1. Потребности, из которых исходит Программа
В концепции образования, в документах департамента образования “Основные направления развития муниципальной системы образования в городе Сургуте на 2007-2010 годы” особое внимание уделяется развитию единого информационного образовательного пространства в сфере образования для подготовки подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс приобретения новых знаний с помощью владения современным человеком информационными и коммуникационными технологиями.
В целях реализации миссии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 города Сургута – “Школа – центр детской жизни, обеспечивающий современное образование, гражданское воспитание и всестороннее развитие личности. Мы стремимся развить способности и задатки каждого, создавая условия для развития коммуникабельного, толерантного, социализированного человека, самостоятельного в выборе решений, умеющего жить в быстро меняющемся мире” и стратегической цели – “К 2010 году увеличение количества выпускников, считающих, что школа обеспечивает условия для воспитания социально активной личности, готовой к жизненному самоопределению” – разработана данная Программа разработана данная Программа.
МОУ СОШ № 4 имеет положительный опыт сотрудничества с другими образовательными учреждениями города и как грантополучатель в номинации “Партнерство для развития” конкурса на получение гранта Губернатора Ханты-Мансийского округа-Югры в партнерстве с МОУ СОШ № 32. Школа имеет положительный опыт реализации Программы в городе. Для школ микрорайона города и социального партнера МОУ СОШ №32 были проведены игры, встретившие заинтересованность участников игры из МОУ СОШ №№ 4, 13, 32 на протяжении всей игровой недели. Прошла игра геокэшинг в школе №43, получившей консультацию по организации и проведению игры в нашей школе.
МОУ СОШ № 4 в соответствии с приказом департамента образования Администрации города Сургута №02-11-30/8 от 04.02.2008г. “О присвоении статуса опорного образовательного учреждения” присвоен статус опорного образовательного учреждения по направлению “Информатизация образовательного процесса и управления образовательным учреждением (Образовательный потенциал информационных технологий)”. В МОУ СОШ № 4 в течение 2006-2007 учебного года прошли 3 игры, в которых участвовало 18 команд учащихся 8-11 классов и команда учителей. В ходе игр создавались проекты на актуальные для современного общества темы по экологии, социологии. В текущем 2007-2008 учебном году проведено 3 игры. Темами исследований первой игры командам были предложены вопросы в рамках празднования года русского языка “БиблиОбраз”. Участниками проекта “Правовой десант” стали учащиеся школ № 4, 13, 32, который проводился в рамках ежегодного гражданско-правового месячника. Игра “Островки здоровья” прошла в рамках реализации программы “Школа – территория здоровья”.
Тема игры |
Количество участников |
Время проведения |
Цель |
Островки экологии: Участники искали
ответ на вопрос: “Наше будущее в наших руках! Как
это понимать?” и проводили исследование на темы: 1.Экология и здоровье человека. 2.Отношение жителей к данной проблеме. 3.Тревожная экологическая ситуация на месте. 4.Двор без мусора. 5.Влияние автотранспорта на экологию. |
5 команд уч-ся 10-11-х классов по 6 человек, команда учителей | 26 декабря 2006 года. | Развитие экологического мышления как необходимого условия выживания и будущего развития человечества |
Островки социологии: Участники
искали ответ на вопрос: “Как совместить “хочу”
и “надо”?” и проводили исследование на темы:
1.Безработица становится моложе. 2.Курение: дань моде, привычка, болезнь. 3.Бедность не порок. 4.Этот удивительный мир. |
8 команд 8-11-х кл. по 5 человек | 24 апреля 2007 года | Формирование толерантности, умения жить в открытом обществе |
Островки социологии Участники искали ответ на вопрос: “Что мы имеем в виду, когда говорим о…” и проводили исследование на темы: 1.Молодежь и проблема преступности. 2.Будь человеком, будь человечным. 3.Наркомания – где миф и реальность. 4. Граффити как способ самовыражения молодежи. |
5 команд 8-10-х кл. по 5 человек | 19-24 ноября 2007 года | Воспитание толерантности, уважения к чужому мнению, восприятие другого. |
Островки знаний: Участники искали
ответ на вопрос: “Книги обладают способностью
бессмертия…” и проводили исследование на темы: 1.Библиотека самый ценный капитал страны. 2.Книжные тропинки. 3.Сперва аз да буки, а там и науки 4.Животворящая традиция. 5.Хорошее дело собирать хорошие книги, но полезнее чаще обращаться к ним и читать их. |
3 команды 10-11-х классы по 5 человек |
25 сентября – 9 октября 2007 года |
Сохранение и развитие отечественной культуры, укрепление живой связи поколений на основе распространения новых информационных технологий |
Островки права: Участники искали ответ на вопрос: “Что мы имеем в виду, когда говорим о том, что…” и проводили исследование на темы: 1.От проступка до преступления – один шаг. 2.В душе каждого человека находится преступник. 3.Преступление – это паралич души. 4.Лучше опуститься до рабства, чем дойти до преступления. |
Команды по 7 человек из МОУ СОШ № 4,13,32 | 19-24 ноября 2007 года |
Объединение усилий учреждений образования, правоохранительных органов в решении задач профилактики правонарушений среди подростков |
Островки здоровья: Участники искали ответ на вопрос: “Здоровье лучший дар молодости, и только в молодости дается даром…” и провели исследование на темы: 1. Правильный выбор – залог здоровья! 2. Из чего же, из чего же сделаны наши.. 3. Искусство разрешения конфликта 4. Горькая правда на яд 5. Шесть дней в стране здоровья 6. Режим дня и твое здоровья |
5 команд уч-ся 8-9-х классов по 5 человек, команда учителей | 12-19 февраля 2008 года |
Пропаганда здорового образа жизни, формирование убеждения в необходимости серьезного отношения к своему здоровью
|
2. Проблемы, которые Программа призвана решить
Информационные технологии на сегодняшний день используются повсеместно: при изготовлении цифровых фотографий, при ориентировании на местности. Учащихся привлекает идея использования информационных технологий при обработке информации с помощью современных технических средств. Одним из путей повышения мотивации к учебной деятельности, знакомству и практическому применения информационных технологий является игра геокэшинг.
Цель игры геокэшинг – распространение новых информационных технологий и использование их во внеурочной деятельности.
Задачи, решаемые при реализации игры геокэшинг:
- Развитие активной жизненной позиции.
- Формирование коммуникативных умений обучаемых, культуры общения в жизненных ситуациях
- Формирование исследовательских умений учащихся
- Развитие спортивной и творческой деятельности команд
На каждую игру выбирается тема, формирующая у учащихся активную жизненную позицию и отражающая интерес школьника к вопросам современной жизни в правоведении, экологии, социологии. Поставленные задачи решаются через формулирование проблемных вопросов, сформулированных как часть основополагающего вопроса данной игры. Такой подход позволяет формировать исследовательские навыки учащихся:
- определить задачу исследования,
- выдвинуть гипотезу,
- спланировать методику исследовательской деятельности по решению поставленной проблемы,
- провести исследование,
- сделать выводы.
Овладение учащимися социологическими методами исследования формируют у них коммуникативные умения, знание опросных методов исследования.
Проведение исследования позволяет учащихся овладеть навыками использования современной цифровой техники: фотоаппарата, GPS-навигатора, компьютера и Интернет, а также всего разнообразия копировально-множительной техники. В этом плане игра готовит человека, владеющего современными технологиями.
Через игру геокэшинг учащиеся приобретают навыки общения с разными социальными группами населения, находят нужную информацию, решают проблемы сообща, привлекая разных людей. Это одна из важных задач образования, решаемая в ходе игры.
Общественное представление результатов учит школьников культуре общения, умению отвечать на самые неожиданные вопросы в ходе защиты результата полученного исследования. Полученный в ходе игры проект может использоваться в учебной деятельности на уроках, классных часах, т.к. результат оформлен в виде брошюры, электронной презентации или публикации.
Сами учащиеся высоко ценят участие в геокэшинге, проявляют интерес к игре, ее результатам, принимают активное участие в игре и представлении ее результатов в дальнейшем.
4.Ожидаемые результаты
4.1. Качественные результаты
- Повышение уровня информационной культуры участников игры
- Расширение информационных образовательных ресурсов через размещение в открытом доступе исследовательских работ школьников на сайте школы
- Создание сетевого информационно-образовательного ресурса по теме исследовательских работ школьников
- Приобретение навыков работы с устройствами, основанными на новых информационных технологиях (GPS-навигаторы, цифровые фотоаппараты, компьютеры, сканеры, принтеры, Интернет, проекционное оборудование, DVD – RW – оборудования)
- Приобретение школьниками навыков исследовательской деятельности на основе использования GPS-навигаторов, цифровых фотоаппаратов
- В ходе игры у школьников формируются информационно– коммуникативные компетенции
- Обучение методике ведения игры геокэшинг социальных партнеров из МОУ СОШ №43, 13, 32
4.2. Количественные результаты
- Увеличение числа обучающихся, реализовавших свой образовательный запрос в области информационно-коммуникационных технологий на 30%
- Увеличение школьников, приобретших навыки работы с GPS-навигаторами, цифровыми фотоаппаратами, компьютерами, сканерами, принтерами, Интернет, проекционным оборудованием, DVD – RW – оборудованием на 30%
5. Описание игры
Геокэшинг — (geocaching от греч. geo — Земля – и англ.— cache — тайник – это увлекательная игра, в которой присутствуют путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах, ответы на вопросы и другое. Приложение 1.
Игра может использоваться не только для обучения современным технологиям, но и для обучения по учебным дисциплинам: экология, социология, литература, правоведение, обществознание и других. Следуя уже сложившейся традиции проведения игры геокэшинг в городе, мы сохранили в названии игры первое слово “Островки…”, но расширили тематику заданий, сменили цель игры, обратив особое внимание на формирование исследовательских умений учащихся и их умение владеть новыми информационными технологиями.
В чем же заключается общая идея образовательного геокэшинга? Одни – прячут, другие ищут. Учитель – прячет “тайник” и определяет содержание “клада”. Ученик – кладоискатель, путешественник, который определяет географические координаты и сообщает о них.
Все задания в этой игре помогает выполнить прибор, который называется GPS-навигатор, который принимает радиосигналы от спутников, летающих на низких высотах. На основании сигналов прибор сообщает пользователю координаты точки, в которой он находится, скорость движения, расстояние до заданного объекта, траекторию движения, пройденное расстояние и многое другое.
Участнику игры прямо на точку идти не получится или получится крайне редко. Нужно двигаться только в направлении точки и присматривать за показаниями прибора, чтобы расстояние сокращалось и стрелка была направлена вверх. Как участник прибыл в точку (находится задание), прибор сразу перебрасывает показания в направлении следующей точки и т.д.
В ходе игры руководители игры прячут в укромных местах конверты с заданиями, точки нахождения которых отмечаются в GPS-навигаторах.
Задача игроков – найти точки. Каждая команда осуществляет поисковую деятельность по индивидуальному путевому листу (маршруты пересекаются лишь в некоторых точках), в котором делаются пометки о прохождении пути.
Вопросы, которые организаторы готовят командам на маршруте, следующие:
- Вопросы на внимательность и поисковую активность вокруг указанной точки (исследование по заданной теме).
- Познавательные вопросы. Например: 1. Произнести самую знаменитую фразу Шерлока Холмса. 2. Когда О Генри писал свои произведения, он имел привычку запираться на ключ. Чем это объясняется?
- Вопросы – “метки”, веселые задания, которые передаются от одной команды к другой. Например: “Изображение надписи, сделанной на асфальте (на земле, на здании)”, “Фотография человека в красных штанах”.
Участники получают темы исследования для итоговой защиты. В течение определенного времени проводится исследование – ответ на полученное задание в соответствии с требованиями к исследовательской работе.
Время игры на местности ограничивается 3 часами, время обработки результатов и оформление исследования – до двух недель, в течение которых можно проводить социологические исследования, обращаться к различным источникам (библиотека, Интернет, консультации специалистов и др.) и оформлять исследование в одной из программ Microsoft office: Word, Publisher, PowerPoint).