Программа дополнительного образования "Спорт и здоровье"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

Образовательная программа “Спорт и здоровье” имеет физкультурно-оздоровительную направленность.

Данная программа актуальна, так как двух занятий физической культуры в неделю недостаточно для полноценного физического развития учащихся. С целью повышения двигательного режима учащихся необходимо проводить дополнительные занятия по физической культуре и спорту во внеурочное время. С этой задачей должен справляться спортивный кружок по лыжному спорту. Для полноценного развития детям нужно двигаться, т.е. выполнять определенный двигательный режим (суточный и недельный).

Задача кружка лыжного спорта – выявить и развивать спортивные наклонности у детей среднего школьного возраста (11-15 лет). Следует помнить, что занятия на свежем воздухе приносят большой оздоровительный и закаливающий эффект. Разнообразие форм и методов спортивно-тренировочных занятий формируют у детей устойчивый интерес к посещению данного кружка.

В основе программы лежит принцип дифференциации и вариативности, что позволяет проводить занятия со смешанными и разновозрастными группами детей. Это позволяет учитывать специфику основных школ с малой наполняемостью классов. К занятиям в данном кружке допускаются учащиеся в возрасте от 11 лет и старше, прошедшие медицинскую комиссию и допущенные участковым врачом.

Освоение программного материала осуществляется по трем направлениям:

– оздоровительное;
– воспитательное;
– образовательное.

Цели образовательной программы “Спот и здоровье”:

– развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей  организма, совершенствование техники и тактики лыжника-гонщика;
– воспитание бережного отношения к своему здоровью;
– овладение технологиями современных оздоровительных систем, физического воспитания и прикладной физподготовки;
– освоение знаний о физической культуре, её связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой;
– формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно – оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физкультурой и спортом.

Для реализации данной цели решается следующие задачи:

Детская группа (11-12 лет):

– прививать устойчивый интерес к занятиям лыжным спортом (лёгкой атлетикой);
– укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм;
– всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;
– овладеть навыками техники движений основных лыжных ходов (отдельных видов легкой атлетики);
– выполнять требования контрольных тестовых заданий и контрольных нормативов.

Подростковая группа (13-15 лет):

– укреплять здоровье учащихся и закаливать их организм;
– всестороннее физическое развитие и развитие основных двигательных качеств;
– развивать физическую работоспособность (выносливость);
– совершенствовать технику основных лыжных ходов (видов легкой атлетики);
– овладеть основами тактики лыжника гонщика;
– овладеть инструкторскими навыками и судейской практикой;
– достигать высоких результатов в лыжном спорте, выполнять разрядные нормативы.

Образовательная программа “Спот и здоровье” составлена мною с учетом психологических и физических особенностей развития детей среднего звена (11-15 лет) и рассчитана на 216 часов при 6 часах занятий в неделю.

Учебно-тренировочный процесс включает в себя три периода:

1. Подготовительный:

– легкая атлетика (сентябрь, октябрь)
– лыжный спорт (ноябрь, декабрь)

2. Соревновательный:

– лыжный спорт (январь – март)

3. Переходный:

– легкая атлетика (март – май)

Срок реализации программы – один год.

Основной формой обучения являются групповые, учено-тренировочные занятия.

Наполняемость группы – 15 человек.

Периодичность проведения занятий – 3 раза в неделю по 3 часа (при 6 часах занятий в неделю).

Ожидаемые результаты:

Обучаясь по данной программе, учащиеся должны:

Знать / понимать:

– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом (легкой атлетике);
– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.

Уметь:

– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту (легкой атлетике);
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
– выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
– осуществлять судейство соревнований по лыжам (легкой атлетике);
– оказывать ПМП при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Качество полученных знаний, умений и знаний проверяется через итоговый контроль:

По теории “Основы знаний”: доклады, рефераты, тесты, викторины, беседы, согласно теоретического курса данной программы.

По технике выполнения упражнений:

Контрольные испытания на развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, скорости, выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений).

Контрольные упражнения на владение техникой движений основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений)

Участие в соревнованиях по легкой атлетике школьных, районных, областных (не менее 5 в год).

Участие в соревнованиях по лыжным гонкам школьных, районных, областных (не менее 5 в год).

Учебно-тематический план
1 год обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

всего

Теоретические знания

Практические знания

1

2

3

4

5

1.

Развитие лыжного спорта (легкой атлетики) в России. Участие в олимпийских играх и чемпионатах мира.

1

1

-

2.

Гигиена занятий и режим дня спортсмена лыжника

1

1

-

3.

Основы техники лыжных гонок

2

2

-

4.

Основы методики обучения техники и тактики лыжника

2

2

-

5.

Правила техники безопасности и оказание ПМП

1

1

-

6.

Спортивные базы, оборудование. Инвентарь.

2

2

-

7.

Правила соревнований

1

1

-

8.

ОФП

66

-

66

9.

СФП

50

-

50

10.

Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника гонщика

80

-

80

11.

Участие в соревнованиях

Согласно календарному плану

12.

Выполнение контрольных требований и нормативов

4

-

4

13.

Культурно-массовая работа

6

-

6

  Итого:

216

10

206

Содержание программы.

1-ый год обучения

  1. Развитие лыжного спорта в России.
  2. Возникновение лыжного спорта. Использование лыж в туризме, отдыхе, охоте. Зарождение лыжного спорта в России. Участие наших спортсменов в Олимпийских играх и чемпионатах мира. Их лучшие результаты и достижения.

  3. Гигиена занятий, режим питания спортсменов.
  4. Режим дня лыжника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна, гигиена тела, водные процедуры. Естественные факторы природы для закаливания организма. Комплексы УГГ.

  5. Основы техники лыжника-гонщика.
  6. Классификация основных лыжных ходов. Понятия об основных движениях лыжника-гонщика. Техника выполнения основных движений в различных лыжных ходах.

  7. Основа методики техники и тактики лыжника-гонщика.
  8. Основные средства, применяемые в разучивании и совершенствовании техники движений основных лыжных ходов. Краткие сведения о тактическом применении различных способов передвижения на лыжах. Учёт погодных условий, длины дистанции и рельефа местности.

  9. Правила техники безопасности.
  10. Безопасность к местам проведения занятий, одежде, обуви и инвентарю. Влияние погодных условий на тренировочный процесс. Оказание первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, ранах, обморожении.

  11. Спортивная база, оборудование, инвентарь.
  12. Характеристика современного инвентаря, одежды и обуви для лыжного спорта (л.атлетики). Лыжные мази. Обработка и наложение грунта и мази на лыжи.

    Практическое занятие: выбор лыжных палок, лыж, обуви. Установка креплений. Нанесение лыжных мазей, опробование смазки, внесение коррективов.

  13. Общая физическая подготовка.
  14. Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.

  15. Специальная физическая подготовка.
  16. Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП. Строевые упражнения на лыжах.

    Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений.

  17. Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника.
  18. Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового, конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение техникой преодоления бугров и спусков. Владение горнолыжной техникой. Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. Спортивные игры (баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.

  19. Участие в соревнованиях.
  20. Школьных, районных, городских, областных – согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий.

  21. Выполнение контрольных упражнений и сдача нормативов.
  22. Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, прыгучести, выносливости, координации движений. Тесты на владение техникой основных лыжных ходов. Преодоление дистанций: 1 км, 2 км, 3 км, 5 км на время. Выполнение разрядных нормативов. Тесты на выполнение легкоатлетических упражнений.

  23. Культурно-массовая работа.

Проведение вечеров, туристических походов (однодневных, многодневных, экскурсий, посещение выставок, музеев, соревнований), проведение спортивных соревнований.

Литература:

  1. Преображенский В. С. Учись ходить на лыжах . – М.: Сов.спорт, 1989.
  2. Барышников А.Н. Лыжный спорт: программа для лыжных секций. – М.: ФиС, 1971.
  3. Зверева М. С. Программы для ДЮСШ и образовательных школ. Спортивные кружки и секции. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Жудов В.А. Лыжные гонки: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1986.
  5. Кардюков В.В. Лыжный спорт: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1971.
  6. Озолина Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС, 1989.
  7. Малюков Е.А. Подружись с королевой спорта. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Ляхов В.И. Лёгкая атлетика: Правила соревнований. – М.: ФиС, 1989.
  9. Говердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.: ФиС, 1986.
  10. Семашко Н.В. Баскетбол: Учебник для институтов ФК. – М.: ФиС, 1976.
  11. Цирик Б.Я. Футбол: Азбука спорта. – М.: ФиС, 1982.
  12. Железняк Ю.Д. Спортивные и подвижные игры. – М.: ФиС, 1984.
  13. Вайнбаум Я.С. Дозирование физической нагрузки школьников. – М.: Просвещение, 1991.
  14. Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по ФК. – М.: Просвещение, 1986.