Тема: Свойства сложения.
Цели урока:
- учебная цель: повторить переместительное свойство сложения, изучить сочетательное свойство, научить применять свойства сложения для рационализации вычислений.
- развивающая цель: развивать внимание, память, речь логическое мышление, и познавательный интерес;
- воспитательная цел: воспитывать чувства взаимопомощи, сотрудничества и ответственности за свой выбор перед товарищами.
Ход урока
Урок сопровождается показом компьютерной презентации. (Приложение)
1. Организационный момент
СЛАЙД №1
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
2. Актуализация знаний
Игра «Звездопад».
- Ребята, вы видели, как падают с неба звёзды?
- Как называется такое явление? (Звездопад)
СЛАЙД №2
- А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (Загадывают желание, считают звёзды)
- Посмотрите, сколько звёзд сегодня упало в наш класс!
СЛАЙД №3
- На каждой звезде указан её возраст.
126, 74, 85, 215, 17, 383
- На какие группы можно разделить все числа указанные на звёздах?
- Расположите числа в порядке возрастания.
СЛАЙД №4
- Найдите сумму возраста самой старшей и самой младшей звезды. (400 лет)
- Что вы знаете об этом числе? (Круглое, трёхзначное, для записи используем 2 цифры, соседи, чётное)
- Соедините звёзды в пары по этому принципу.
- Как называются числа при сложении?
СЛАЙД №5
- А вот мерцает большая звезда. На ней написаны математические выражения.
а+b
14+2
b+а
к+203
2+14
203+к
- Какие бывают выражения? (Числовые и буквенные)
- Прочитайте буквенные выражения по-разному.
- Что можно сказать об этих выражениях? (Они равны. Показывают переместительное свойство сложения)
- Какое свойство сложения мы видим?
СЛАЙД №6
- Что удобнее?
35+165= 165+35
- Какое свойство мы используем?
-Для чего меняем местами слагаемые? (Для удобства вычислений)
3. Сообщение темы и постановка цели урока
- Тема нашего урока: Свойства сложения. Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
- Что мы будем делать на уроке? Почему я сказала свойства сложения?
4. Постановка проблемы
Появляются знаки «+», «( )»
- Что знаете о знаке «+»?
- Для чего служат скобки? (Для изменения порядка действий)
- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
СЛАЙД №7
- Что общего в выражениях? Чем отличаются?
19 + (85 + 15) =?
23 + 77+220 =?
(54 + 89) + 11 =?
- Я предлагаю вам найти значение каждого выражения и записать в свою тетрадь только ответы. Примеры списывать не нужно. На эту работу я даю вам 2 минуты.
- Выполним проверку.
- В каком выражении труднее найти результат?
- Предложите, как можно решить эту проблему.
- А можем ли мы так поступить? Ведь мы меняем программу действий.
СЛАЙД №8
- У нас появилась проблема, давайте, исследуем и решим её.
- Заменим числа в этом выражении буквами.
(а + b) + c = a + (b + c)
- Справа я записала буквами тот вариант решения, который предложили мне вы.
- Проблема: равны ли части?
5. Решение проблемы
- Откройте свои учебники на странице 41.
Обратимся к отрезкам. Возьмем два отрезка одинаковой длины.
- Обозначим сумму a и b, прибавим c. Что получилось? (d)
Аналогичная работа со вторым отрезком.
- Что наблюдаем? (Части равны)
- Изменилось ли значение выражения? (Нет)
- Прочитайте это выражение ещё раз (a+b)+c=a+(b+c)
СЛАЙД №9
Значит: чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего числа.
Вывод повторить хором.
- Это переместительное свойство?
- Это новое свойство сложения называется сочетательным. Сочетать, группировать, заключать в скобки, находить пару.
6. Физ. минутка
СЛАЙД №10
Раз подняться, потянуться.
Два нагнуться, разогнуться.
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать.
Шесть за парту тихо сесть.
7. Продолжение изучения нового материала
Продолжим нашу работу.
СЛАЙД №11
(a+b)+c
a+(b+c)
a+b+c
b+a+c
- Равенство двух первых выражений мы уже доказали, а равно ли третье выражение двум первым?
- Зависит ли результат действий от порядка действий?
- А четвёртое выражение равно ли первым трём?
- Зависит ли результат от порядка слагаемых?
СЛАЙД №12
Значит: значение суммы не зависит от порядка слагаемых и от порядка действий (рядом стоящие слагаемые для удобства можно группировать).
Вывод повторить хором.
8. Воспроизведение знаний, закрепление
- Ребята давайте выполним следующее задание в парах. (Стр.41 №2 примеры на слайде)
- Посмотрите внимательно, посоветуйтесь и найдите пару каждому примеру из правого столбика. Найдите значение.
СЛАЙД №13
- Какие свойства вы здесь использовали?
- Зависит ли значение суммы от порядка слагаемых и порядка действий.
Повторить вывод в учебнике на стр. 41.
9. Игра «Своя игра»
СЛАЙД №14-24
- Вы хорошо поработали на уроке, а теперь давайте поиграем.
Правила игры: игровое поле разделено на секторы. Цена каждого сектора завис т от сложности вопроса. Наша игра будет состоять из 2 раундов. На каждый раунд даётся 1 минута. Побеждает тот, кто наберёт большее количество очков.
На доске.
|
1 ряд |
2 ряд |
3 ряд |
I раунд |
|
|
|
II раунд |
|
|
|
8. Итог
- Давайте подведём итог. Закончите, пожалуйста, предложения.
СЛАЙД №25.
Сегодня на уроке:
- Я повторил…
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Мой урожай знаний был…
- Я хотел бы узнать завтра на уроке…