Урок русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи". (Обобщение)

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя прилагательное";
  • развивать умения правильно определять падеж имени прилагательного и безошибочно писать безударные падежные окончания; воспитывать интерес к русскому языку, уважение к одноклассникам, умение слушать и слышать.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент и сообщение целей урока

На доске вопросы:

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

- Как определить окончание имени прилагательного?

Ученики работают в парах постоянного состава (т.е. по очереди отвечают на вопросы друг другу).

2. Проверка домашнего задания

Упражнение 355, стр.41

- Что есть особенного у этих птиц?

- Назовите падежи имен прилагательных.

3. Чистописание

а) Гимнастика для рук.

Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немножко,
Мы дадим им отдохнуть.
Постучали, повертели
И обратно в дальний путь.

б) Работа в тетради.

Прописать заглавную и строчную буквы Жж, слоги жи-ши, слова: "жужжит", "жираф" - все по одной строке.

4. Работа по теме урока

а) Упражнение "Живые синонимы"

- Подумайте и запишите прилагательные, которые даются у нас в народе, определите их род.

  • : как тигр
  • : как петух
  • : как рыба
  • : как черепаха
  • : как медведь
  • : как волк
  • : как ящерица
  • : как рак

б) Наблюдение над ролью прилагательных в речи.

Класс разделен на 4 группы по 5 человек. Каждой группе дано задание отгадать загадки:

Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это : (лось)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь - лесной :(медведь)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее - :(лиса)

Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев. (жираф)

Два человека от группы описывают животное (отгадку), один с прилагательными, второй - без прилагательных.

- Чье описание было более точным, ярким?

- С какой целью используют в речи имена прилагательные?

в) Взаимообмен заданиями.

Все учащиеся работают в парах сменного состава. У каждого ребенка 1 карточка с заданием, которое он выполняет самостоятельно. Кто уже справился, поднимает руку. Учитель проверяет. В паре меняются карточками. Теперь один из пары становится "учителем", другой "учеником". "Учитель" контролирует выполнение "учеником" задания. Потом меняются ролями. Выполняют задание. Пары расходятся. В новой паре обмениваются карточками. Работа продолжается, пока каждый (в ряду, н-р) не поработает с каждым.

Карточки (2 комплекта на 2 ряда) с заданиями (раскрыть скобки, определить падеж):

  • решать (трудная задача)
    плыть по (бурная река)
  • пить (крепкий кофе)
    увлечься (интересная книга)
  • увидеть (маленький мальчик)
    нет (домашняя работа)
  • мыть (синяя чашка)
    вручить (известный певец)
  • мыться (душистое мыло)
    пришить к (красивое платье)
  • любоваться (белая сирень)
    помнить о (боевой товарищ)
  • спешить к (легковая машина)
    доволен (дружный коллектив)
  • проверять (железная дорога)
    кататься с (высокая гора)
  • вспоминать об (интересный случай)
    рисовать (красивая картина)
  • дойти до (соседний двор)
    вручить (почетная грамота)

г) Работа с текстом (у каждого на столе)

Снегирь

Родина снегирей - хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в эти края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клена. Особенно привлекают их яркие ягоды рябины. Весной снегири улетят на далекую родину, совьют там гнезда, выведут маленьких птенцов. Снова услышим их звонкий свист в лесу только в начале зимы.

- Выпишите сначала предложения с прилагательными в винительном падеже, затем - в творительном. Выделите окончания.

5. Физкультминутка

Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.

Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, поклонитесь,
Не ленитесь, улыбнитесь!

6. Словарно-орфографическая работа

а) Работа с корнем слова

- Прочитайте слова, определите, сколько здесь родственных слов, выделите корень.

Полет, летучая, лето, летательный, летный, летний, летающая.

- Запишите словосочетания с подходящими по смыслу словами из скобок.

Летучая, летательный, летная (аппарат, форма, погода, мышь)

б) Письмо по памяти.

Упражнение 371

Подчеркните словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного. Составьте подобные словосочетания и запишите их.

7. Домашнее задание

Упражнение 368, стр.46

8. Итог урока

- Что такое имя прилагательное?

- От чего зависит род прилагательного?

- Какую роль в нашем языке выполняют имена прилагательные?

- Как правильно написать безударное окончание им. прилагательного?

9. Литература

  1. Волина В.В. Русский язык (Учимся играя). - -Екатеринбург, 1996
  2. Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку. - М., 2006
  3. Дьяченко В.К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. Новокузнецк, ИПК, 1996
  4. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2. - М.: Дрофа, 2004
  5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка в 3 классе. - М., 2000