Урок русского языка в 4-м классе по системе Л.В. Занкова по теме "Образование наречий"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся со способами образования наречий, их особенностями.

Задачи урока.

Обеспечить:

1. Формирование лингвистической компетенции, т.е. усвоение знаний по теме, формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с изучаемым языковым материалом (распознавание частей речи, состава слов, проведение анализа языковых единиц в курсе русского языка).

2. Формирование языковой компетентности, т.е. овладение богатством языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, освоение норм языка.

3. Формирование коммуникативной компетентности, т.е. овладение различными видами речевой деятельности, формирование коммуникативной культуры школьников.

4. Формирование культуроведческой компетенции, т.е. совокупность знаний о материальной и духовной культуре русского народа.

Оборудование:

  • учебник русского языка для 4 класса (2 часть), автор А.В.Полякова;
  • ноутбук, мультимедийный проектор, компьютерные слайды.

Ход урока

I. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

1. Организация учащихся на урок.

Презентация.

Чтение эпиграфа учителем (А.Н.Толстой о русском языке). Слайд 1

"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью:"

- С чем сравнивает писатель русский язык? (с радугой, со стрелой, с песней).

2. Сообщение темы и задач урока.

3. Актуализация опорных знаний (повторение теоретических сведений, на которых базируется новый материал):

а) Разгадывание ребусов. Слайды: 2,3,4,5

б) Тема урока. Слайд 6

в) Работа над предложением. Слайд 7

Мы любим уроки русского языка.

На уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

Теплотой веет от близких с детства слов: родина, земля, Россия, страна, мама.

- Записать второе предложение. Выделить орфограммы в словах. Выполнить синтаксический разбор предложения ( комментированием). Дать характеристику предложения (с комментированием).

г) Морфологический разбор слов.

Морфология - это наука о частях речи, об их категориях и формах слов. Слайд 8

  • языка - Слайд 9
  • веет - Слайд 10

д) Игра "Будь внимательным".

Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

- Назовите наречия.

- Что можно сказать о парах слов? (антонимы)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. Слайды: 12-23

II. Процесс усвоения новых знаний.

1. Что знаете о наречиях? Слайд 11

2. Работа над стихотворением. Слайды: 24-28

- Послушайте стихотворение, которое написала ваша ровесница Эля Куклина.

Подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы.

Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово "высоко" произнеси -
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: "Кругом белым-бело!" -
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Если скажешь слово ты "темно" -
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь "ароматно" ты -
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты "красиво" -
Пред тобою сразу вся Россия!

3. Образование наречий. Слайд 29

высоко высокий
темно тёмный
ароматно ароматный
красиво красивый
певуче певучий

- Как образованы наречия?

- Какая часть слова сохраняется при образовании наречий?

- Какая часть слова отбрасывается? Какая часть присоединяется?

- Попробуйте догадаться, от какой части речи образовались данные наречия? (Вывод).

- А вот прилагательное новый. Слайд 30

- Попробуем образовать наречие с помощью суффикса -о-.

- Не получается. А вот с разными приставками и суффиксами сколько угодно.

заново

снова

вновь

по-новому

4. Работа по учебнику.

а) стр. 3 упр.198 (устно). Выполняется задание по "цепочке". Вывод. Чтение правила.

б) стр. 4 упр.201. Запись слов в тетрадь.

в) Вывод.

Способы образования наречий: Слайд 31

1. предлог + существительное

2. приставка + прилагательное +суффикс -а-, -о-

3. прилагательное + суффикс -о-, -е-, -и-

4. сочетания слов

5. переход из других частей речи

5. Творческая работа.

Учитель: Мы с вами говорим, что наречия делают нашу речь более точной, выразительной.

- Заменить фразеологизмы наречиями (устно):

Комар носа не подточит. (сделать безукоризненно) Слайд 32
Как по маслу. (выполнить хорошо)
Разнести в пух и прах. (сильно браниться)
- А теперь наоборот:
Сильно покраснеть. (до корней волос) Слайд 33
Быстро бежать. (во весь дух, во все лопатки, сломя голову)
Медленно. (черепашьим шагом)
Рано. (чуть свет; ни свет, ни заря.)

III. Итоговая часть урока.

1. Подведение итога урока.

- Какую работу в языке выполняют наречия?

- Можно ли образовать наречия от прилагательных? Существительных? Наречий? Глаголов? (ползти - ползком), от числительных? (два - дважды).

- Каким способом?

2. Информация о выполнении домашнего задания.

Задание на дом. Буриме. Слайд 34

Составить стихотворение на заданную рифму.

:далеко :глубоко
:весело :высоко

3. Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.