Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Образовательная: раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.
  2. Развивающие:
    • формирование ключевых компетенций;
    • развитие культуры работы в сети Интернет;
    • продолжить развитие логического мышления через умение осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни;
    • продолжить работу по формированию умений извлекать знания из исторических источников;
    • продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового ремесла глазами его современников и человека наших дней;
    • продолжить формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками;
    • продолжить формирование умений анализировать и синтезировать изучаемый материал, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия при работе в группе, развивать коммуникативные умения при работе в группе, в выступлениях.
  3. Воспитательные:
    • воспитание у школьников уважения к труду средневековых ремесленников;
    • способствовать развитию творческих способностей учащихся.

План урока:

  1. Мастерская ремесленника.
  2. Участники ремесленного производства.
  3. Цеха.
  4. Роль цехов в жизни города.

Форма урока: комбинированный урок, выполненный в форме презентации в Power Point (приложение 1).

Применяемые методы обучения: интерактивный метод.

Приёмы деятельности учителя: учитель выступает в роли тренера на уроке, направляет учащихся на поиск ответа на поставленный вопрос.

Основные понятия и термины: мастер, подмастерье, ученик, шедевр, цех, старшина, братство.

1. Организационный момент:отметка отсутствующих в журнале, представление трёх команд учителем, распределение в группах ролей фасилитатора (посредник-организатор деятельности группы), регистратора (записывает результаты работы), докладчика (докладывает результаты работы группы всему классу).

2. Новая тема.

Учитель: Тема сегодняшнего урока познакомит нас с развитием ремесла в средневековом городе. Мы ставим перед собой цель раскрыть признаки городского ремесла и выяснить особенности и значение цеховой организации.

Основные понятия и термины: мастер, подмастерье, ученик, шедевр, цех, братство. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Ремесло в средневековом городе».

Учитель: Развитие хозяйства привело к тому, что ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства. Оно стало занятием большой группы людей – ремесленников.

Посмотрите, какие замечательные изделия были сделаны в средние века (учебник, с. 96–97). Они изготовляли одежду, мебель, посуду, ювелирные украшения. Это были настоящие произведения искусства. Вообще, границы между искусством и ремеслом в средневековье не существовало. Достичь этого было не легко. Инструменты у мастеров были простыми. Поэтому от мастера требовались старание, любовь к своему делу. Секреты мастерства передавались от поколения к поколению.

Представим, что мы попали средневековый город. Давайте заглянем в мастерские ремесленников. Мы поставим перед собой цель выяснить особенности ремесленного производства. Совершить экскурсию нам поможет единая цифровая образовательная коллекция. Давайте остановимся в мастерской обувщика.

Учитель: Где располагалась мастерская?

Ученик: На первом этаже дома ремесленника.

Учитель: Каковы ее размеры?

Ученик: Небольшая мастерская.

Учитель: Сколько человек работает в мастерской?

Ученик: Три человека.

Учитель: Что они делают?

Ученик: Шьют и продают обувь.

Учитель: Какие орудия труда применяют?

Ученик: Простые орудия труда (нитки, иголки). Изделия делаются руками, машин не было.

Учитель: Кто хозяин мастерской?

Ученик: Человек, который продаёт обувь.

Первое задание для групп:

Учитель: Перед вами лежит незаконченная схема «Основные признаки ремесленного производства». Поработайте в группе и заполните её.

Учительвыслушивает ответы докладчиков, и подводит итог работы. Затем учащиеся записывают схему в тетрадь.

Учитель: Что такое натуральное хозяйство?

Ученик: Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором всё произведённое идет на собственное потребление, а не на продажу.

Учитель: Это понятие относится к деятельности ремесленника?

Ученик: Нет.

Учитель: А деятельность крестьянина по-прежнему продолжает во многом носить натуральный характер.

Промежуточный вывод: Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде. Городской ремесленник являлся собственником орудий труда и одновременно работником.

Учитель: перейдём ко второму вопросу. Найдите ответ на вопрос «Кто работал в мастерской?» в учебнике на стр. 95 .

Ученик: Мастер, подмастерье, ученик.

Второе задание для группы:

Учитель: Я прошу группы 1, 2, 3 выяснить положение и обязанности работников ремесленной мастерской.

Подведение итогов работы групп. Совместное обсуждение полученных результатов.

Третье задание для группы:

Учитель: Почему мастера устанавливали долгий срок обучения?

Работа с документом на с. 96 «Договор о найме ученика».

Ученик: Чтобы овладеть ремеслом, надо было долго учиться.

Учитель: К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом. Затем ученик становился подмастерьем.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы открыть свою мастерскую и стать мастером?

Ученик: Накопить денег на открытие мастерской и изготовить шедевр – лучший образец изделия (определение в тетрадь).

Промежуточный вывод: Главным в мастерской был мастер — обычно ее хозяин. Кроме него в мастерской работали ученики и подмастерья.

Подмастерье, получавший заработную плату, являлся главным помощником мастера. Он мог сам стать мастером и открыть свою мастерскую. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: изготовить на собственные средства шедевр – образец изделия.

Учитель: переходим к третьему пункту нашего урока. На определённом этапе мастера-ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединяются в цеха (они селятся рядом, создавая свои улицы). Запись определения в тетрадь.

Четвёртое задание для группы:

Какие общие интересы объединяют ремесленников одной специальности?

(Стр. 96, 3 пункт 1-й абзац).

Ученик: Стремление оградить себя от соперничества сельских ремесленников, защитить себя от притеснений феодалов, бороться за участие в управлении городом.

Учитель объясняет логическую схему.

На общем собрании мастера принимали устав – правила, обязательные для всех членов цеха. Во главе цеха стоял избираемый мастерами старшина, который следил за соблюдением устава.

Учитель: Нас интересует содержание уставов.

Пятое задание для группы:

Работа с документами (приложение 2)

  • «Из устава цеха парижских ткачей» 1-я группа,
  • «Постановление лондонского цеха ткачей» 2-я группа,
  • «Цеховой устав Кёльнских ткачих шёлковых изделий» 3-я группа.

Учитель:

  1. Найдите правила, цель которых заключалась в том, чтобы устранить соперничество между ремесленниками одной специальности.
  2. Какие правила говорят о том, что цех боролся за высокое качество изделий?

Учитель делает вывод: устав требовал, чтобы все мастера делали вещи по определённому образцу, устав устанавливает ограничения на количество станков, работников, рабочее время, цену изделий, заработную плату для подмастерьев.

Шестое задание для группы:

Учитель: Какие отрицательные последствия имели эти ограничения? Выход на схему.

Этих утверждения могут быть противоречивыми и справедливыми одновременно.

Седьмое задание для группы:

Учитель: Докажите, что вся жизнь ремесленников была связана с цехами (по стр. 97, пункт 4). Работа по заполнению схемы.

Цех в жизни ремесленника играл огромную роль. В том числе об этом свидетельствует наличие герба у цеха. Демонстрация гербов, которые нарисовали учащиеся.

Промежуточный вывод: Возникновение цехов было вызвано желанием ремесленников защитить свои интересы, установить контроль над производством и продажей ремесленных изделий. На общем собрании мастера принимали устав цеха. Правила устава создавали для всех мастеров одинаковые условия производства и продажи изделий. Устав сводил на нет конкуренцию между мастерами одного цеха. Цеховая организация была тесно связана со всей жизнью средневекового ремесленника

Переходим к последнему вопросу.

Учитель: Цехи способствовали развитию ремесла. Но на определенном этапе происходят такие изменения.

Учитель: Можем мы по – прежнему говорить, что к концу эпохи средневековья цех способствует развитию промышленного производства в городах?

Ученик: Нет.

Выход на схему:

Закрепление: По усмотрению учителя решение тестов, или работа над текстом «В славном городе Гамбурге..» /Текст с историческими ошибками/.

Заключение.

Сегодня ремесло представлено народными промыслами и ремёслами, составляя культурное наследие народа. Экскурсия по сайту http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143, презентация о школьном музее.

Учитель: отмечает творчество детей (поделки, вышивка, рисунки).

Домашнее задание.

& 18.

Знать определения и схемы в тетради, текст с ошибками, задание в рабочей тетради стр. 31–32.

Литература:

  1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учеб. для 6 кл. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Гуревич А. Я. История средних веков. – М., 1995.
  3. Степанова В. Е. История средних веков. (V–XV вв.). Хрестоматия. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1988.

Электронные издания: Всеобщая история (учебное электронное издание) 5–6-й класс.

Интернет-ресурсы:

  1. http://gov.cap.ru/main.asp?govid=143
  2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/795d7b82-dbed-4d05-9196-2fe153cfae63/168.swf
  3. http://lesson-history.narod.ru/