Построение образовательной среды выдвигает на передний план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов и детей, который требует принципиально новой организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. Очевидно, что она становится эффективной в случае, если обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей, а так же учитывает индивидуальные различия детей.
Понимая и принимая данные выводы, мы (администрация МДОУ «Детский сад №32 общеразвивающего вида» города Алапаевска) попытались создать условия для развития образовательной среды в нашем ДОУ. При этом мы исходили из того, что педагогический процесс должен базироваться одновременно на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегии педагогического процесса) и педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса). Сочетание этих подходов невозможно при преобладании фронтальных занятий и потребовало организации работы с детьми по подгруппам и индивидуально. Все это привело к пересмотру существующих в нашем учреждении приемов взаимодействия детей и взрослых в педагогическом процессе и введение новых.
- Два воспитателя – специалиста, специалист, младший воспитатель работают одновременно с двумя группами детей. (Приложение 1)
- Воспитатель и воспитатель – специалист работают одновременно с двумя подгруппами детей. (Приложение 2)
- Два воспитателя и специалист работают одновременно с тремя подгруппами детей. (Приложение 3)
- Два воспитателя, младший воспитатель осуществляют контакт одновременно с двумя подгруппами детей. (Приложение 4)
Для сложной и многоплановой организации взаимодействия детей и взрослых потребовались принципиально новые механизмы координации деятельности работников ДОУ. Это удалось нам за счет введения гибкого графика работы, составленного с учетом производительности и эффективности труда педагогов, специалистов и обслуживающего персонала. Гибкий график составляется отдельно для каждой возрастной группы. Так, например, во 2-ой группе раннего возраста вторая смена начинается раньше за счет сокращения времени работы в первую смену. Это делается для того, чтобы основные режимные моменты (подгрупповые и индивидуальные занятия, постепенный выход на прогулку, сама прогулка, возвращение с неё, обед) проходили при взаимодействии двух воспитателей и младшего воспитателя.
Составление гибкого графика работы проводится нами не только с опорой на возраст детей, но и с учетом времени, которое используется для привлечения воспитателей в качестве специалистов (по ИЗО. ФИЗО. ознакомлению с окружающим миром, по курсу «Наше прошлое») в рамках обычной 36-часовой рабочей недели. Воспитатели – специалисты были выделены нами для повышения качества образовательного процесса, развития социальной и речевой компетенции воспитанников, с учетом возможностей и предпочтений педагогов. Так, для 1 младшей, 2 младшей и средней групп были разработаны стабильные графики, по которым педагоги работают в течение всего года. Вторые воспитатели три дня в неделю (понедельник, вторник, четверг) с 9 до 10 часов работают не на своих группах, а как специалисты с детьми других групп.
|
|
1 младшая группа |
|
2 младшая группа |
|
средняя группа |
|||
1 восп. |
2 восп. |
1 восп. |
2 восп. |
1 восп. |
2 восп. |
||||
Пн |
10-18 |
7-13 9-10 во 2-ой мл.группе |
12-18 |
7-13 9-10 в сред. гр. |
10-18 |
7-13 9-10 в 1 мл. гр. |
|||
Вт |
10-18 |
7-13 9-10 в средней гр. |
9-18 9-11 в ст. гр. |
7-13 9-10 в 1 мл. гр. |
10-18 |
7-13 9-10 во 2 мл. гр. |
|||
Ср |
7-13 |
10-18 |
7-13 |
10-18 |
7-13 |
10-18 |
|||
Чт |
10-18 |
7-15 9-10 в 1-ой мл.группе |
9-18 9-11 в подг.гр. |
7-15 9-10 во 2 мл. гр. |
10-18 |
7-13 9-10 в сред. гр |
|||
Пт |
7-13 |
10-18 |
7-13 |
10-18 |
7-13 |
10-18 |
|||
|
36 час. |
36 час. |
36 час. |
36 час. |
36 час. |
36 час. |
В результате организации работы по гибкому графику повысилась эффективность воспитательно – образовательного процесса на основе индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Организационно-управленческие основы индивидуального подхода к ребенку в ДОУ состоит в следующем:
- Сочетание стратегического планирования реализации образовательной программы и тактических приемов гибкого отбора содержания, форм, средств и методов в каждой конкретной ситуации взаимодействия педагога с ребенком.
- Доминирование подгрупповых форм взаимодействия педагога с детьми.
- Использование новых механизмов координации деятельности работников ДОУ на основе разнообразных приемов взаимодействия с детьми, гибкого графика работы сотрудников в тесной взаимосвязи с определением их функциональных обязанностей.
- Создание образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей поддержку индивидуальных интересов и склонностей каждого ребенка.