Урок биологии в 6-м классе (УМК "Сфера XXI век") по теме "Движение живых организмов"

Разделы:


Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с видами движений животных и растений.
  • Обобщить знания полученные на уроках природоведения, экскурсиях в природу.
  • Развивать умения самостоятельно и творчески мыслить.
  • Продолжать развивать навыки работы с микроскопом, готовить микропрепараты.

Средства обучения:

  • Компьютер, проектор, видеоролики продолжительностью 2-3 минуты (движение змеи, лягушки, черепахи, птиц, бабочек, плавание рыб).
  • Скелеты рыбы, птицы, летучей мыши.
  • Микроскопы каждому ученику, колбы с живыми амебами, пипетки, предметные стекла
  • Таблицы по теме.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

План урока:

На экране тема урока. Ученики открывают учебник на странице 65 и знакомятся с темами главы.

1. Вопрос классу: что такое движение?

Делаем вывод: движение – это жизнь.

2. Вопрос к классу: Как движутся одноклеточные животные?

Для этого рассматриваем движение амебы обыкновенной под микроскопом.

Делаем вывод: с помощью ложноножек.

3. Движение растений (обратим внимание на комнатные растения: все листья повернуты к солнцу) – это гелиотропизм.
4. Движение грибов и растений – это результат роста и ответ на действие внешней среды.
5. Сделаем вывод: могут ли растения и грибы двигаться самостоятельно – ответ: нет.

6. Как движутся многоклеточные животные? Начинаем просмотр видеороликов (движения змеи, черепахи, птицы, бабочки, рыбы, летучей мыши). Сделаем вывод: какое значение имеет движение для животных:

  • поиск пищи;
  • поиск пары;
  • побег от хищников;

Вопрос к классу: Какими способами передвигаются животные?

  • прыгают;
  • летают;
  • бегают;
  • ползают;
  • плавают;

Вопрос к классу: С помощью каких приспособлений, передвигаются многоклеточные животные? Ответ: при помощи опорно-двигательной системы.
Вопрос к классу: В каких средах живут животные?

Начинается дидактическая игра: Кто где живет?

На экран проецируется таблица:

Перед Вами изображения различных живых организмов. Проверьте свои знания о том, в какой среде они обитают. Для этого разместите их в соответствующем поле таблицы.

Наземно-воздушная среда        
Водная среда        
Почва        

Изображения живых организмов: дождевой червь, рыба, волк, бабочка, тритон, личинка майского жука, синица, водоросль, крот, жук-плавунец, лось, почвенные бактерии.

Учащиеся по очереди размещают живые организмы в соответствующие поля таблицы.

Закрепление.

Работа с тетрадью–тренажером.

Решаем тесты: Стр. 46 (задание 1), Стр. 48 (задание 20).

Работаем с текстом (задание 49). Обращаемся к учебнику: стр. 66 и ищем помощь.

Просмотр презентаций учащихся по теме.

Выступление учащихся с дополнительными материалами по теме урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: подготовка презентации и дополнительный материал по теме: растения-паразиты, гидропоника.