Цель: Познакомить с жизненным циклом растений
Задачи:
- Развивать представление об условиях, необходимыми для жизни растений
- Расширить представления детей о жизни растений
- Воспитывать бережное отношение к растениям, природе
Оборудование: Семена фасоли (проросшие и нет), компьютер, учебный диск, магнитофон, аудио кассета «Звуки природы», иллюстрации сказочных героев: принцесса, замок, колдун, слова: бесцветный, белый, синий, голубой, пар, вода, туман, твёрдый, хрупкий, рыхлый, растения, свет, воздух, вода, сказочные герои: колдун, принцесса, замок, цветы, деревья.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие)
II. Повторение
Правильный ответ просигналить красным цветом
-
Какого цвета лёд?
бесцветный
белый
синий -
Какого цвета снег?
бесцветный
белый
голубой -
Что образуется после таяния снега?
пар
вода
туман -
Какой снег?
твердый
хрупкий
рыхлый
III. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях и узнаем, как они живут.
– Как вы думаете растения живые?
– Почему? (питаются, размножаются, дышат, умирают)
IV. Введение в тему
– Я предлагаю послушать сказку (звучит очень тихая музыка) (Украсить доску сказочными героями, цветами, деревьями) (Приложение 1)
Жила-была на свете принцесса. И был у неё прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели деревья. Принцесса сажала, поливала, ухаживала за растениями. Они приносили ей огромную радость.
Недалеко, в тех краях жил злой волшебник. Радость людей вызывала у него ненависть. Он решил погубить прекрасный дворец. Взмахнув волшебной палочкой и на сад, налетел ураган. Когда ураган, то все ломается, рвётся. (Дети подходят, дуют, снимают цветы и деревья)
Принцесса пыталась спасти свои хрупкие растения, но, потеряв силы, заплакала.
Злой волшебник радовался слезам принцессы. Когда она очнулась, то увидела кругом сломанные деревья, цветы – всё погибло.
Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику.
Рис. 1
Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок
Рис. 2
Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками
Рис. 3
Волшебник увидел росток и захотел погубить его. Но что-то заставило его остановиться. Шло время, росток окреп, на нём появились листики
И однажды оно зацвело. Злой волшебник очень изменился. Он вспомнил про несчастную принцессу, – « Какую боль я ей причинил. Ведь в растениях вся её жизнь»
Он схватил волшебную палочку и сказал: «Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляется росточек, листики, цветы, плоды.
И снова у принцессы зацвели сады. (Дети выходят и развешивают цветы, растения, деревья)
V. Физическая минутка
Музыка «Звуки природы» Расслабляющая гимнастика для глаз, шеи, спины, рук
VI. Работа над новым материалом
– Ребята, давайте вспомним, как росло единственно выжившее после урагана семечко. Что с ним происходило?
- Рассказ детей по рисункам 1-4, последовательно.
- Показ компьютерного сюжета №12 «Развитие растения из семени»
– Сейчас, мы с вами определим условия прорастания семян.
VII. Практическая работа.
1) (Заранее дети положили семена фасоли в мокрую и сухую тряпочку и наблюдали, как и где семена прорастали быстрее)
– Что повлияло на то, что семена проросли?
ВОДА ТЕПЛО
– Откуда растения в природе получают воду и тепло? ( воду от дождя, тепло от солнца)
– Если семена останутся в банке, они могут развиваться? (нет)
– Почему? (нужно посадить в землю)
Несколько человек садят проросшие семена в землю.
– Куда поставим горшок? (на подоконник)
– Почему? (нужен свет и воздух)
ВОЗДУХ СВЕТ
–Что необходимо для жизни растений?
2) Показ компьютерного сюжета «Условия прорастания семян»
VIII. Физическая минутка
Музыка « Звуки природы». Произвольные упражнения
IX. Закрепление
Догадайтесь, о чём речь в загадке
На зелёной ветке
В бежевой жилетке
Всем твердит крепыш:
– Я буду
стройным и могучим дубом. (Жёлудь)
– Откройте учебник на странице 50
– Какое дерево видите (дуб)
– Что такое жёлудь? (плод дуба)
– Рассмотрите и расскажите, как с жёлудя начинается жизнь дуба?
– Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева повреждён)
– Вывод. Дети самостоятельно составляют и рисуют правила поведения в лесу
Выставка рисунков и обсуждение.
X. Итог
– Решите кроссворд
- Без этой части растение погибнет (корень)
- Эта часть растения чаще всего зелёного цвета (лист)
- Бывает вкусный, сочный (плод)
- Яркий благоухающий (цветок)
- У дерева он один, у кустарников много (Стебель)
- Только благодаря нему растение может сохранить свой род (семя)