Урок природоведения в 4-м классе с использованием компьютера по теме "Тундра"

Разделы: Начальная школа


План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целевая установка.
  3. Работа над новой темой (группы).
  4. Первичное закрепление.
  5. Задание.
  6. Домашнее задание.

Оборудование:

  • Карта “Природные зоны”.
  • Видеосюжет “Тундра”.
  • Карточки – “помогайки” с заданием.
  • Гербарный материал.
  • Наглядное пособие “ Животные и растения тундры”.
  • Компьютер, проектор.

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (слайд №1)

- Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

- В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать:

(Слайд №2)

Вопросы к кроссворду:

  1. Короткое название ледяной зоны.
  2. Птица с необычным красным клювом.
  3. Название острова, на котором расположен заповедник.
  4. Арктика – царство снега и ....
  5. Растения, живущие в толще воды.
  6. Вид рыбы, обитающий в северных морях.

(Слайд №3)

Ответы: 1. Арктика. 2. Тупик. 3. Врангеля. 4. Льда. 5. Водоросли. 6. Сайка.

Ключевое слово: ТУНДРА.

- Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.

2. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Тема нашего урока: “Тундра”

(Слайд №4)

Задачи урока:

  • Познакомиться с географическим положением тундры, с климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
  • Научиться работать с картой.
  • Закрепить полученные знания.

(Слайд №5)

3. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

Беседа “рассказ учителя – вопрос – ответ”

  • Мы знаем, что цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на ваших картах. Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия.)
  • Тундра в переводе с финского языка означает “бесплодная” или “враждебная”. В каком тепловом поясе находится эта природная зона? (Тундра находится за линией северного полярного круга.)
  • Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону. (Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. С моря дуют ветры, значит, большие растения расти не будут.)
  • Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание. А как же выглядит тундра на самом деле? С помощью современной техники отправимся исследовать тундру.

Просмотр видеосюжетов из фильма “Тундра” сопровождается рассказом учителя:

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Еще говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

  • Что такое снежная часть года – это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предположения? (Снег и лед, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)
  • Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озер. И почва влажная или просто мокрая. Мы с вами выяснили, какие здесь природные условия, составим небольшую схему.

(Слайд № 6)

Работа по группам.

- А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи и экологи. Им предстоит выяснить: Что растет? Кто живет? Как живут?

(Слайд № 7)

Материалы для ботаников:

Гербарный материал, атлас “От земли до неба”, учебник, карточки с изображением растений.

Карточка-“помогайка”:

  1. Какие растения растут?
  2. Как растения приспособились к жизни? (Корни, стебли,листья – на примере лишайника, травянистого растения, дерева.)

Материалы для зоологов:

Карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника.

Карточка-“помогайка”:

  1. Какие животные и птицы обитают?
  2. Как они приспособились к жизни? (на примере постоянных обитателей)

Птицы (не хищные): чем питаются, оперение, окраска.
Травоядные животные: чем питаются, мех, окраска.
Хищные птицы: кем питаются, оперение, окраска.
Хищные животные: кем питаются, мех, окраска.

Материалы для экологов:

Учебник.

Карточка-“помогайка”:

  1. Основные занятия населения тундры.
  2. Экологические проблемы тундры.
  3. Охрана природы тундры.

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

Далее проводится коллективное обсуждение изученного материала.

Рассказ ботаников:

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая береза, карликовая ива (показ гербарного материала, закрепление карточек на стенной карте). Все растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая береза | имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, не-J большие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а | зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

Какие в тундре растения? (растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.)

(Слайд № 8)

Рассказ зоологов:

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек (показ карточек и закрепление их на стенной карте). Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

Как приспособились к жизни представители животного мира? ( у птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей густой мех.)

(Слайд № 9)

Рассказ экологов:

Основное занятие населения тундры – оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа. В тундре возникли экологические проблемы: 1) нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения; 2) местность загрязняется нефтью во время ее добычи; 3) незаконная охота – браконьерство; 4) оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)

(Слайд № 10)

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет (показ фотографии).

(Слайд № 11)

После ответа экологов заполняется пирамида:

(Слайд № 12,13)

  • Молодцы! Было очень приятно работать в экспедиции с умными, заботливыми и наблюдательными исследователями.
    Самостоятельно запишите в тетрадь растения и животных, которых вы запомнили.

4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (слайд №16, 13)

  • Составьте две-три цепи питания.

(Слайд № 14,15)

Взаимопроверка.

  • Ответьте на вопросы?

(Слайд № 16)

5. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

Запись в дневниках

  • Учебник: страницы 51 – 58 (читать)
  • Покажи тундру на карте.

Творческое задание:

Нарисуй, как ты представляешь себе тундру.

(Слайд № 17)

  • Работа нашей экспедиции в тундре закончилась.

Спасибо за работу.

(Слайд № 18)

Презентация