Цель урока: создание ситуации, в которой учащиеся столкнуться c явлением омонимичности и синонимичности в корневой морфеме.
Задачи:
- Научить различать родственные слова и слова с омонимичными и синонимичными корнями.
- Отразить особенности омонимичных и синонимичных корней в модели.
- Отрабатывать способ определения корня в однокоренных словах.
Оборудование: проектор, экран, презентация, выполненная в Power Point, толковый словарь С.И. Ожегова.
Тип урока: урок решения частных задач.
Ход урока
I. Создание ситуации успеха.
Отгадайте ребус
(Слайд 2)
7я. (Семья).
У.: Каким образом слова “ семья ” связано с нашими уроками русского языка?
Д.: Собираем семьи родственных слов. Определяем являются ли слова родственными.
У.: Используя свои знания, помогите словам “школа”, “море”, “город”,
“дерево” разослать приглашения своим родственникам:
(Слайд № 3)
Школьник, морской, городок, пригородный, одеревенел, дошкольник, деревянный, школьный, приморский, городской, деревце, морячка.
Из заданной группы слов учащиеся, работая в группах, выбирают родственные слова к одному из них, выделяют окончания, основы, корни.
После выполнения задания уч-ся доказывают, что выбранные ими слова являются родственными.
У.: Молодцы! Как здорово вы справились с заданием. Какие же слова считаются родственными?
Учащиеся озвучивают модель:
Модель 1.
Это слова с разными основами, близкие по смыслу, значения которых можно объяснить с помощью слова- “родителя”.
У них общий корень, с одинаковым лексическим значением, который указывает на слово, от которого они возникли.
II. Постановка и решение учебно-практической задачи.
1 ситуация. У.: А сейчас я расскажу вам одну историю, которая произошла в стране “Грамматика”. Я думаю, вы мне поможете разобраться с тем, что там произошло.
(Слайд № 4)
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседует. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями наперегонки бегают. Водичка на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода, глянула на гостей, сразу чужака приметила:
- Ты, дружок, сюда по ошибке попал. Не наш ты родственник. Поищи-ка свою семью в другом месте.
Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
У.: Кто же чужаком оказался среди родственников воды?
Почему?
Д.: Они не близки по смыслу. У них разные “родители”.
У.: Давайте подберем родственные слова к слову “водитель”.
(Учащиеся записывают слова и выделяют корни.)
У.: Но ведь корни у них одинаковые, значит они родственные.
Кто со мной согласен?
Д.: Они звучат одинаково, пишутся одинаково, но по лексическому значению разные.
У.: Встречались ли мы с таким явлением в русском языке?
Д.: Когда мы говорили о словах омонимах.
У.: А о корнях так можно сказать?
Как мы назовем такие корни?
III. Моделирование.
А как это явление отразить в модели? Составьте модель омонимичных корней.
Дети работают в группах. Затем работа обсуждается. Выбирается правильная модель.
Корни-омонимы
IV. Физминутка.
У.: Теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Дети выходят в круг, заучивают четверостишье о лесе, отбивая ритм стиха
(Чётные строки – руками, нечётные – ногами.)
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг – лесничий.
(В. Степанов)
2 ситуация
У.: Как вы считаете, слова бор, роща, дубрава, связаны по смыслу со словом лес?
Можно ли сказать, что они близки по смыслу?
Если дети затрудняются, то обращаются к толковому словарю. Используются слайды с репродукциями картин И. Шишкина “Сосновый бор”, “Дождь в дубовом лесу” и А.Куинджи “Березовая роща”.
(Слайды 6-8)
Д.: Да. Они все объясняются с помощью слова лес.
Они близки по смыслу.
У.: А можно их назвать родственными, ведь они близки по смыслу?
Д.: Нет. У них нет общего корня, хотя они близки по смыслу.
У.: Давайте подберем однокоренные слова к этим словам и выделим в них корни.
Дети записывают слова и выделяют окончания, основы и корни:
бор | дубрава | роща |
боровик | дуб | рощица |
дубовый |
У.: Как называются слова, которые называют одно и тоже, а звучат и пишутся по-разному?
Д.: Синонимы.
У.: А как назовем такие корни?
Д.: Синонимичные корни.
Моделирование
У.: Составьте модель синонимичных корней.
(Работа идет в группах.)
Корни-синонимы
У.: Какими могут быть корни в словах?
А чем отличаются корни родственных слов?
У.: Пользуясь составленными моделями, проверь работу ребят второклассников, которые участвовали в олимпиаде. Одним из заданий было собрать семью родственных слов. Кто победитель?
(Слайд 9)
- зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.
- Зеркало, зеркальный, зеркальце.
- Гора, гореть, горный, пригорок.
- Дождь, дождевой, дождаться, дождливый.
V. Рефлексия
У.: Какими же могут быть корни в словах?
Где и как могут помочь вам эти знания?
Что нужно помнить, определяя или подбирая родственные слова, чтобы не попасть в “ловушку”?
Учащиеся снова озвучивают первую модель, где отражены признаки родственных слов.