План урока:
- Организационный момент.
- Целевая установка.
- Работа над новой темой (группы).
- Первичное закрепление.
- Задание.
- Домашнее задание.
Оборудование:
- Карта “Природные зоны”.
- Видеосюжет “Тундра”.
- Карточки – “помогайки” с заданием.
- Гербарный материал.
- Наглядное пособие “ Животные и растения тундры”.
- Компьютер, проектор.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (слайд №1)
- Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!- В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать:
(Слайд №2)
Вопросы к кроссворду:
- Короткое название ледяной зоны.
- Птица с необычным красным клювом.
- Название острова, на котором расположен заповедник.
- Арктика – царство снега и ....
- Растения, живущие в толще воды.
- Вид рыбы, обитающий в северных морях.
(Слайд №3)
Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка.
Ключевое слово: ТУНДРА.
- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.
2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Тема нашего урока: “Тундра”
(Слайд №4)
Задачи урока:
- Познакомиться с географическим положением тундры, с климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
- Научиться работать с картой.
- Закрепить полученные знания.
(Слайд №5)
3. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.
Беседа “рассказ учителя – вопрос – ответ”
- Мы знаем, что цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
- Тундра в переводе с финского языка означает “бесплодная” или “враждебная”. В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)
- Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)
- Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.
Просмотр видеосюжетов из фильма “Тундра” сопровождается рассказом учителя:
Суров климат тундры: зима продолжается
дольше, чем учебный год в школе, а лето очень
короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные
ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер
разбивает снежинки на мелкие иголочки и так
уплотняет снежный покров, что по нему можно
ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая
земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а
ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят,
что год тундры делится на две части: снежную и
мокрую.
(Снег и лед, оттаяв,
превращаются в воду, а земля оттаивает совсем
немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда
уходить, ведь она обычно впитывается в землю.
Если лето прохладное, то вода не может
испаряться, вот она и остается.)
(Слайд № 6)
Работа по группам.
- А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут?
(Слайд № 7)
Материалы для ботаников:
Гербарный материал, атлас “От земли до неба”, учебник, карточки с изображением растений.
Карточка-“помогайка”:
- Какие растения растут?
- Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли,листья – на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)
Материалы для зоологов:
Карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника.
Карточка-“помогайка”:
- Какие животные и птицы обитают?
- Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)
Птицы (не хищные): чем питаются, оперение,
окраска.
Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.
Материалы для экологов:
Учебник.
Карточка-“помогайка”:
- Основные занятия населения тундры.
- Экологические проблемы тундры.
- Охрана природы тундры.
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
Далее проводится коллективное обсуждение изученного материала.
Рассказ ботаников:
В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закрепление карточек на стенной карте). Все растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза | имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, не-J большие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а | зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
Какие в тундре растения? (растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)
(Слайд № 8)
Рассказ зоологов:
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте). Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
Как приспособились к жизни представители животного мира? ( у птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей густой мех.)
(Слайд № 9)
Рассказ экологов:
Основное занятие населения тундры – оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота – браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.
Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
(Слайд № 10)
Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографии).
(Слайд № 11)
После ответа экологов заполняется пирамида:
(Слайд № 12,13)
- Молодцы! Было очень приятно работать в
экспедиции с умными, заботливыми и
наблюдательными исследователями.
Самостоятельно запишите в тетрадь растения и животных, которых вы запомнили.
4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (слайд №16, 13)
- Составьте две-три цепи питания.
(Слайд № 14,15)
Взаимопроверка.
-
Ответьте на вопросы?
(Слайд № 16)
5. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
Запись в дневниках
- Учебник: страницы 51 – 58 (читать)
- Покажи тундру на карте.
Творческое задание:
Нарисуй, как ты представляешь себе тундру.
(Слайд № 17)
Работа нашей экспедиции в тундре закончилась.
Спасибо за работу.
(Слайд № 18)