Цели занятия:
Закрепить названия животных тропических лесов.
Закрепить умение образовывать относительные прилагательные (тигровый, обезьяний, леопардовый и т.д.)
Закрепить умение составлять описательные рассказы.
Закрепить навыки чтения, умение составлять звуковые схемы слов, схемы предложения, умение деления слов на слоги.
Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, сопереживания.
Оборудование: создание окружающей обстановки по типу джунглей (канаты, обвитые лианами, пальмы, подбор и расстановка игрушек: змеек, тигров, обезьянок, попугаев и т.д.); музыкальная запись из серии “Звуки природы” – пение птиц, рычание животных; картинки– медальки с изображением жирафа, обезьяны, слона, черепахи, тигра, пантеры, леопарда, крокодила, рисунки хвостов этих животных; “бананы” и “косточки” в качестве получения баллов; грецкие орешки, карточки для чтения.
Предварительная работа: чтение рассказов, рассматривание детских энциклопедий о флоре и фауне тропиков, экскурсия в зоопарк.
Ход: дети заходят в комнату, разглядывают джунгли, слушают звуки природы.
Логопед: – ребята, где вы оказались? (в джунглях)
– Что такое джунгли? Наши леса можно назвать джунглями? Почему?
– Какие животные обитают в джунглях? На какие две группы делятся животные по способу питания? А давайте устроим соревнования хищников и травоядных животных! Согласны поиграть?
– А сейчас узнаем, кто каким животным будет. Выберите себе карточку. Прочтите и найдите соответствующее изображение животного. Расскажите друг другу, какое животное вы будете изображать.(Дети читают карточку, находят медальку с изображением прочитанного животного и надевают ее)
– А теперь разделитесь на две группы – на хищников и травоядных. Проверьте, правильно ли вы разделились. Выберите капитанов вашей команды. В ходе соревнований победит та команда, которая наберёт больше очков. Хищники будут получать как призовое очко – кость, а травоядные – банан. Приступаем к соревнованиям!
1. Послушайте загадку. Чья команда первой произнесёт отгадку, тот получает очко.
Маленький работяга
По земле ползёт,
Больше себя везёт. (Муравей)
2. Слово (муравей) разложите цветными кубиками. (Звуко-буквенный анализ слова)
- Сколько звуков в слове? Назовите звуки по порядку. Назовите гласные звуки. Назовите согласные звуки. Какие согласные звуки мягкие?
3. Следующее состязание “Кто больше наберёт орешек” Каждый из вас придумайте слово, как можно длиннее, содержащее как можно больше слогов. Подбегая к вазочке, вы проговариваете его по частям (по слогам). Сколько в слове слогов – столько берёте орешек и приносите своей команде.
(После состязания вместе подсчитываем орешки и награждаем победителей очком)
4. Игра “Что бывает в джунглях?”. В каждой команде вазочка с одинаковым количеством цветов. Вы должны вспомнить и сказать, что бывает в джунглях. Кто сказал – идёт к команду противника и забирает у них цветочек. У кого меньше останется в вазе цветочков – проиграл.
5. Разминка “Весёлая зверобика” (Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль, Академия Холдинг – 2000)
Выполняется по весёлую музыку, можно Г. Гладкова “Весёлая дискотека.”
Под маршевую музыку дети шагают друг за другом. С изменением характера музыки выполняют движения, согласно тексту, читаемому взрослым.
Это лев. Он царь зверей.
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный.
Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой. Шаг выполняют грациозно, с лёгким подъёмом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки на поясе.
А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
Что пружинят вниз и вверх
И взлетают выше всех!
Стоя на месте, согнув в локтях руки с растопыренными пальцами, выполняют полуприседания.
А вот добрый, умный слон
Посылает нам поклон,
Он кивает головой
И знакомится с тобой.
Идут неспешно по кругу. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы прижимаются к голове. Дети выполняют наклоны туловища вправо-влево.
Кенгуру так быстро скачет,
Словно мой любимый мячик.
Вправо-влево, поворот,
Прыжок назад, потом вперёд.
Лёгкие прыжковые движения по тексту.
Вот змея, она пугает
И к себе не подпускает.
По земле ползёт она,
Извивается слегка.
Сидя на коленях, медленно “проскальзывают” на пол. Лёжа на животе, расположив руки под грудью, соединив ноги вместе и оттянув носочки, дети выполняют лёгкое покачивание корпусом.
6.– А сейчас мы с вами вместе сочиним сказку. Кто будет помогать сочинять, получит очко.
Логопед: было это давным-давно. Тогда у зверей и хвостов-то не было. А зачем им хвосты? Крокодил, тебе зачем хвост нужен?(чтобы лучше плавать. Логопед спрашивает каждое животное, зачем ему хвост). Скучно было животным жить без хвостов. Вдруг по лесу весть разнеслась – хвосты завезли, раздавать будут. Прибежал за хвостом жираф (ребёнок идёт и находит среди картинок соответствующий хвост). Чей хвост взял жираф?
По очереди дети выходят, находят хвосты и правильно называют относительные прилагательные. У крокодила хвост – крокодилий;
у слона – слоновий;
у обезьяны – обезьяний;
у черепахи – черепаший;
у льва – львиный;
у леопарда – леопардовый;
Набрали животные хвосты, радуются – не нарадуются. Ведь им слало гораздо легче с ними жить.
Логопед благодарит детей за помощь в создании сказки. Каждый получает по баллу. Подсчёт общего итога соревнований. Награда всех участников соревнований.