Задача. Формирование понятия “ударение”.
Цели урока:
- Дать понятие об ударении.
- Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
- Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
2. Минутка чистописания
– Какой элемент написания является общим для букв
у д з в ? (Прямая линия с петлёй).
– Сегодня мы повторим написание данных букв и слов с этими буквами:
удав удод дева зев звезда и др.
3. Словарно-орфографическая работа
На доске изображено игровое поле:
О___Р___Б
Щ__А___В
А__Т___И
Определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке.
Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова.
Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово у вас получилось?
(Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки)
Дети: Получилось слово товарищ.
4. Изучение нового материала
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Узнаёте меня? Я– весёлая игрушка , а зовут меня…(Петрушка). Я самый весёлый на свете, за это и нравлюсь я детям. Но я пришёл к вам не один. Я привёл свого друга и приготовил для вас волшебный сундук.
Учитель: А где же твой друг? Как вы думаете, ребята? Ах, в сундуке! Сейчас посмотрим.
Волшебник: Ой? Кто меня беспокоит? Куда я попал? Здравствуйте, ребята.
Учитель: Здравствуйте! А вы кто?
Волшебник: Вы должны догадаться сами. Вот моя подсказка.
(На экране две схемы)
Учитель: Ребята, что вы видите? (Схемы)
– Сколько слогов в каждой схеме? (Два)
– Чем отличаются одна схема от другой? (Чёрточкой-знаком ударения)
Волшебник: Ой! Кто-то назвал моё имя. Я Волшебник Ударения. Я очень люблю путешествовать, а вы? Хотите отправиться в путь со мной?
Учитель: А какой вид транспорта мы выберем?
Волшебник: А вот отгадайте загадку и узнаете.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
– На поезде мы и отправимся
(Звучит музыка “ Голубой вагон”)
– Мы отправляемся с вами в страну “ Грамоты”. Путешествуя по ней, вы убедитесь, что без меня – не обойтись.
Учитель: Наш поезд прибывает в город “ Сказочный”. Но попасть в него мы не сможем, он надёжно охраняется. Для того, чтобы войти в этот город нам надо отгадать загадку:
Чёрненькая собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в город не пускает.(Замок)
(Появляется рисунок замка)
– Запишите это слово в тетрадь. Сколько слогов в слове? Какой слог поётся?
Поставим в слове ударение.
– Ребята, давайте поможем Волшебнику справиться с замком. Превратите это слово в другое, с другим значением.
(Появляется рисунок замка)
– Давайте запишем это слово. Что вы сделали, чтобы его значение изменилось? (Перенесли ударение).
Учитель: Мы прибываем на станцию “ Историческая”. Здесь Волшебник нам расскажет, откуда же взялось ударение.
Волшебник: Ударение пришло вместе с запятой в 19-ом веке от задунайских Славян. Уже в древних рукописных текстах появился знак ударения. Обозначение простое – наклонная палочка сверху вниз. Знак этот похож на молоточек. Молоточек ударяет об ударный слог и требует: “ Произнеси ударный слог сильнее, звонче!”
(Заучивание) Ударный слог, ударный слог.
Он назван так не даром.
Эй, невидимка– молоток,
Отметь его ударом.
Учитель: Наш состав подъезжает к станции “ Музыкальная”. Нужно пропеть правильно слово, соблюдая знак ударение.
– Какие смешные, необычные?
– Запишите слово с правильным ударением.
Вывод: Слог ударный тянется, поётся.
Учитель: Мы прибываем в город “ Букв”. Но в этом городе беда. Все буквы распались и в слова собраться не могут.
(На экране появляются буквы)
С К И О К Б Л Н С В Н О А О А В О Ш О У К С
– Давайте поможем жителям города. Кто же из вас составит больше слов, запишет их и правильно поставит ударение?
(Дети составляют слова: оса, школа, савок, кошка, баллон, вулкан, кино и т. д.)
Волшебник: Как быстро вы составили слова! А на какой слог обычно я падаю?
(Ответы детей)
– В русском языке ударение свободное, не прикрепляется к определённому слогу. В английском языке чаще ударение падает на первый слог, а во французском – на последний.
Учитель: Давайте мысленно переместимся в Англию. Прочитаем наши слова, делая ударение на первый слог. А теперь мы во Франции и читаем слова, чтобы ударение падало на последний слог.
– И вот мы прибываем на конечную станцию “ Угадайка”.
– Посмотрите на рисунок (На экране появляется рисунок с различными предметами).
– На какие предметы похожи данные изображения? Напишите эти слова, поставьте в них ударение.
5. Итог урока
Петрушка: Ребята, понравилось вам путешествовать с моим другом Волшебником? Я тоже очень доволен. Как интересно рассказал он вам о себе.
Теперь вы знаете, что такое ударение? Сможете правильно ставить его в словах? (Ответы детей)