Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся со способами образования наречий, их особенностями.
Задачи урока.
Обеспечить:
1. Формирование лингвистической компетенции, т.е. усвоение знаний по теме, формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с изучаемым языковым материалом (распознавание частей речи, состава слов, проведение анализа языковых единиц в курсе русского языка).
2. Формирование языковой компетентности, т.е. овладение богатством языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, освоение норм языка.
3. Формирование коммуникативной компетентности, т.е. овладение различными видами речевой деятельности, формирование коммуникативной культуры школьников.
4. Формирование культуроведческой компетенции, т.е. совокупность знаний о материальной и духовной культуре русского народа.
Оборудование:
- учебник русского языка для 4 класса (2 часть), автор А.В.Полякова;
- ноутбук, мультимедийный проектор, компьютерные слайды.
Ход урока
I. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.
1. Организация учащихся на урок.
Чтение эпиграфа учителем (А.Н.Толстой о русском языке). Слайд 1
"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью:"
- С чем сравнивает писатель русский язык? (с радугой, со стрелой, с песней).
2. Сообщение темы и задач урока.
3. Актуализация опорных знаний (повторение теоретических сведений, на которых базируется новый материал):
а) Разгадывание ребусов. Слайды: 2,3,4,5
б) Тема урока. Слайд 6
в) Работа над предложением. Слайд 7
Мы любим уроки русского языка.
На уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
Теплотой веет от близких с детства слов: родина, земля, Россия, страна, мама.
- Записать второе предложение. Выделить орфограммы в словах. Выполнить синтаксический разбор предложения ( комментированием). Дать характеристику предложения (с комментированием).
г) Морфологический разбор слов.
Морфология - это наука о частях речи, об их
категориях и формах слов. Слайд 8
д) Игра "Будь внимательным".
Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).
- Назовите наречия.
- Что можно сказать о парах слов? (антонимы)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. Слайды: 12-23
II. Процесс усвоения новых знаний.
1. Что знаете о наречиях? Слайд 11
2. Работа над стихотворением. Слайды: 24-28
- Послушайте стихотворение, которое написала ваша ровесница Эля Куклина.
Подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы.
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово "высоко" произнеси -
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: "Кругом белым-бело!" -
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Если скажешь слово ты "темно" -
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь "ароматно" ты -
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты "красиво" -
Пред тобою сразу вся Россия!
3. Образование наречий. Слайд 29
высоко высокий темно тёмный ароматно ароматный красиво красивый певуче певучий
- Как образованы наречия?
- Какая часть слова сохраняется при образовании наречий?
- Какая часть слова отбрасывается? Какая часть присоединяется?
- Попробуйте догадаться, от какой части речи образовались данные наречия? (Вывод).
- А вот прилагательное новый. Слайд 30
- Попробуем образовать наречие с помощью суффикса -о-.
- Не получается. А вот с разными приставками и суффиксами сколько угодно.
заново
снова
вновь
по-новому
4. Работа по учебнику.
а) стр. 3 упр.198 (устно). Выполняется задание по "цепочке". Вывод. Чтение правила.
б) стр. 4 упр.201. Запись слов в тетрадь.
в) Вывод.
Способы образования наречий: Слайд 31
1. предлог + существительное
2. приставка + прилагательное +суффикс -а-, -о-
3. прилагательное + суффикс -о-, -е-, -и-
4. сочетания слов
5. переход из других частей речи
5. Творческая работа.
Учитель: Мы с вами говорим, что наречия делают нашу речь более точной, выразительной.
- Заменить фразеологизмы наречиями (устно):
Комар носа не подточит. (сделать безукоризненно) Слайд 32 Как по маслу. (выполнить хорошо) Разнести в пух и прах. (сильно браниться) - А теперь наоборот: Сильно покраснеть. (до корней волос) Слайд 33 Быстро бежать. (во весь дух, во все лопатки, сломя голову) Медленно. (черепашьим шагом) Рано. (чуть свет; ни свет, ни заря.)
III. Итоговая часть урока.
1. Подведение итога урока.
- Какую работу в языке выполняют наречия?
- Можно ли образовать наречия от прилагательных? Существительных? Наречий? Глаголов? (ползти - ползком), от числительных? (два - дважды).
- Каким способом?
2. Информация о выполнении домашнего задания.
Задание на дом. Буриме. Слайд 34
Составить стихотворение на заданную рифму.
:далеко :глубоко :весело :высоко
3. Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.