Пояснительная записка
Образовательная программа “Спорт и здоровье” имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
Данная программа актуальна, так как двух занятий физической культуры в неделю недостаточно для полноценного физического развития учащихся. С целью повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. С этой задачей должен справляться спортивный кружок по лыжному спорту. Для полноценного развития детям нужно двигаться, т.е. выполнять определенный двигательный режим (суточный и недельный).
Задача кружка лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у детей среднего школьного возраста (11-15 лет). Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Разнообразие форм и методов спортивно-тренировочных занятий формируют у детей устойчивый интерес к посещению данного кружка.
В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей. Это позволяет учитывать специфику основных школ с малой наполняемостью классов. К занятиям в данном кружке допускаются учащиеся в возрасте от 11 лет и старше, прошедшие медицинскую комиссию и допущенные участковым врачом.
Освоение программного материала осуществляется по трем направлениям:
– оздоровительное;
– воспитательное;
– образовательное.
Цели образовательной программы “Спот и здоровье”:
– развитие физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма,
совершенствование техники и тактики
лыжника-гонщика;
– воспитание бережного отношения к своему
здоровью;
– овладение технологиями современных
оздоровительных систем, физического воспитания
и прикладной физподготовки;
– освоение знаний о физической культуре, её
связи с физическим воспитанием и спортивной
подготовкой;
– формирование компетентности в
физкультурно-оздоровительной и спортивно –
оздоровительной деятельности, творческого опыта
в индивидуальных и коллективных формах занятий
физкультурой и спортом.
Для реализации данной цели решается следующие задачи:
Детская группа (11-12 лет):
– прививать устойчивый интерес к занятиям
лыжным спортом (лёгкой атлетикой);
– укреплять здоровье учащихся и закаливать их
организм;
– всестороннее физическое развитие и развитие
основных двигательных качеств;
– овладеть навыками техники движений основных
лыжных ходов (отдельных видов легкой атлетики);
– выполнять требования контрольных тестовых
заданий и контрольных нормативов.
Подростковая группа (13-15 лет):
– укреплять здоровье учащихся и закаливать их
организм;
– всестороннее физическое развитие и развитие
основных двигательных качеств;
– развивать физическую работоспособность
(выносливость);
– совершенствовать технику основных лыжных
ходов (видов легкой атлетики);
– овладеть основами тактики лыжника гонщика;
– овладеть инструкторскими навыками и судейской
практикой;
– достигать высоких результатов в лыжном спорте,
выполнять разрядные нормативы.
Образовательная программа “Спот и здоровье” составлена мною с учетом психологических и физических особенностей развития детей среднего звена (11-15 лет) и рассчитана на 216 часов при 6 часах занятий в неделю.
Учебно-тренировочный процесс включает в себя три периода:
1. Подготовительный:
– легкая атлетика (сентябрь, октябрь)
– лыжный спорт (ноябрь, декабрь)
2. Соревновательный:
– лыжный спорт (январь – март)
3. Переходный:
– легкая атлетика (март – май)
Срок реализации программы – один год.
Основной формой обучения являются групповые, учено-тренировочные занятия.
Наполняемость группы – 15 человек.
Периодичность проведения занятий – 3 раза в неделю по 3 часа (при 6 часах занятий в неделю).
Ожидаемые результаты:
Обучаясь по данной программе, учащиеся должны:
Знать / понимать:
– влияние оздоровительных систем физического
воспитания на укрепление здоровья, профилактику
заболеваний и увеличение продолжительности
жизни;
– формы занятий физической культуры и лыжным
спортом, их целевое назначение и применение в
обыденной жизни для достижения спортивного
мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям
лыжным спортом (легкой атлетике);
– способы контроля и оценки индивидуального
физического развития и физической
подготовленности.
Уметь:
– планировать и проводить индивидуальные и
групповые тренировочные занятия по лыжному
спорту (легкой атлетике);
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
– выполнять соревновательные упражнения и
технико-тактические действия по избранному виду
спорта;
– осуществлять судейство соревнований по лыжам
(легкой атлетике);
– оказывать ПМП при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной
подготовки во время соревнований и при сдаче
контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов
(легкоатлетических упражнений);
– использовать полученные знания и навыки в
повседневной жизни.
Качество полученных знаний, умений и знаний проверяется через итоговый контроль:
По теории “Основы знаний”: доклады, рефераты, тесты, викторины, беседы, согласно теоретического курса данной программы.
По технике выполнения упражнений:
Контрольные испытания на развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, скорости, выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений).
Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений)
Участие в соревнованиях по легкой атлетике школьных, районных, областных (не менее 5 в год).
Участие в соревнованиях по лыжным гонкам школьных, районных, областных (не менее 5 в год).
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
||
всего |
Теоретические знания |
Практические знания |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Развитие лыжного спорта (легкой атлетики) в России. Участие в олимпийских играх и чемпионатах мира. | 1 |
1 |
- |
2. |
Гигиена занятий и режим дня спортсмена лыжника | 1 |
1 |
- |
3. |
Основы техники лыжных гонок | 2 |
2 |
- |
4. |
Основы методики обучения техники и тактики лыжника | 2 |
2 |
- |
5. |
Правила техники безопасности и оказание ПМП | 1 |
1 |
- |
6. |
Спортивные базы, оборудование. Инвентарь. | 2 |
2 |
- |
7. |
Правила соревнований | 1 |
1 |
- |
8. |
ОФП | 66 |
- |
66 |
9. |
СФП | 50 |
- |
50 |
10. |
Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника гонщика | 80 |
- |
80 |
11. |
Участие в соревнованиях | Согласно календарному плану |
||
12. |
Выполнение контрольных требований и нормативов | 4 |
- |
4 |
13. |
Культурно-массовая работа | 6 |
- |
6 |
Итого: | 216 |
10 |
206 |
Содержание программы.
1-ый год обучения
- Развитие лыжного спорта в России.
- Гигиена занятий, режим питания спортсменов.
- Основы техники лыжника-гонщика.
- Основа методики техники и тактики лыжника-гонщика.
- Правила техники безопасности.
- Спортивная база, оборудование, инвентарь.
- Общая физическая подготовка.
- Специальная физическая подготовка.
- Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника.
- Участие в соревнованиях.
- Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов.
- Культурно-массовая работа.
Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте. Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.
Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела, водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма. Комплексы УГГ.
Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжника-гонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах.
Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники движений основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении различных способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины дистанции и рельефа местности.
Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, обморожении.
Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта (л.атлетики). Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и мази на лыжи.
Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений. Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.
Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.
Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП. Строевые упражнения на лыжах.
Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений.
Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового, конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение техникой преодоления бугров и спусков. Владение горнолыжной техникой. Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. Спортивные игры (баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.
Школьных, районных, городских, областных – согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий.
Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, прыгучести, выносливости, координации движений. Тесты на владение техникой основных лыжных ходов. Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км, 5 км на время. Выполнение разрядных нормативов. Тесты на выполнение легкоатлетических упражнений.
Проведение вечеров, туристических походов (однодневных, многодневных, экскурсий, посещение выставок, музеев, соревнований), проведение спортивных соревнований.
Литература:
- Преображенский В. С. Учись ходить на лыжах . – М.: Сов.спорт, 1989.
- Барышников А.Н. Лыжный спорт: программа для лыжных секций. – М.: ФиС, 1971.
- Зверева М. С. Программы для ДЮСШ и образовательных школ. Спортивные кружки и секции. – М.: Просвещение, 1986.
- Жудов В.А. Лыжные гонки: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1986.
- Кардюков В.В. Лыжный спорт: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1971.
- Озолина Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС, 1989.
- Малюков Е.А. Подружись с королевой спорта. – М.: Просвещение, 1991.
- Ляхов В.И. Лёгкая атлетика: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1989.
- Говердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.: ФиС, 1986.
- Семашко Н.В. Баскетбол: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС, 1976.
- Цирик Б.Я. Футбол: Азбука спорта. – М.: ФиС, 1982.
- Железняк Ю.Д. Спортивные и подвижные игры. – М.: ФиС, 1984.
- Вайнбаум Я.С. Дозирование физической нагрузки школьников. – М.: Просвещение, 1991.
- Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по ФК. – М.: Просвещение, 1986.