Триединые цели урока: формирование умения составлять художественное описание богатырей, развитие интереса к жанру устного народного творчества - былинам; способствовать развитию речи и творческого воображения, навыков выразительного чтения, навыков развития речи, чувства прекрасного и интереса к живописи, воспитание любви к русской земле, русскому народу, гордости за героев Руси.
Оборудование: аудиозапись былинных песен, выставка книг с былинами, репродукция картины В.М. Васнецова "Богатыри", выставка работ учащихся, наглядные пособия.
Наглядные пособия: на формате бумаги А4 были набраны следующие термины и слова необходимые для работы на уроке: Географические названия: Сафат-река, море Верейское, горы Сорочинские, село Карачарово, Стольный Киев-град; Устойчивые определения: чисто поле, добрый конь, ала кровь, сыра земля, сизый голубь, белое лицо, богатырская сила; Устаревшие слова: шелом, талан, косица, бремя, перст, есмь, пехотою; Глаголы: воспроговорить, порасхвастаться, прирасплакались, распотешился, поигрывати, повыехали.
Алгоритм проведения урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Физминутка.
- Закрепление.
- Итог урока (выставление отметок и объявление оценок).
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель рассказывает дополнительные сведения о жизни художника Виктора Михайловича Васнецова.
В Москве есть переулок. Входишь в этот тихий уголок и словно попадаешь в старую Москву. Летом здесь вдоль домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За забором стоит дом - русский терем. В этом доме жил много лет русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Дом построили по его плану и проекту (рисункам). В доме огромные печи, простые скамьи, широкие дубовые столы, крепкие стулья. Вот в каком сказочном доме жил Васнецов и здесь же работал.
Давайте попробуем войти в мир созданный художником. Перед вами на доске прикреплена репродукция картины "Богатыри" В.М. Васнецова. Всмотритесь в это произведение.
Беседа по содержанию картины.
У.: Кто и что изображено на репродукции?
Д.: На репродукции изображены любимые народом богатыри.
У.: Да, вы правы. Это русские богатыри, которых воспевали в былинах. Скажите, а кто помнит, что такое былина?
Д.: Былина - русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском.
У.: Переходя от поколения к поколению, былины служили способом передачи древних верований, представления о мире, сведений из истории.
Д.: Дети рассказывают, что знают о былинах, которые исполняются под аккомпанемент гусли.
У.: Включает аудиозапись.
У.: Выделяются два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождения героев. События большинства былин происходят в Киеве, поскольку богатыри находились на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Былины называются киевскими. К киевским былинам относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче и др. Второй цикл - новгородские былины. Их герои Садко и Василий Буслаевич. Давайте вспомним основные части былин?
Д.: Зачин, развитие действия, концовка.
У.: Какой литературный приём встречается в былинах?
Д.: Часто встречаются повторы.
У.: Ребята, давайте прочитаем отрывок из былины "Три поездки Ильи Муромца".
Дети читают по цепочке.
У.: Найдите и зачитайте повторы, которые характерны написанию былин, зачин, развитие действия, концовку.
Ответы детей.
У.: Прочитав отрывок былины, мы вспомнили Илью Муромца, но здесь он выступает как литературный герой, давайте рассмотрим его в живописной репродукции В.М. Васнецова "Богатыри". Мы видим трёх былинных героев. В центре Илья Муромец на вороном коне, дородный и сильный, неспешно осматривает просторы. Он поднёс руку ко лбу, будто не чувствуя, что на ней висит сорокопудовая палица. Во всём облике силача нет ничего устрашающего, он великодушен и добр.
У.: Ребята, приведи примеры, зачитав из текста о том, какого Илью Муромца мы увидели с вами в былине с самого рождения.
Дети зачитывают отрывки из былины. Беседа учителя и детей по сравнению Ильи Муромца на репродукции и в былине.
У.: Продолжаем рассматривать репродукцию. Кто из былинных героев расположен по левую руку от Ильи Муромца?
Д.: Слева расположен Добрыня Никитич. Его белый конь тревожно заржал, и Добрыня, готовый к бою вынимает меч из ножен.
У.: Справа от Ильи Муромца самый младший богатырь Алеша Попович. Он не только храбрый, но и ловкий. В борьбе с врагом он может применить хитрость, и даже обман. Алеша вложил стрелу в лук и зорко скосил веселые глаза. Его образ в произведении самый жизнерадостный и лукавый.
3. Физминутка.
Учитель включает аудиозапись былины.
У.: Закройте глаза, и представьте себя облаками, которые воздушными, легкими и прозрачными ленивый ветерок несет по небу. Вы кружитесь, принимая причудливые формы. Откройте глаза.
Во время проведения физкультминутки учитель прикрепляет на боковое левое крыло доски отрывки из былин с описанием богатырей на трех листах.
4. Закрепление.
Выезжал ли богатырь гулять в чисто поле,
Никого то он не нахаживал, С кем силой богатырскою помериться. А сам чует он в себе силу великую, Чует - живчиком по жилкам разгуливается. Грозно с силой ему как от бремени. |
Жила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын. По всему Киеву о нем слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у него спокойный ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. | Богатырь грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силы он небольшой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял. Вот подрос он до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме. |
У.: Прошу поочередно выйти к доске 3 человек, которые зачитывают отрывки из былин и отгадывают по описанию богатырей (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
На доску учитель прикрепляет наглядные пособия: на формате бумаги А4 Географические названия: Сафат-река, море Верейское, горы Сорочинские, село Карачарово, Стольный Киев-град; Устойчивые определения: чисто поле, добрый конь, ала кровь, сыра земля, сизый голубь, белое лицо, богатырская сила; Устаревшие слова: шелом, талан, косица, бремя, перст, есмь, пехотою; Глаголы: воспроговорить, порасхвастаться, прирасплакались, распотешился, поигрывати, повыехали.
У.: На доске прикреплены таблицы Географические названия, Устаревшие слова, Устойчивые определения, Глаголы. Все эти слова нам с вами знакомы по былинам. Давайте вспомним, из каких былин эти слова и словосочетания.
Обсуждение.
Викторина:
У.: Назовите город, где жил Илья Муромец? (Муром).
У.: Странники или слепые нищие, собирающие милостыню? (Калики).
У.: Ни дают они людям, ни проходу, ни проезду, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. (Разбойники).
У.: Как звали жеребенка Ильи Муромца? (Бурушка).
У.: Сколько лет Илья Муромец пролежал на печи? (30 лет).
5. Итог урока.
У.: Назовите героев былин, о которых мы сегодня говорили.
Д.: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
У.: Какова главная идея былины? Какие чаяния и думы народа отобразились в образе Ильи Муромца?
Д.: В былинах отражена борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу.
У.: Былины, также как и картины, изображающие героев-богатырей, заставляют нас помнить своих героев, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.
Учитель оценивает работу детей на уроке (даёт оценку классу и индивидуально). Выставляет отметки в журнал и дневники учащихся.
6. Домашнее задание.
У.: Перечитайте одну из трёх поездок Ильи Муромца и проиллюстрируйте понравившийся эпизод былины.
У.: Спасибо за урок! До свидания!