Формирование у выпускников начальной и основной школ общеучебных умений и навыков

Разделы: Администрирование школы


В современной отечественной педагогике и в системе образования ОУУН рассматриваются как составная часть содержания образования и одновременно как эффективное средство его присвоения учащимися. Однако в существующих образовательных стандартах и программах учебных курсов зафиксированы в первую очередь предметные умения и навыки, а ОУУН не представлены как целостный компонент содержания образовании.

Одним из факторов, обеспечивающих для достижения модернизации образовательного процесса при сохранении сложившейся структуры содержания и организации образования является внедрение системы формирования и развития ОУУН как универсальных способов присвоения, преобразования и использования информации.

Наш педагогический коллектив начал работать над этой проблемой в 2007-2008 учебном году. Была разработана Программа, целью которой являлось “Формирование у выпускников начальной и основной школ ОУУН”, поставлены задачи:

  • определить исходное состояние сформированности ОУУН у учащихся начальной и основной школ;
  • выявить субъектный опыт по данному вопросу у педагогического коллектива;
  • изучить теорию вопроса;
  • определить способ действий по выработке системы методических приемов, методик, технологий для формирования ОУУН;
  • создание банка методик, приемов, технологий и т.д.

Существует несколько классификаций ОУУН. Мы же решили разбить на 4 группы.

  • Под учебно-информационными мы понимаем ОУУ, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
  • Под учебно-организационными понимаем организацию учебного труда
  • Под учебно-коммуникативными понимаем любой обмен или передачу информации.
  • Под учебно-логическими понимаем общенаучные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

В 2008-2009 учебном году планируется провести мониторинг:

  1. Мониторинг по интеллектуальным умениям и навыкам, который выявит:
  • умение анализировать
  • сравнивать
  • проводить аналогию
  • классифицировать
  • обобщать
  • делать логические выводы
  • вычислительные умения.
  1. Мониторинг по учебно-информационным умениям, навыкам:
  • проверена техника чтения, с учетом возрастных особенностей;
  • проведено списывание текста в соответствии с нормами – темп письма;
  • составление простого и сложного планов текста;
  • составление тезисов письменного текста;
  • составление конспекта письменного текста;
  • использование непосредственного и опосредованного наблюдения;
  • выбор наблюдения или эксперимента, как способа действия для решения учебной задачи;
  • самостоятельное формирование программы эксперимента.
  1. Мониторинг по учебно-коммуникативным умениям:
  • определять стиль текста;
  • писать изложение;
  • писать сочинение;
  • реферат;
  • рецензию;
  • умение вести учебный диалог;
  • владение монологической речью;
  1. Мониторинг по учебно-организационным умениям и навыкам:
  • умение работать по алгоритму;
  • умение составлять алгоритмы;
  • владение методами самоконтроля;
  • навыки взаимоконтроля;
  • рефлексия.

Предлагаем тесты на определение интеллектуальных умений и навыков (задания на определение умения классифицировать; на определение умения составлять графики, диаграммы на основе текста, либо на определение умение графически оформить заданный материал; на определение умения принять и точно выполнить инструкцию и др.)

Тест по русскому языку для 4-го класса (составитель: учитель русского языка и литературы Кудря О. В.)

Цель: определелить сформированность общеучебных умений и навыков.

  1. Прочитай оглавление учебника русского языка и продолжи составление схемы:

Части речи

Самостоятельные части речи.

  • Изменяемые и неизменяемые самостоятельные части речи.
  • Существительное
  • Прилагательное
  • Глагол
  • Местоимение
  • Наречие

Служебные части речи

  • Предлог
  • Союз
  • Частица

Части речи

   
     
     
     
     
     
     
  1. Подумай, какая встречается закономерность в употреблении слов и продолжи ряд:
  • соловей, соловья, соловью, соловья, соловьем, …
  • я, за, воз, гром, несла, цветок, телефон, …
  1. Отметь слова, в которых пропущена буква о в приставке:
  • п…ехать
  • не г…ворил
  •  …безьяна
  • д…рога
  1. Определи одним словом понятия:
  • приставка, корень, суффикс, окончание, основа – это ________
  • существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог—это _________
  • подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство – это___________
  1. Исправь ошибки в предложениях и напиши, какое правило не знает ученик.
  • Мама пошла поласкать бельё.
  • Мы очень любим нашего щенка и часто лоскаем его.
  • В парке можно поседеть на скамейке. Наш папа очень посидел за последнее время.
  • Я очень люблю примирять новые вещи. Сегодня нужно примерить двух друзей.
  1. Прочитай текст и внеси данные в таблицу:
  • Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
  • Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей?
  • Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Часть речи Что обозначает вопросы примеры
       
       
       
       
  1. Прочитай группы слов. В каждой группе зачеркни лишнее слово.

А) он, она, они, я
Б) я, ты, они, он
В) мы, он, но, вы, они
Г) ты, к, в, от, за, перед
Д) мне, мну, мнем, мни, мнешь

  1. В 21 веке в русском языке появилось много новых слов, но все эти слова образованы по законам русского языка. Посмотри на слова, которые записал учитель на уроке русского языка. Ответь на вопрос: “Какую тему проходят ученики на уроке?”
  • мию
  • миёшь
  • миёт
  • миём
  • миёте
  • миют
  1. Сравните по смыслу глаголы, распределите их в два столбика. Назовите основание для группировки.
  • Учить — выучить
  • Решить — решать
  • Говорить — сказать
  • Загорать — загореть
  • Ехать — приехать
  • Спеть — петь
   
   
   
   
   
   
   
  1. Прочитай текст. Запиши 4 вопроса к тексту.

В далёкие времена бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. Потом писали на металле. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных — пергамент. Таких книг сохранилось много. В Древней Руси писали на березовой коре, берёсте.

Задания на определение сформированности общеучебных умений и навыков, 2-й класс (составитель: учитель начальных классов Андреева Г.В.)

1. Разделите слова на две группы.

  • Собака, волк, корова, свинья, медведь, олень, белка, гусь, петух, ворона.
  • Дом, домра, домик, дамба, домовой, изба, домашняя, домище, квартира.
  1. Подчеркните имена существительные женского рода.

Тарелка, стакан, вагон, вилка, кастрюля, ведро, яблоки, яблоня, стол, окна.

  1. Составь схему к тексту.

Звуки, которые произносятся с преградой, называются согласными. Они бывают парными и непарными. Написание парных согласных может не совпадать с их произнесением.

  1. Выпишите из учебника правило проверки безударных гласных в корне слова.
  2. Найдите слова с проверяемыми безударными гласными. Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Запишите их парами через тире. Выделите корень, подчеркните гласные в корне.

Ры…ка, пл…ды, цв…точки, к…рова, гри…ки, т…традь, доро..ка, гр…за, к…льцо, ст..на, гор..д.

  1. Найди лишнее.
  • Вороны, сорока, синицы, курицы, воробьи.
  • Корова, коза, лиса, ворона, сорока, гриб.