Урок краеведения в 3-м классе по теме "Город будущего"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Включить детей в проектную деятельность по созданию города будущего.
  2. Вызвать интерес детей к событиям, людям, явлениям малой родины.
  3. Показать значимость вклада каждого человека в создание прекрасного города Иванова в будущем.
  4. Развивать кругозор, внимание, культуру речи, творческое воображение.

Ход урока

I. Организация учащихся на урок.

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы задумаемся о том, каким хотим видеть наш город в будущем. Посмотрите на доску, где написано высказывание А.П. Чехова: “Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!”

- Согласны ли вы с Чеховым? Что мы можем сделать для родного города?

III. Работа по теме урока.

Вы пока ещё маленькие дети. Но в будущем именно вы станете хозяевами города, от вас зависит, каким он будет. Учитель предлагает ребятам помечтать, каким будет Иваново через сто, двести и даже тысячу лет.

Дети предлагают идеи: город должен стать безопасным, уютным, красивым. Учитель пишет на ватмане название города, размещая его вертикально (как в кроссворде). Ученики должны подобрать к каждой букве этого слова определения, каким город должен стать, а затем слова-антонимы, какими они не хотели бы его видеть. Придуманные слова располагаются по горизонтали. Например, дети описывают город таким, каким он, по их мнению, должен стать:

Интеллигентный, изумительный.
Весёлый, восхитительный.
Аккуратный, авангардный.
Нарядный, неоновый.
Озеленённый, опрятный.
Великолепный, вымытый
Оживлённый, огромный.

Затем к придуманным словам подбираются антонимы, каким город не должен быть в будущем.

Изуродованный, изношенный.
Ветхий, враждебный.
Агрессивный, антисанитарный.
Нищий, неопрятный, некрасивый.
Опасный, обветшалый.
Выпачканный, выцветший.
Одряхлевший.

По завершении обсуждения учитель даёт задание составить рассказ о городе будущего (работа в группах).

Эти рассказы становятся основой проекта города будущего. Затем проект ‘воплощается в жизнь’ из подручных материалов дети строят улицы, кварталы, реки, озёра. В городе вырастают деревья, появляются дома, транспорт, люди (всё в соответствии с принятым проектом). Улицы получают названия. Со временем макет будет изменяться, будут добавляться новые объекты.

Дети получают задание: придумать, какие здания они хотят видеть в будущем, какие из существующих сейчас зданий нужно сохранить для города будущего. Макеты этих зданий дети сделают дома совместно с родителями. Каждый ребёнок защищает свой проект. После защиты этот проект становится частью общего проекта «Город будущего».

IV. Аукцион” Что нам стоит всё построить!”

Конкурс, который должен помочь ребятам ощутить себя Колумбами своего будущего – увидеть себя в будущем, почувствовать размах перспектив, обширное поле деятельности и ответственность за свой город. Ребятам предлагают вообразить себя главой города, решающим, что же сделать для города, что построить для детей. Принимаются идеи смелые, яркие, даже фантастические. В аукционе побеждает, как всегда, самый последний, предложивший идею, когда все уже выдохлись. Дополнительно поощряются наиболее яркие, интересные идеи. Они заносятся в “Банк данных“ на хранение “до востребования к реализации“.

V. Игра “ Наградной знак “

Игровое задание: Принять участие в создании наградного знака, которым может быть отмечен Ивановский край за заслуги перед Родиной.

Оборудование и материалы: Белый бумажный силуэт наградного знака в виде ордена размером 50÷50 cм, плоскостные изображения животного и растительного мира региона, изображения различных орудий производства.

На магнитную доску помещаются силуэт ордена и изображения представителей местной флоры и фауны, которые символизируют те или иные качества (например, дуб издавна означал мощь и силу). Учитель рассказывает о различных наградах, орденах, о том, что такими почётными знаками награждаются не только люди, но и города, области.

Детям предлагается создать свой собственный наградной знак, которым мог бы быть отмечен Ивановский край.

Для этого можно использовать изображения деревьев, зверей, живущих в данной местности. Необходимо также договориться о цвете награды и разместить на её лучах символы – пожелания. Предлагаемые участниками цвет и символы в процессе обсуждения рассматриваются с позиции “хорошо – плохо“. Укрепляя на лучах ордена изображения растений и животных, ученики желают своему краю долголетия ( его символом может стать сосна ), силы (символы – дуб, медведь ) и т.д.

Можно проявить инициативу и придумать новые условные обозначения (но в этом случае нужно обязательно объяснить их смысл).

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Чему был посвящён наш урок?

- Какую роль в построении города будущего вы можете сыграть?

-С какими чувствами вы подошли к окончанию урока?

- Людьми какой профессии вы чувствовали себя при создании наградного знака города?

- Нужны ли вам подобные творческие задания?

Оцените свою работу на уроке по критериям: интересно; трудно; дружно работали.

Использованная литература: «С книгой по родному краю». Материалы к игровым программам. – Иваново, 2005. – 20с.