Тема: “Правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне” Закрепление.
Цель: развивать умение проверять слова с безударными гласными, глухими и звонкими согласными в корне; расширять познания учащихся о традициях своего народа, о русских праздниках, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, свой народ.
Оборудование: кроссворд с подвижными строками, нарисованная ёлка с крючками, нарисованные ёлочные игрушки с заданиями на оборотной стороне, большой отрывной календарь с зимними праздниками, картинки Деда Мороза и Снегурочки, карточки на которых нарисованы новогодние подарки, на обороте написаны слова для составления предложения, карточки с заданиями.
План урока
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания “Зимние узоры”
Ах ты, зимушка – зима!
Светлые просторы
Оставляешь ты вокруг
Снежные узоры.
III. Орфографическая минутка:
“Мы видим на окнах узоры мороза,
Но нам не страшны его злые угрозы.
Мы дружно оденемся все потеплей.
“Что нужно надеть?” Отвечай поскорей!
Пальто (словарное слово, ударение падает на второй слог, на гласную “О”, запоминаем безударную непроверяемую гласную “а” в первом слоге, в середине слова смягчающий мягкий знак), шубка (ударение падает на 1 слог, на гласную “у”, в середине слова, парный согласный “б”, проверяю шубочка. шубы), и т.д. сапоги, шапка, шарф, варежки, валенки, одежда, куртка,
А что возьмём для игры во дворе, на спортплощадке?
Коньки, лыжи, салазки.
(Ребята записывают слова в тетради, а один ученик комментирует правильность написания слов.)
IV. Словарь: (кроссворд, загадки)
“Теперь мы приступим к другому заданию,
Проверим мы ваши словарные знания.
Для этого нужно разгадать вам кроссворд.
так, где же он прячется?
Да вот же он, вот ….
В кроссворде скрывается новое слово!
А с ним познакомиться все вы готовы?
1. “В любое время года
Важна для нас …(погода)
2. “Тянется нитка,
А в клубок не смотать” (дорога)
3. “Знают взрослые и маленькие,
что в мороз нужны нам ….” (валенки)
4. “Старик – шутник
На улице стоять не велит.
За нос домой тянет” (мороз)
5. “Он словно кусточек,
Каждый день роняет листочек,
А как год пройдет –
Последний отпадёт” (календарь)
6. “Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня?” (коньки)
7. “В два ряда дома стоят –
десять, двадцать, сто подряд –
И квадратными глазами
Друг на друга глядят” (улица)
8. “На ледяной площадке крик.
К воротам рвётся ученик.
Кричат все: “Шайбу! Клюшка! Бей!
Весёлая игра ….. (хоккей)
(Проговаривают каждое слово, разбирают его и записывают).
Итак, какое новое слово пряталось в кроссворде? (Праздник)
- Праздник – это день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь.
- Какие праздники вам известны?
- Слово праздник когда-то было родственно слову праздный, т.е. “не занятый работой”
Изначально праздник – “день, свободный от работы.
- Запишите это слово, проговаривая по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.
празд/ник
V. Объявление темы урока:
- Подберите прилагательное к слову праздник. Праздник может быть (какой?)…
международный, великий, весёлый, долгожданный и т.д.
Верно. Но мы сегодня поговорим о зимних праздниках. Какой самый известный праздник мы отмечаем зимой? Верно, Новый год - это любимый светский праздник. Когда мы его отмечаем? (с 31 декабря по 1 января).
(Открываю 1 лист красочного календаря.)
Новый год у дверей,
Открывайте поскорей!
И гостей встречайте
Ёлку наряжайте!
VI. Работа с безударными гласными:
1) Игра “Наряди ёлку!” (Ученики берут из корзинки ёлочные игрушки, на обороте которых написаны слова с пропущенной гласной, подбирают проверочное слово и называют нужную букву для правильного написания слова, ученики записывают в тетрадь предлагаемое слово и проверочное, а отвечающий прикрепляет игрушку на ёлку, затем выходит следующий ученик и т.д.)
Зимой – зимы, в лесу – лес, родилась – род,
зелёная – зелень,
снежинка – снег, ледяной – лёд, холода – холод,
холодный,
замерзать – мёрзнуть.
2. Ёлка готова. Но чего-то не хватает. Как вы
думаете, чего не хватает?
Да, Дед Мороза и Снегурочки. Для того чтобы пришёл
Дед Мороз и Снегурочка нам необходимо выполнить
следующее задание:
“Выписать данные слова в два столбика. По какому принципу вы разделите слова на две группы? (С двумя безударными в корне и с одной безударной гласной в корне)
Сторона, гора, колосок, зеленеть, озёра, моря, золотой, страна.
Сторона |
страна |
зеленеть |
озёра |
колосок |
моря |
золотой |
гора |
(Дети работу выполняют самостоятельно, затем проверка: один ученик отвечает, все проверяют.) (Учитель ставит возле ёлки Деда Мороза и Снегурочку.)
2) Составление и разбор предложения (из
отдельных слов)
“Гости собрались, Ёлка в порядке.
Ну, а теперь, дорогие ребятки,
Стол нам осталось накрыть для друзей
Угощенья готовы. Несите скорей!
(<Рисунок 9> На трех картинках с изображением подарков написаны отдельные слова, ребята составляют предложение и разбирают его.)
Ребята знакомятся с зимними праздниками.
(Выходят девочки в русских народных костюмах.)
VII. Аленушка:
За Новым годом следует ещё одно торжество, которое отмечается 7 января. Кто может назвать этот праздник? Верно Рождество. Но Рождество связано с ещё одним празднованием. Это святки!
(Открываю второй лист календаря)
Настенька:
Это что такое – святки?
Вы не слышали, ребятки?
Что ж, придется рассказать,
И конечно, показать.
Аленушка:
Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые исстари отмечали наши предки.
Настенька:
Самым веселым на святках было колядование, или колядки, а начинались они в рождественский сочельник, т.е. в ночь с 24 на 25 декабря.
Ульяна:
Вот, смотрите, как примерно это было ….
Сеем, сеем, рассеваем
С Рождеством вас поздравляем!
Уродись пшеничка, горох, чечевичка!
Аленушка:
На поле копнами,
на столе пирогами!
Сею – вею, рассеваю!
Овсом, рожью,
Милостью божьей!
Настенька:
На крутой творожок
Пастушку пирожок!
Ульяна:
Мы ходили, мы ходил
По святой Руси!
Поздравляли, величали,
Добра, счастья, всем желали
Алёнка:
Коляда пришла,
Всем веселья принесла
Не сидите, не скучайте,
Поскорее все вставайте.
VIII. (Физ. минутка) (под народные напевы выполняют упражнения)
(Девочки поют и показывают движения, все повторяют)
Ай во боре, во боре
Стоят сосны на горе.
Ой, овсень, ой коляда,
Приходите к нам сюда.Ехал сударь по бору,
Срубил сосенку одну,
На дощечки распилил
И мосточки замостил.
Мост сукном он укрывал
И гвоздями прибивал.
Ой, овсень, ой коляда
Приходите к нам сюдаКому ж ехать по мосту
К нам в родную сторону
Эй, овсень, эй коляда,
Рождество идет сюда!
IX. Работа с парными согласными в середине слова.
Алёнушка: Эти праздники всегда в старину были связаны с гаданием, гадание на зеркале, на зерне, на воде, на свечах, на обуви и долго можно еще перечислять, а давайте лучше сами погадаем?
1. Игра “Гадания” (даются три слова, выбрать лишнее и аргументировать свой выбор.)
Нужные слова записываются в тетрадь.
Слова на карточках:
Коля..ки, Свя..ки, ребя..ки
Хлопу..ки, подру..ки, хохоту..ки.
Коро..ка, кно…ка, про…ка.
– Ребята, может быть кто-нибудь заметил, что-то необыкновенное в этих словах? (Есть рифма)
Может кто-нибудь может составить стишок-экспромт?
Приглашаем вас, ребятки,
В зимний, светлый праздник Святки
На Колядки нарядиться,
От души повеселиться!
1) Работа в тетради:
В данный текст вставить пропущенные буквы. Озаглавить, подчеркнуть слова с парным согласным звуком в середине и конце слова, разобрать по составу слова:
Льдом нап..лняли л..дник. См..трю – а во льду чудо! В серё..ке куска – ры..ка! Маленький карас.. пёры..ки раскрыл, гла…ками смотрит, чешуёй бл..стит.
1 ряд: (маленький), П ряд (ледник), Ш ряд (глазками).
X. Итог урока:
Итак, ребята, урок наш подошёл к концу.
Серпантина бумажные стружки,
Извиваясь, над нами шуршат,
С приближением праздников зимних
Дед Мороз поздравляет ребят.
Я тоже присоединяюсь к этим поздравлениям и желаю вам больших успехов в школьных науках. Своими стараниями вы сегодня заслужили поощрения, и Коляда преподносит вам угощения!
(Дети колядующие раздают из мешочков угощенья. Учащимся, лучше и больше всех отвечавшим на уроке выставляются оценки)