Цели урока:
- Познавательный аспект : формировать общеучебные умения осознанного, правильного, выразительного чтения, умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристики действующих лиц.
- Развивающий аспект : развивать речь и умения анализировать текст, эмоциональные сферы личности ребенка, творческие умения.
- Воспитательный аспект: способствовать формированию нравственных принципов: честности, порядочности, сострадания, трудолюбия, задумываться над своими желаниями, воспитывать познавательную активность.
Оборудование: портрет В.П. Катаева; выставка книг для детей; иллюстрации к сказке; таблички слов и выражений для словарной работы; карточки для домашнего задания; индивидуальные карточки с таблицами; лепестки цветка для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
На доске таблица:
внимательный | аккуратный | самостоятельный |
любознательный | активный | рассеянный |
веселый | стильный | рассудительный |
Рядом с таблицей – портрет ученика.
Учитель: Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришел на урок за знаниями?
Ответы учащихся.
Учитель: Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Расшифруйте текст.
ЧСМИАПСКАЗКАБПОЛДКАТАЕВЙЦУКЦВЕТИКГШЩЗХСЕМИЦВЕТИКЫФЦЙ
Учитель: Что это за слова?
Дети: Катаев. Сказка: “Цветик-семицветик”.
Учитель: Вы правы, это тема нашего урока. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложение. Познакомиться с творчеством ---– , работать над ----– сказки ---– и сделать ---– , чему---– -----.
Дети: Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки “Цветик – семицветик” и сделать вывод, чему учит сказка.
III. Работа по теме урока.
1. Беседа об авторе.
Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаева. Родился писатель в городе Одесса, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 70 лет. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.
– А понравилась ли она вам, юные читатели?
(Ответы детей).
Учитель: Я так и предполагала. Прошло много лет, а дети с удовольствием читают ее. В чем же здесь секрет? Сейчас разберемся.
– Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками.
Дети рассматривают выставку. (Комментарии к выставке делает один из подготовленных учащихся).
2. Работа над названием сказки.
Учитель: Почему сказка с таким необычным названием?
Дети: Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.
Учитель: А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
Дети: В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.
Учитель: Мы часто сравниваем авторскую сказку с русской народной.
– Есть ли такая среди русских народных сказок?
Дети: (заполняют таблицу и делают вывод).
“Цветик-семицветик” В.П.Катаева | “По щучьему велению”. Русская народная. |
Волшебный цветок | Волшебная щука |
Исполняются все желания | Исполняются все желания |
Счастливый конец сказки | Счастливый конец сказки |
3. Словарная работа.
(Для работы используются карточки со словами и выражениями).
а) Объясните значение выражений:
– по сторонам зевать;
– галдели, как попугаи;
– взяла досада.
б) Подбери близкие по смыслу слова:
Растяпа – …., велеть – …, превосходный – …, симпатичный – …, уродливый – …, отнять – …, смирные – ….
в) Работа над близкими по содержанию словами мечта и желание.
1 ученик: Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта– игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует.
2 ученик: Желание-это чувство, когда тебе очень хочется чего-то, что не существует на самом деле, его у тебя нет, а тебе хочется иметь, оно дает тебе радость.
Учитель: Анализируя сказку, каждый должен сделать вывод для себя о своих желаниях?
4. Работа по содержанию сказки.
1. Пересказ начала сказки (до встречи со старушкой).
2.Сцена встречи девочки и старушки. (Показывают заранее подготовленные учащиеся).
Учитель: Что сказала волшебница по секрету Жене?
Дети: Женя получила цветок и узнала, как им пользоваться.
Учитель: Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. Работа в парах. На столе имеются лепестки от цветика. Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.
Учитель: Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?
Дети: Отрывать лепесток и произносить волшебные слова.
Учащиеся разучивают эти волшебные слова.
Учитель: А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. (Карточки с таблицей даётся каждому ученику).
лепесток | желание | чувство | разумное или нет |
– На что был потрачен первый лепесток?
Дети: Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой.
Учитель: Какая неприятность случилась с Женей?
Дети: Девочка разбила мамину любимую вазу.
Учитель: На что потратила девочка второй лепесток и почему?
Дети: Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.
Учитель: Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
Дети: Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.
Учитель: Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?
Дети: Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.
Учитель: Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?
Дети: Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.
5. Физминутка.
Учитель: Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки и под веселую музыку исполняете танец снежинок.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Вот подул вдруг ветерок,
Закружился снежок,
Пляшут все снежинки,
Белые пушинки.
6. Продолжение работы по содержанию текста.
Учитель: На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?
Дети: На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как оно спасает Женю.
Учитель: Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?
Дети: Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем.
Учитель: Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?
Дети: Женя обиделась, даже рассердилась.
Учитель: Какое желание она загадала, чтобы их позлить?
Дети: Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее.
Учитель: Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?
Дети: Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки.
Учитель: Разумное ли это желание?
Дети: Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.
Учитель: На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?
Дети: Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание.
Учитель: Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.
Ответ детей. (Пересказ отрывка).
Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?
Дети: Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.
Учитель: Обратимся к заполненной таблице.
лепестки | желание | чувство | разумное или нет |
желтый | вернуться домой | радость | разумное |
красный | склеить вазу | облегчения | разумное |
синий | попасть на полюс | страха | глупое |
зеленый | вернуться с полюса | радости | разумное |
оранжевый | иметь все игрушки | испуг | глупое |
фиолетовый | отправить игрушки | облегчения | разумное |
голубой | вернуть здоровье | радость | разумное |
– Сделаем вывод о желаниях девочки.
Дети: У Жени было пять разумных желания и два глупых.
Учитель: Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.
1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?
2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?
Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.
У: Чему же учит эта сказка?
Дети высказывают свои суждения. Учитель подводит итог.
Учитель: Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
IV. Домашнее задание.
Каждому ученику карточка для письменного ответа.
Карточка.
Чтобы ты пожелал, если бы у тебя был цветик – семицветик?
V. Рефлексия.
Учитель: Зачем нам нужен был этот урок?
За что ты можешь похвалить себя?
За что можно похвалить своих одноклассников?
Ответы детей.
Учитель: Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: “Я – молодец, я думал, я старался”.