Тип урока: комбинированный.
Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока учебной информации средствами ИКТ, творческих заданий.
Задачи:
– создать условия для
систематизации и обобщения знаний детей о цифрах
и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;
– способствовать развитию мыслительных
операций, внимания, памяти, речи, познавательных
интересов, творческих способностей;
– воспитывать эстетическую культуру через
организацию урока, гуманное и толерантное
отношение друг к другу.
Основные дидактические методы:
– проблемные методы обучения;
– продуктивно-практический;
– частично-поисковый;
– принципы самоорганизации познавательной
работы учащихся.
Дидактические средства:
– для учителя – презентация,
фонограмма, рисунки с изображением печки, яблони,
речки, избушки на курьих ножках, карточки с
ребусами;
– для учащихся – тетрадь, карточки для
индивидуальной работы.
Оборудование:
– цифровые “веера”;
– музыкальный центр;
– мультимедийная установка;
– проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречаем,
Хорошо ли мы умеем
И считать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня у нас урок математики необычный. Мы все сейчас попадём в волшебный мир сказки. Но прежде, чем попасть туда, мы должны отгадать ребусы и узнать, чем мы будем заниматься, попав в мир сказки.
(На доске прикреплены карточки с ребусами, на обратной стороне которых написаны слова)
Ви3на | 7 я | 5’ница |
считать | решать | смекать |
Отгадывание ребусов. Чтение темы урока (хором)
Учитель: Правильно, мы будем считать, решать задачи в пределах 20, а также смекать, выполняя задания различной трудности. (Слайд №2)
– Закрыли глазки, а теперь открыли, и мы с вами попали в волшебный мир сказки. (Слайд №3)
3. Устный счёт.
Учитель: Помните, ребята, братец в этой сказке пропал, и девочка побежала искать его.
Как называется эта сказка?
Дети: Русская народная сказка “Гуси-Лебеди”.
Учитель: Гуси-лебеди унесли братца, и бросилась девочка догонять их.
Бежала, бежала – видит Печь стоит. (На доску вывешивается рисунок с изображением печки).
Фонограмма
Девочка: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Съешь моего ржаного пирожка, скажу.
Учитель: А девочка спешит, торопится. Поможем девочке, ребята? Выполним задание печки?
На экране задания: (Слайд № 4)
- Покажите число, которое предшествует числу 17.
- Покажите число, которое следует за числом 18.
- Покажите число, в котором 1 десяток и 7 единиц
- Покажите число, которое на 1 больше, чем 10; на 1 больше, чем 13.
- У Иры– 3 пирожка, а у Саши – пара. У кого больше и на сколько? Как узнали? Какое правило использовали?
(Ответы показывают на математическом веере).
Учитель: Побежала девочка дальше, видит стоит яблоня. (На доске – рисунок с изображением яблони).
Фонограмма
Девочка: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Съешь мои лесные яблочки, скажу.
Учитель: Очень торопится девочка, времени нет.
Поможем девочке, попробуем лесных яблочек?
Сначала маленькое (слайд № 5)
11 = __ + 1
Теперь среднее
12 = __ + __
И, наконец, большое
10 + 4 = __
14 – 4 = __
14 – 10 = __
Учитель: Какое правило здесь использовали?
Побежала девочка дальше. Видит, течёт речка – кисельные берега. (На доске – изображение речки).
Фонограмма
Девочка: Молочная река – кисельные берега, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
Речка: Съешь моего киселька с молочком, скажу.
Учитель: Съедим, ребята, киселька из этой кружки, т.е. решим задачку на смекалку. Но сначала скажите, из каких геометрических фигур она состоит? (Слайд № 6)
– Что такое квадрат?
Задача на смекалку: Три гуся летели за девочкой, а 2 гуся летело им навстречу. Сколько всего гусей летело за девочкой?
Учитель: Побежала девочка дальше.
Долго ей пришлось бы бегать, да попался ей на пути ёж со своими друзьями. Он ей и показал дорогу, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка по ней, а на пути ей попались препятствия, которые надо быстро преодолеть (Слайд № 7).
10 + __ = 17 | 6 + __ = 16 |
__ + 10 = 17 | 10 + __ = 16 |
– Как вы думаете, какие числа пропущены?
– Что вы можете сказать об этих выражениях?
Запишите их в тетрадь.
4. Работа в тетрадях.
10 + 7 = 17 | 6 + 10 = 16 |
7 + 10 = 17 | 10 + 6 = 16 |
Учитель: И вот, наконец, девочка прибежала к избушке на курьих ножках, видит-сидит в ней Баба-Яга – костяная нога, а на лавочке у окошка сидит братец, золотыми яблочками играется. Думает девочка, как ей братца украсть. (На доске – изображение избушки на курьих ножках).
– А пока она думает, мы с вами тоже отдохнём.
Физминутка.
(Музыкальная пауза под музыку В. Шаинского “Когда мои друзья со мной”).
(Слайд № 8)
5. Сложение и вычитание в пределах 20.
Учитель: Нашей девочке помогла мышка. Схватила девочка братца и побежала. А Баба-Яга отправила в погоню гусей-лебедей. Сестра с братцем добежала до молочной речки и обратилась с просьбой.
Фонограмма
Девочка: Речка, речка, спрячь меня.
Речка: Выполни моё задание, спрячу.
Учитель: Поможем девочке?
Самостоятельное решение выражений с заданием (по вариантам).
(Слайд №9) .
I вариант (выполняет задание на этой кружечке) |
II вариант (выполняет задание на этой кружечке) |
10 + 3 | 10 + 5 |
13 – 10 | 15 – 5 |
13 – 3 | 15 – 10 |
3 + 10 | 5 + 10 |
Задание: Запишите эти выражения в 2 группы.
Проверка с помощью сигналов.
I – в – читают выражения разными способами.
II– в – аналогичная проверка.
Учитель: Какие правила здесь использовали?
6. Решение задачи.
Учитель: Девочка с братцем опять побежала дальше. Увидели гуси и опять пустились в догоню. Прибежала она к яблоне.
Фонограмма
Девочка: Яблоня, яблоня, спрячь меня.
Яблоня: Реши задачу, спрячу. (Слайд № 10).
На яблоне висело 10 яблок, упало 4 яблока.
Сколько яблок осталось на яблоне?
Было – 10 яблок
Упало – 4 яблока
Осталось -?
– Разбор задачи. Запись в тетрадь.
1 ученик у доски. Проверка.
Учитель: Заслонила яблоня девочку ветвями, и гуси – лебеди не увидели её, пролетели мимо.
7. Индивидуальная работа на перфокартах.
Учитель: Девочка побежала дальше, а гуси её догоняют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала она до печки.
Фонограмма
Девочка: Печка, печка, спрячь меня.
Печка: Выполни моё задание, спрячу.
Учитель: У каждого на парте лежит “перфокарта – пирожок”. У каждого ряда свое задание.
I ряд – должен съесть “пирожки с повидлом”, лёгкое задание:
6 = __ + 2
8 = __ + 3
10 = __ + __
II ряд – “ пирожки с творогом”, задание средней трудности:
4 * __ = 8
9 * __ = 6
7 * __ = 9
III ряд – “пирожки с мясом”, задание повышенной трудности:
6 + 3 * __ = 7
9 – 2 * __ = 10
7 – 3 * __ = 0
Учитель: Заполните пропуски в выражениях, и вы поможете девочке.
Взаимопроверка
Учитель: Печка спрятала девочку с братцем. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге. А девочка возвратилась с братцем домой. К этому времени, и родители вернулись, девочке привезли подарочек.
8. Подведение итогов.
Учитель: Вот и закончилась наша математическая сказка.
– Понравилась вам сказка?
– А что больше всего понравилось?
– Что показалось вам наиболее интересным? Как бы вы оценили свою работу на уроке?
– Поднимите руки те, кто:
- работал в полную силу;
- работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
Учитель: Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали.
9. Награждение.
– Я хочу сегодня наградить вас, дети, книжечкой-раскладушкой “Гуси-лебеди” за активную помощь девочке, за хорошее знание изученного материала.
Дети (хором):
С Цифроградом мы сдружились,
В Числограде очутились,
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Учитель: Спасибо вам за урок, дети. (Слайд №11).