Форма проведения: урок с использованием мультимедийной презентации.
Цели:
- Образовательная: сформировать представление о числах и цифрах систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
- Развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.
- Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Задачи:
- познакомить детей с новыми, неизвестными системами счисления;
- познакомить детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике.
Тип урока:
– урок открытия нового знания.
Оборудование урока:
Плакат-рисунок к созданию проблемной ситуации в классе; карточки с заданиями; плакаты с заданиями; мультимедийный проектор; экран; презентация.
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 мин. |
Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности. | Концентрируют внимание. Рисуют шкалу самооценки, как планируют сегодня работать. |
(гимнастика для глаз)-6 мин. |
Использование фронтальной формы работы. | Повторяют счёт. Выполняют устные вычисления в пределах 10. Сравнивают числа. Называют отличие числа от цифры. Отгадывают загадки. Подписывают под рисунками число предметов. |
3 мин. |
Создание ситуации для постановки проблемы. | Рассматривают записи под рисунками. Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу. |
12 мин. |
Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя о различных системах счисления (мультимедийная презентация). | Строят проект выхода из затруднения. Смотрят мультимедийную презентацию “Система счисления”. |
1 мин. |
||
5 мин. |
Организация групповой работы. | Записывают цифры. Обозначают число предметов разными числами, работая в парах. Комментируют. |
5 мин. |
Организация самостоятельной письменной работы. | Выполняют письменную работу. |
5 мин. |
Предлагаю учащимся выполнить задание, содержащее новые знания, а также моделирование римских цифр. | Выполняют задание, содержащее новые знания. Моделируют римские цифры. |
– 2 мин. |
С чем мы познакомились на уроке? Где можно встретить римские цифры? Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке? Расскажите дома о различных системах нумерации. | Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя. |
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
– Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
Все получится у нас!
Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математике.
– Нарисуйте шкалу самооценки, как вы планируете сегодня работать
На экране слайд с девизом: “ С малой удачи начинается большой успех.”
II. Актуализация опорных знаний и мотивация.
– Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики мозга”
1) Сосчитайте с 1 до 10 ,и с 10 до1 обратно.
Что происходит при счёте до 10?
Что происходит при обратном счёте?
2) Теперь обратите внимание на ряд чисел: 2 6 10
– Что вы можете сказать о них?
– Какую работу можно выполнить с этими числами?
– Сравните их.
– Назовите самое маленькое число.
– Самое большое число. Дополните до 10: 1 7 6 5 2.
– Сколько мы заем цифр? (10)
– Перечислите их. (1 2 3 4 5 6 7 8 9 0)
– А чем, ребята, отличается число и цифра?
– Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет
Ровно на 3 больше станет (шесть)
– Какие цифры при переворачивании не меняются? (0, 8)
– Каким знаком обозначено число 0,3?
– Подпиши под каждым плакатом число предметов: (3 плаката)
Мы с вами хорошо размялись, провели “гимнастику для ума” и можем работать дальше.
А теперь гимнастика для глаз и тела.
– Найти нужную числовую карточку:
7 |
3 |
2 |
0 |
1 |
9 |
5 |
4 |
6 |
8 |
III. Постановка учебной задачи.
Работа в группах.
В одной старой книжки Петя увидел рисунки. Сосчитайте число предметов на каждом рисунке. с. 30 № 1.
– Разбейте рисунки на группы по количеству предметов. – Посмотрите на записи под рисунками в каждой группе. Что вы заметили?
– Подумайте, что могут означать записи под рисунками? Почему возникли затруднения?
– Как вы прочитали знаки под рисунками?
(обсуждают в группах, выдвигают гипотезу)
– Какова же сегодня тема урока?
IV. Открытие детьми нового знания.
– Что такое цифра?
– Что нового узнали? (Для одного и того же числа существуют разные цифры)
– Как вы думаете? Чем будем заниматься на уроке? (Познакомимся с неизвестными цифрами).
– Сейчас мы с вами окажемся в древнем мире, перенесёмся в другие страны и посмотрим, как считали люди раньше. Усаживайтесь по удобнее. Мы совершим путешествие в древние времена и узнаем, как человеческим обществом , были придуманы цифры.
Мультимедийная презентация (“ Системы счисления”).
– Вы были очень внимательными слушателями. Какой нумерацией мы пользуемся сейчас?
– В какой стране появились римские цифры?
– Кто их распространил по всему миру?
V. Физминутка
– При помощи рук показать римские цифры.
– Физминутка с движениями.
VI. Первичное закрепление.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задание №7, с.31.
– Расставьте римские и арабские цифры на числовом отрезке .
(проверка – самоконтроль со слайда на экране.)
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторения .
1) Задание №8 ,с.31 .
2. Моделирование римских цифр из полосок (работа в парах).
Моделируем V VIII IX. Какое число следующее за числом V VIII IX . Какое число предшествует для II IV X. В парах составить равенство, и прочитать.
А сейчас задание трудное, но интересное. Поставьте одну палочку так, чтобы получилось верное равенство.
III-II=IV, VII+II=III
IX. Рефлексия деятельности.
Отправляемся из волшебной страны домой. Что встретилось нам в путешествии?
С чем мы познакомились на уроке? Где можно встретить римские цифры. Прочитайте предложение.
Мы живём в XXI веке
– Закончи устно фразу: Самым трудным для меня было...
– Поднимите руку, кто считает, что он активно работал на уроке? Расскажите дома о различных системах нумерации.
Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Описание приемов и методов, используемых на уроке
Этап урока |
Применяемая форма |
Методы, приемы |
?. Самоопределение к деятельности. |
Диалог. |
– высказывание добрых пожеланий. |
??. Актуализация опорных знаний и мотивация. (Гимнастика для глаз) |
Использование фронтального контроля. |
– метод контроля: коллективный, индивидуальный, устный. |
???. Постановка учебной задачи. |
Учебная дискуссия. |
Метод постановки учебной задачи: подводящий к теме диалог. Открытие нового знания. |
?V. “Открытие” нового знания. |
Групповая работа, диалог. |
Метод, подводящий к открытию знания диалог. Метод организации учебно-познавательной деятельности: 1. по источнику: словесный, наглядный; 2. по логике раскрытия материала: дедуктивный и индуктивный; 3. по способу усвоения: исследовательский. 4. по степени самостоятельности: под руководством учителя. |
V. Физминутка. |
||
IV. Первичное закрепление. |
Фронтальная работа. Работа в группах. |
По степени познавательной активности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. |
VI?. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Индивидуальная работа. |
Практическая работа. |
V???. Включение нового знания в систему знаний и посторенний. |
Работа в парах, комментирование. |
По уровню самостоятельности: творческий. По уровню исследовательской деятельности: моделирующий. |
IX. Рефлексия деятельности. |
Индивидуальная работа. Фронтальный опрос. |
Метод недописанного тезиса. |
Описание использованной технологии
В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой ориентированной развивающей модели начальной школы. Широкое распространение получают личностно – ориентированные педагогические технологии.
Я в своем уроке использовала личностно-ориентированную технологию, основой которой является деятельностный метод. Основная особенность ее в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят свою математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. При этом в процессе обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Данная технология увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, т. к. обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения понятий.