Пояснительная записка
Изучая главу «Площадь» в восьмом классе, учащиеся получают ряд преимуществ для изучения других тем. С понятием площади и формулами для вычисления площадей некоторых многоугольников (квадрата, прямоугольника) учащиеся уже встречались в 5-м и 6-м классах. Назначение данной главы – расширить и углубить представление учащихся об измерении площадей, ввести формулы площадей треугольника, прямоугольника, параллелограмма, трапеции и, наконец, используя понятие площади, доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
Теорема Пифагора позволяет значительно расширить круг задач, решаемых в курсе геометрии. На ней в значительной мере базируется дальнейшее изложение теоретического курса. Урок является первым из трех отведенных на изучение данного параграфа, поэтому нужно на этом уроке создать условия для знакомства не только с теоремой Пифагора, но и с биографией самого ученного.
Работа на этом уроке строится в группах. Класс разбивается на пять групп, в каждой из которых есть ученик, приготовивший сообщение. На данном уроке используется мультимедийное оборудование, все задания, теоремы, задачи изучаются с использованием слайдов.
Урок начинается с эпиграфа, который позволяет учащимся определить, о чем пойдет речь на уроке. Само знакомство с теоремой Пифагора начинается после практической работы, в ходе которой учащиеся вспоминают, как найти площадь прямоугольного треугольника, выполняет построение фигуры в шутку называемой «Пифагоровы штаны». После выполнения заданий учащиеся сами выводят формулировку теоремы.
В ходе урока рассматриваются различные версии доказательства теоремы Пифагора, о которых рассказывают подготовленные ученики. На основе старинных задач рассматривается практическое применение теоремы. В конце урока проводится рефлексия, подводится итог урока и подчеркивается значимость теоремы.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- проектный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- групповая;
- фронтальная;
- индивидуальная.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Предполагаемый результат урока:
- знать теорему Пифагора, ее доказательство;
- уметь применять теорему при решении задач.
Цель урока: Создать условия для расширения познаний учащихся о жизни великого математика Пифагора, о знаменитой теореме Пифагора и её различных способах доказательства, через организацию работы со слайдами, с последующим использованием знаний в проверочном тесте.
Задачи урока:
- Способствовать формированию навыков решения задач, предусмотренных стандартом образования.
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать).
- Способствовать формированию нравственных качеств личности, уважительного отношения к мнению одноклассников, умения оказывать помощь друг другу в ходе работы.
- Стимулирование положительной мотивации в изучении геометрии.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база:
– компьютер;
– экран;
– проектор. - Дидактическое обеспечение:
– листы с заданиями;
– таблицы квадратов;
– слайды.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация. |
Приветствие учащихся. На экране заставка к уроку (слайд 1, приложение). |
Зрительное восприятие слайда заставки к уроку. |
– Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на уроке? |
Ответы учащихся на поставленный вопрос. |
|
Тема нашего урока «Теорема Пифагора» (слайд 2, приложение). |
Записывают в тетрадях число, тему урока. |
|
Целеполагание. |
– Какие цели вы ставите перед собой на данном уроке? |
Ответы учащихся на поставленный вопрос. |
Каждого из нас объединяет сегодня одна цель: познакомиться с теоремой Пифагора, доказать эту теорему и, конечно, учиться применять ее для решения практических задач. Свою работу мы построим в группах. |
Принятие цели. |
|
Планирование. |
– А теперь давайте подумаем, как мы построим свою работу на уроке? |
Ответы учащихся на поставленный вопрос. |
Слайд 3, приложение. |
Зрительное восприятие слайда «Сегодня на уроке». |
|
Реализация Планов. |
1. Кто же такой Пифагор? – Что вы уже слышали об этом человеке? (слайд 4, приложение). |
Ответы учащихся на поставленный вопрос. |
2. Известно, что Пифагор родился на острове Самос в Эдегейском море у берегов малой Азии около 570 лет до нашей эры. (Слайд 5, приложение). |
Зрительное восприятие карты. |
|
3. С биографией Пифагора нас познакомит …. (слайды 6, 7, приложение). |
Восприятие биографии Пифагора, сообщение. |
|
Практическая работа. |
1. А сейчас нам нужно выполнить следующее задание (слайд 8, приложение): на экране и у вас на столах лежат листы, на которых построен треугольник. |
Восприятие задания. |
– Какой треугольник изображен на чертеже? |
Предполагаемые ответы учащихся: |
|
– Как найти площадь данного треугольника? |
S = ½ab; |
|
– Найдите площадь этого треугольника, выполнив нужные измерения. |
S = ½ * 3 * 4 = 6 см2 |
|
Работа ведется в группах. |
Каждая группа сообщает результаты вычислений. |
|
2. Установка на работу в группах. В течение трех минут, работая совместно в группах, вы должны выполнить следующее задание: |
|
|
Результаты своей деятельности каждая группа представляет на чертеже. |
Выполняют построения, высказывают свое мнение, дополняют. |
|
3. Фигуру, которую вы получили, в шутку называют Пифагоровы штаны (слайд 9, приложение). |
Восприятие слайда, соотношение со своим построением. |
|
4. А вот следующее задание для групп: нужно разбить данные квадраты на квадратики со стороной в один сантиметр. |
Выполняют разбиение. |
|
5. Внимательно рассмотрите чертеж. – Что интересного вы заметили? |
Восприятие, осмысление, ответ. |
|
|
1. Рассмотреть формулировки теоремы Пифагора старинную и современную (слайд 10, приложение). |
Восприятие и чтение формулировок теорем. |
Современную формулировку теоремы записать в тетрадь. |
Запись современной формулировки в тетрадь. |
|
2. А вот стихотворение, которое помогает запомнить формулировку теоремы, написанное И. Дырченко (слайд 11, приложение). |
Восприятие, осмысление и запоминание стихотворения. |
|
3. Рассмотрим доказательство теоремы Пифагора (слайд 12, приложение). |
Восприятие доказательства. |
|
4. Работая в группах, познакомьтесь с доказательством теоремы Пифагора и заполните карандашом пропущенные клетки. |
Работают в группах, заполняют пропущенные клетки. |
|
5. Чтение доказательства теоремы по частям. Каждая группа зачитывает одну из восстановленных частей, одновременно заполняются пропущенные места на экране. 6. Интересна история теоремы Пифагора. Хотя эта теорема и связывается с именем Пифагора, она была известна задолго до него. Знакомство с китайской формулировкой (слайд 13, приложение). В Вавилонских текстах эта теорема встречается за 1200 лет до Пифагора. Возможно, что тогда еще не знали ее доказательства, а сома соотношение между гипотенузой и катетом было установлено опытным путем на основе измерений. Пифагор нашел доказательство этого соотношения. Сохранилось древнее предание, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву богам быка, по другим свидетельствам – даже сто быков. На протяжении последующих веков были найдены различные другие доказательства теоремы Пифагора. В настоящее время их насчитывается более ста. |
Восприятие, осмысление. |
|
Презентация проектов учащихся. |
7. С некоторыми доказательствами нас сегодня познакомят ребята (слайды 14–23, приложение).
|
Презентация проектов учащихся. |
|
1. А теперь попробуем решить с вами две старинные задачи. Первая задача была египтянами, эта задача о лотосе. (Слайд 24, приложение). |
Восприятие, осмысление, ответ. |
В группах продумайте ход решения данной задачи и найдите ответ на вопрос. |
Предполагаемый ответ: 5 футов. |
|
2. Что такое фут? Фут – это английская мера длины, 1 фут = 304, 8 мм = 30, 48 см. |
|
|
– Вычислите расстояние в сантиметрах. |
Решение, ответ. |
|
3. Вторую задачу придумал индийский математик 12 века (слайд 25, приложение). |
Восприятие, осмысление, ответ. |
|
В группах продумайте ход решения задачи, постройте чертеж и найдите ответ на вопрос задачи. Вычислите длину тополя в сантиметрах. |
Предполагаемый ответ: 8 футов; 243, 84 см. |
|
4. Исторический факт (марка). (Слайд 26, приложение). |
Восприятие слайда. |
|
Значение теоремы Пифагора (слайды 27–28, приложение). |
Восприятие слайда. |
|
Рефлексия. |
У вас есть треугольники трех цветов. Поднимите треугольник, одну из сторон которого можно найти с помощью теоремы Пифагора. Известно, что меньший катет равен 6 см, а больший – 8 см. Вычислите гипотенузу этого треугольника, и ответ запишите на треугольнике. Поднимите результаты. |
Восприятие, осмысление, ответ. |
Домашнее задание. |
Записать домашнее задание (слайд 29, приложение). |
Записывают задание в дневниках. |
Итог урока. |
Выставление оценок, поощрение. |
|