будем ставить перед собой только конкретные цели.
- Не будем ставить перед собой сразу несколько задач одновременно.
- Не будем растить неудачников, откажемся от формулы
- « Опять ты не…».
- Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Анализ результативности работы в режиме безотметочного обучения
Сводная таблица результатов контрольной тестовой работы по русскому языку за I четверть 2005-06 уч.г. |
||||||
|
5А |
5Б |
5В |
5Г |
5Д |
|
Кол-во учащихся, выполнявших работу |
19 |
22 |
27 |
26 |
24 |
|
1 |
Часть А (средний балл) max = 34 |
21 |
19,73 |
22,96 |
24,62 |
25,58 |
2 |
Часть В (средний балл) max = 28 |
20,47 |
20,55 |
23,44 |
25,31 |
26,92 |
3 |
Всего (средний балл) max = 62 |
40,84 |
40,27 |
46,81 |
49,92 |
52,5 |
4 |
"5" |
5% |
5% |
19% |
12% |
29% |
5 |
"4" |
21% |
36% |
41% |
69% |
54% |
6 |
"3" |
68% |
41% |
37% |
19% |
17% |
7 |
"2" |
5% |
14% |
4% |
0 |
0 |
8 |
Средний балл |
3,26 |
3,55 |
3,74 |
3,92 |
4,13 |
Учителя, работающие в этом учебном году в 5В классе, в анкете «Наблюдения за учащимися» отметили:
- класс активный, работоспособный;
- не боятся высказывать свое мнение;
- стремление учиться;
- высокая работоспособность;
- оптимизм;
- организованность;
- интерес к учебному материалу;
- творчество;
- самостоятельность
Результаты анкеты об отношении учащихся к безотметочному обучению:
- 85% учащихся - было комфортнее в условиях безотметочного обучения;
- 50% - безотметочная система учит самостоятельно оценивать себя;
- 23% - не испытывали страха, не зависели от учителя и старались работать самостоятельно.
Результаты анкеты об отношении родителей учащихся к безотметочному обучению:
- 69% - отрицательное отношение к безотметочному обучению в начальной школе; но
- 69% - детям было комфортнее при безотметочной системе;
- 23% - эта система учит детей самостоятельно оценивать свои знания;
- 50% - отсутствие стимула к тому, чтобы учиться лучше;
- 42% - родителям трудно реально оценить успехи и недостатки своего ребенка.
Проблемы, связанные с переходом из начальной школы в среднее звено, у учащихся:
- сложность адаптации к отметочному обучению;
- увеличение социального давления (родителей и педагогов) при переходе в среднее звено;
- смещение внимания с содержания обучения на формальную сторону оценки.
Проблемы, связанные с переходом из начальной школы в среднее звено, у родителей:
- отсутствие готовности перестроиться на работу в условиях безотметочного обучения учителей среднего звена;
- малый срок для переходного периода от безотметочного обучения к отметочной системе,
- смещение внимания с содержания обучения на формальную сторону оценки.
Проведенные наблюдения и диагностические исследования показали, что целенаправленная работа учителя по развитию мотивации учащихся в условиях безотметочного обучения позитивно влияет на уровень образования, психологический комфорт и успешность учебной деятельности учащихся
В условиях безотметочного обучения и продуманной работы по формированию навыков самооценивания, самоконтроля, системы стимулирования высокой учебной мотивации, создания психологического микроклимата повышается у учащихся желание и развивается умение учиться.
Литература
- Закон об образовании РФ. М.: 1999.
- Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21. 05.2000.
- О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Министерства образования РФ №13-51 от 03.06.2003.
- Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
- Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе.//Начальная школа.- 1999.-№8.
- Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники. М. Вита-Пресс.1999.
- Ильин В.А. Рекомендации по обобщению опыта и организации исследования по теме «Формирование у школьников ответственного отношения к учению, мотивация учения». М. 1980.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. М. 1993.
- Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников./Рекомендации Министерства образования РФ. 2001.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.Просвещение,1983.
- Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М. 1989.
- Петерсон В.А. Оценка в условиях перехода к «безотметочному обучению»:проблемы и перспективы. УМЦ «Школа 2000…».
- Размышления об оценочной основе педагогического процесса. В сб. «Размышления о гуманной педагогике». М: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
- Симановский А.Э. Безотметочное обучение: возможности и пути реализации. // Начальная школа плюс До и После. – 2003.- №6
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога./ Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987.
- Цукерман Г. А. Оценка без отметки. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.
- Чепурная Л.Р. Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. // Начальная школа плюс До и После.- 2004.-№1.