Задачи урока:
- Познакомить учащихся с видами движений животных и растений.
- Обобщить знания полученные на уроках природоведения, экскурсиях в природу.
- Развивать умения самостоятельно и творчески мыслить.
- Продолжать развивать навыки работы с микроскопом, готовить микропрепараты.
Средства обучения:
- Компьютер, проектор, видеоролики продолжительностью 2-3 минуты (движение змеи, лягушки, черепахи, птиц, бабочек, плавание рыб).
- Скелеты рыбы, птицы, летучей мыши.
- Микроскопы каждому ученику, колбы с живыми амебами, пипетки, предметные стекла
- Таблицы по теме.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
План урока:
На экране тема урока. Ученики открывают учебник на странице 65 и знакомятся с темами главы.
1. Вопрос классу: что такое движение?
Делаем вывод: движение – это жизнь.
2. Вопрос к классу: Как движутся одноклеточные животные?
Для этого рассматриваем движение амебы обыкновенной под микроскопом.
Делаем вывод: с помощью ложноножек.
3. Движение растений (обратим внимание на
комнатные растения: все листья повернуты к
солнцу) – это гелиотропизм.
4. Движение грибов и растений – это результат
роста и ответ на действие внешней среды.
5. Сделаем вывод: могут ли растения и грибы
двигаться самостоятельно – ответ: нет.
6. Как движутся многоклеточные животные? Начинаем просмотр видеороликов (движения змеи, черепахи, птицы, бабочки, рыбы, летучей мыши). Сделаем вывод: какое значение имеет движение для животных:
- поиск пищи;
- поиск пары;
- побег от хищников;
Вопрос к классу: Какими способами передвигаются животные?
- прыгают;
- летают;
- бегают;
- ползают;
- плавают;
Вопрос к классу: С помощью каких
приспособлений, передвигаются многоклеточные
животные? Ответ: при помощи опорно-двигательной
системы.
Вопрос к классу: В каких средах живут
животные?
Начинается дидактическая игра: Кто где живет?
На экран проецируется таблица:
Перед Вами изображения различных живых организмов. Проверьте свои знания о том, в какой среде они обитают. Для этого разместите их в соответствующем поле таблицы.
Наземно-воздушная среда | ||||
Водная среда | ||||
Почва |
Изображения живых организмов: дождевой червь, рыба, волк, бабочка, тритон, личинка майского жука, синица, водоросль, крот, жук-плавунец, лось, почвенные бактерии.
Учащиеся по очереди размещают живые организмы в соответствующие поля таблицы.
Закрепление.
Работа с тетрадью–тренажером.
Решаем тесты: Стр. 46 (задание 1), Стр. 48 (задание 20).
Работаем с текстом (задание 49). Обращаемся к учебнику: стр. 66 и ищем помощь.
Просмотр презентаций учащихся по теме.
Выступление учащихся с дополнительными материалами по теме урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовка презентации и дополнительный материал по теме: растения-паразиты, гидропоника.