Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Земля как планета". Программа Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • систематизировать знания детей о Земле как планете Солнечной системы;
  • формировать представления о причинах смены дня и ночи, времён года.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • интерактивная доска или проектор,
  • компьютер или телевизор с ДВД,
  • теллурий,
  • настольная лампа,
  • зеркало,
  • диск "Большая детская энциклопедия",
  • листы бумаги на каждого ребенка, карандаши,
  • предметные картинки с изображением объектов природы и объектов сделанных человеком.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа.

- Какое сейчас время года? Слайд1 (Приложение 1)

- По каким приметам мы узнаем осень?

- Что такое окружающий мир?

Разделите объекты окружающего мира, которые видите на слайде, на группы. Слайд 2 (Приложение 1)

(туча, будильник, снежинка, заяц, солнце, дерево, цветок, ключ, самолет, медведь, конфета, мяч, рыба, утюг, бабочка)

а) Объекты сделанные руками человека. Слайд 3 (Приложение 1)

Найдите в классе объекты сделанные руками человека. Назовите.

б) Объекты созданные природой. Слайд 4 (Приложение 1)

2. Дополни группу.

По классу развешаны предметные картинки с изображением объектов природы и объектов, сделанных руками человека. Дети отыскивают походящие объекты.

(автомобиль, дождь, гусеница, пылесос и тп.)

- Дополните группу " Сделано руками человека" предметами на картинках.

- Назовите оставшиеся объекты. В какую группу вы их отнесёте?

3. Экспресс вопрос:

Назовите объекты, которые я загадала:

- Днем мы видим эту звезду. Слайд 5 (Приложение 1)

- Ночью их великое множество на небе. Слайд 6 (Приложение 1)

- Эта планета знаменита своими кольцами. Слайд 7 (Приложение 1)

- Она - искусственный спутник земли. Слайд 8 (Приложение 1)

К какой группе отнесёте названные объекты?

4. Найди лишнее:

- Венера, Нептун, комета. Слайд 9, 10 (Приложение 1)

- Юпитер, Луна, Сатурн. Слайд 11,12 (Приложение 1)

- Солнце, Марс, Меркурий. Слайд 13,14 (Приложение 1)

- Комета, метеорит, астероид, Земля. Слайд 15, 16 (Приложение 1)

II. Работа по теме урока.

1. Беседа.

- Какие изменения повторяются на земле постоянно? (смена времён года, смена дня и ночи)

Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра наоборот, -
Спать немедленно зовет.
(день и ночь)

- Кто знает, почему это происходит? (дать детям высказаться, многие из них имеют первоначальные представления о смене дня и ночи)

2. Работа по учебнику.

Стр. 10 Рассмотрите рисунки. Кто может объяснить, как при помощи лампы и глобуса можно объяснить это явление?

3. Опыт.

А сейчас давайте посмотрим на модели, как это происходит. (Учитель демонстрирует вращение земли вокруг своей оси с использованием ТЕЛЛУРИЯ)

- Посмотрите на землю и солнце. Земля вращается вокруг своей оси, солнце освещает то одну сторону планеты, то другую. Там где освещенная сторона день, а где темная сторона- ночь.

Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки - 24 часа.

4. Игра "День и ночь". (Пока день танцуем, веселимся, играем, когда скажу ночь, нужно замереть и не шевелиться)

5. Рефлексия.

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? От чего зависит смена дня и ночи?

ВЫВОД 1: смена дня и ночи зависит от вращения земли вокруг своей оси.

- Ребята, а почему ночью холоднее, чем днём?

6. Демонстрация опыта "Смена времен года".

- Я покажу вам на теллурии ещё один постоянный процесс, а вы отгадайте, что я вам показала? (демонстрируется процесс смены времён года, без объяснения)

- Что можете рассказать об увиденном? (Высказывания детей)

- Сделайте вывод, от чего зависит смена времен года?

Вывод 2: Смена времен года зависит от вращения Земли вокруг Солнца.

7.Повторная демонстрация опыта с отработкой названий сезонов и месяцев, их порядок.

а) - Какое сейчас время года? Устанавливаем глобус на теллурии на осень.

Осинку окрасила осень.
Осинка мне нравиться очень.
Она позолотой блистает, -
Одно только жаль -
Облетает. Слайд 17 (Приложение 1)

- Какие осенние месяцы вы знаете?

б) - После осени придет:(показ на теллурии) зима.

Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла : (зима)

Слайд18 (Приложение 1)

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой, улей, пчела
Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (весна)

Слайд19 (Приложение 1)

в)

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах под калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный.
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна -
Значит это уже :. (лето)

Слайд 20 (Приложение 1)

Значит, кончилась :. (весна)

8. Беседа.

- Изменения смены сезонов происходят с связи движением земли вокруг солнца. Земле нужен год чтобы облететь вокруг солнца, а ведь скорость движения земли огромная - 30км/с.

- Рассмотрите рисунок на страниц 10 в учебнике. Что можете рассказать о таких "соревнованиях"?

(выслушиваются ответы)

Верно, не только машина и самолёт, но и ракета выбивается из сил, пытаясь догнать землю. Вы сказали "раз" и наша планете пролетела 30 км. Мы не замечем этого, потому что летим вместе с землёй.

9. Просмотр видео ролика о движении Земли.

(диск "Большая Детская Энциклопедия" для детей 6-12 лет)

- Какую новую информацию вы получили из видео ролика? (высказывания)

III. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

В классе выключен свет и включается настольная лампа, зеркало подносится к лампе и на стене появляется Солнечный зайчик. Учитель водит зеркало по классу, а дети делают хлопки, приседания, повороты влево, вправо как будто пытаются поймать зайчика.

Игра солнечные зайчики.

Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну лови, лови скорей!
Ну левей, левей, левей,
А теперь правей, правей!
Убежал на потолок.

- Зайчик слева, справа, внизу, вверху - повторяется в разброс несколько раз.

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Беседа

Вот мы сейчас поиграли в игру не случайно. Мы с вами сейчас сделали небольшое открытие!

- Подумайте и скажите, почему ночью Луна светиться? (предположения и высказывания версий)

Планеты и их спутники действуют как зеркало. Они светятся и отражают свет солнца, именно поэтому светится луна.

Рассмотрите рисунок в учебнике стр 11.У мальчика в руках зеркало, на него попадают солнечные лучи и оно светиться, если принять зеркало за Луну, то она тоже будет светиться.

- Ребята, а какие есть условия на земле для жизни? Слайд 21 (Приложение 1)

- А смогли бы мы жить на луне?

Луна - спутник Земли, наша луна прекрасна, но мертва. У неё каменистая поверхность и нет воздуха. Лунный свет - это просто отражение солнечного света.

2. Просмотр видео ролика о Луне.

(диск "Большая Детская Энциклопедия" для детей 6-12 лет)

- Что нового вы узнали о Луне? (высказывания детей)

3. Рисование.

Нарисуйте Луну и Землю так, чтобы было хорошо видно, что на луне нет жизни, а на Земле есть.

Можно дать работу по вариантам.

Рисунки вывешиваются на доску в две группы, обсуждаются различия.

V. Итог урока.

- Какие открытия вы сегодня сделали на нашем уроке?

(Почему происходит смена дня и ночи? Почему происходит смена времён года? Почему планета светятся, они же не звёзды? Благодаря чему есть жизнь на земле? )