В современной отечественной педагогике и в системе образования ОУУН рассматриваются как составная часть содержания образования и одновременно как эффективное средство его присвоения учащимися. Однако в существующих образовательных стандартах и программах учебных курсов зафиксированы в первую очередь предметные умения и навыки, а ОУУН не представлены как целостный компонент содержания образовании.
Одним из факторов, обеспечивающих для достижения модернизации образовательного процесса при сохранении сложившейся структуры содержания и организации образования является внедрение системы формирования и развития ОУУН как универсальных способов присвоения, преобразования и использования информации.
Наш педагогический коллектив начал работать над этой проблемой в 2007-2008 учебном году. Была разработана Программа, целью которой являлось “Формирование у выпускников начальной и основной школ ОУУН”, поставлены задачи:
- определить исходное состояние сформированности ОУУН у учащихся начальной и основной школ;
- выявить субъектный опыт по данному вопросу у педагогического коллектива;
- изучить теорию вопроса;
- определить способ действий по выработке системы методических приемов, методик, технологий для формирования ОУУН;
- создание банка методик, приемов, технологий и т.д.
Существует несколько классификаций ОУУН. Мы же решили разбить на 4 группы.
- Под учебно-информационными мы понимаем ОУУ, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
- Под учебно-организационными понимаем организацию учебного труда
- Под учебно-коммуникативными понимаем любой обмен или передачу информации.
- Под учебно-логическими понимаем общенаучные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
В 2008-2009 учебном году планируется провести мониторинг:
- Мониторинг по интеллектуальным умениям и навыкам, который выявит:
- умение анализировать
- сравнивать
- проводить аналогию
- классифицировать
- обобщать
- делать логические выводы
- вычислительные умения.
- Мониторинг по учебно-информационным умениям, навыкам:
- проверена техника чтения, с учетом возрастных особенностей;
- проведено списывание текста в соответствии с нормами – темп письма;
- составление простого и сложного планов текста;
- составление тезисов письменного текста;
- составление конспекта письменного текста;
- использование непосредственного и опосредованного наблюдения;
- выбор наблюдения или эксперимента, как способа действия для решения учебной задачи;
- самостоятельное формирование программы эксперимента.
- Мониторинг по учебно-коммуникативным умениям:
- определять стиль текста;
- писать изложение;
- писать сочинение;
- реферат;
- рецензию;
- умение вести учебный диалог;
- владение монологической речью;
- Мониторинг по учебно-организационным умениям и навыкам:
- умение работать по алгоритму;
- умение составлять алгоритмы;
- владение методами самоконтроля;
- навыки взаимоконтроля;
- рефлексия.
Предлагаем тесты на определение интеллектуальных умений и навыков (задания на определение умения классифицировать; на определение умения составлять графики, диаграммы на основе текста, либо на определение умение графически оформить заданный материал; на определение умения принять и точно выполнить инструкцию и др.)
Тест по русскому языку для 4-го класса (составитель: учитель русского языка и литературы Кудря О. В.)
Цель: определелить сформированность общеучебных умений и навыков.
- Прочитай оглавление учебника русского языка и продолжи составление схемы:
Части речи
Самостоятельные части речи.
- Изменяемые и неизменяемые самостоятельные части речи.
- Существительное
- Прилагательное
- Глагол
- Местоимение
- Наречие
Служебные части речи
- Предлог
- Союз
- Частица
Части речи
- Подумай, какая встречается закономерность в употреблении слов и продолжи ряд:
- соловей, соловья, соловью, соловья, соловьем, …
- я, за, воз, гром, несла, цветок, телефон, …
- Отметь слова, в которых пропущена буква о в приставке:
- п…ехать
- не г…ворил
- …безьяна
- д…рога
- Определи одним словом понятия:
- приставка, корень, суффикс, окончание, основа – это ________
- существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог—это _________
- подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство – это___________
- Исправь ошибки в предложениях и напиши, какое правило не знает ученик.
- Мама пошла поласкать бельё.
- Мы очень любим нашего щенка и часто лоскаем его.
- В парке можно поседеть на скамейке. Наш папа очень посидел за последнее время.
- Я очень люблю примирять новые вещи. Сегодня нужно примерить двух друзей.
- Прочитай текст и внеси данные в таблицу:
- Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
- Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей?
- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Часть речи | Что обозначает | вопросы | примеры |
- Прочитай группы слов. В каждой группе зачеркни лишнее слово.
А) он, она, они, я
Б) я, ты, они, он
В) мы, он, но, вы, они
Г) ты, к, в, от, за, перед
Д) мне, мну, мнем, мни, мнешь
- В 21 веке в русском языке появилось много новых слов, но все эти слова образованы по законам русского языка. Посмотри на слова, которые записал учитель на уроке русского языка. Ответь на вопрос: “Какую тему проходят ученики на уроке?”
- мию
- миёшь
- миёт
- миём
- миёте
- миют
- Сравните по смыслу глаголы, распределите их в два столбика. Назовите основание для группировки.
- Учить — выучить
- Решить — решать
- Говорить — сказать
- Загорать — загореть
- Ехать — приехать
- Спеть — петь
- Прочитай текст. Запиши 4 вопроса к тексту.
В далёкие времена бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. Потом писали на металле. На востоке бумагу заменяла слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных — пергамент. Таких книг сохранилось много. В Древней Руси писали на березовой коре, берёсте.
Задания на определение сформированности общеучебных умений и навыков, 2-й класс (составитель: учитель начальных классов Андреева Г.В.)
1. Разделите слова на две группы.
- Собака, волк, корова, свинья, медведь, олень, белка, гусь, петух, ворона.
- Дом, домра, домик, дамба, домовой, изба, домашняя, домище, квартира.
- Подчеркните имена существительные женского рода.
Тарелка, стакан, вагон, вилка, кастрюля, ведро, яблоки, яблоня, стол, окна.
- Составь схему к тексту.
Звуки, которые произносятся с преградой, называются согласными. Они бывают парными и непарными. Написание парных согласных может не совпадать с их произнесением.
- Выпишите из учебника правило проверки безударных гласных в корне слова.
- Найдите слова с проверяемыми безударными гласными. Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. Запишите их парами через тире. Выделите корень, подчеркните гласные в корне.
Ры…ка, пл…ды, цв…точки, к…рова, гри…ки, т…традь, доро..ка, гр…за, к…льцо, ст..на, гор..д.
- Найди лишнее.
- Вороны, сорока, синицы, курицы, воробьи.
- Корова, коза, лиса, ворона, сорока, гриб.