Занятие по развитию речи с детьми дошкольного возраста "Странички семейного альбома"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи.

  1. Учить детей составлять творческие рассказы о своей семье, называя близких родственников.
  2. закреплять представления о родственных связях и взаимоотношениях.
  3. Формировать навыки связной речи, последовательности высказывания.
  4. Воспитывать интерес к истории своей семьи, вызвать желание собирать семейный альбом, бережное отношение к семейным традициям.

Материал.

Круглые столы, фотографии сотрудников детского сада, стулья на ковре у экрана, мультимедиа, ноутбук, диск с семейными фотографиями воспитателя, семейный фотоальбом воспитателя, новые фотоальбомы для детей, музыка для физкультминутки и для релаксации, мольберты, семейные фотографии детей, указка, клубок ниток, человечки с разными эмоциями (для релаксации), фотоаппарат.

Ход занятия

I часть. Вводная.

- Дети, а вы знаете, что у взрослых есть такая традиция: обсуждать какие-либо вопросы, темы за круглым столом. Вот и сегодня я вас приглашаю поговорить за этим круглым столом в виде ромашки.

(садимся за столы)

- Всем удобно? И мне удобно. Когда столы стоят по кругу, то удобно разговаривать, так как мы хорошо видим друг друга.

II часть. Основная.

- Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.

Самые дорогие и близкие люди для меня,
Без которых мне прожить никак нельзя.
Друг о друге мы заботимся всегда
Это моя дружная…..семья.
За столом нас очень много
Папа, дедушка и я,
Мама, бабушка, сестренка
Это вся моя…..семья.

- Правильно, мы с вами поговорим о разных семьях.

- Как вы думаете, можно ли вашу группу назвать семьей? Почему?

- Можно сказать, что воспитатели ваши вторые мамы? Почему? Они вас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о вас дома.

- Я раздам вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. Возьмите, пожалуйста, фотографию и расскажите об этом человеке: кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас?

(рассказы детей)

- Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие.

(собираю фотографии)

- Вот это и есть вся большая дружная семья нашего детского сада. В своем любимом садике мы проводим праздники, интересные занятия, все вместе гуляем, ездим на экскурсии, играем, занимаемся спортом – все это происходит в нашей большой семье.

- Но кроме семьи нашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников.

- Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?

- У каждой семьи есть фамилия. Назовите, пожалуйста, ваши фамилии.

- У меня тоже есть своя семья под фамилией Бородины. Я принесла вам свой семейный альбом, по которому я расскажу о семье.

(достаю фотоальбом и показываю детям)

- чтобы было всем хорошо видно, мы посмотрим эти фотографии на экране. Пойдем вместе со мной. Садитесь так, чтобы вам было удобно.

(идем и садимся у экрана)

  1. Это моя мама. Ее зовут Т.И., она всю жизнь проработала поваром в столовой. А рядом с мамой сидит папа Н.Г.. Он работал водителем. А сейчас они уже пенсионеры. В нашей семье 5 детей.

  2. Из них 2 брата. Миша, который слева, со своей семьей живет в с. Елово. А Саша с семьей живет в нашем городе Оса. Они оба работают нефтяниками. С ними стоит наша старшая сестра Татьяна.
  3. Здесь она сидит в середине. Таня работает в детском саду в с. Елово-музыкальным руководителем. Справа сидит еще одна сестра Наталья. Она тоже работает в детском саду в д. Пермякова музыкальным руководителем. Обе мои сестры имеют семьи.

- Вы узнали, кто сидит слева? Правильно, это я. Я самая младшая в нашей семье.

4. Я была вот такой маленькой. Здесь мне 3 годика.

5. А здесь мне уже 7 лет и я готовлюсь пойти в 1 класс.

6. Такой я была, когда ходила в школу.

- У меня есть еще два близких человека.

7. это мой муж Игорь, он работает помощником бурильщика.

8.И мой сын Женя, ему 10 лет. Он ходил в наш детский сад.

9. Вот такая моя маленькая семья, мы носим общую фамилию Пешины.

10. Когда мои братья и сестры со своими семьями собираемся все вместе, то мама всегда говорит: “Когда вся семья вместе, то и сердце у меня на месте”.

- Как вы думаете, почему она так говорит? Хоть мы уже и взрослые, а мама все равно заботится о своих детях, переживает за каждого из нас.

- Вот такая большая и дружная наша семья. И мы очень любим и уважаем друг друга. И даже есть такая песенка, в которой поется, что взрослые и дети – неразлучные друзья. Давайте потанцуем под эту песенку.

(встаем в кружок на ковер и танцуем по показу воспитателя)

- Так же, как и меня, у вас у каждого есть своя семья. Я приглашаю вас на фотовыставку, где экскурсовод расскажет нам о своих фотографиях, которые находятся на выставке.

- Давайте подойдем поближе к 1 стенду и рассмотрим внимательно все фотографии.

(идем к мольбертам)

- Ребята, а вам знакомы те люди, которых вы видите на фотографиях?

- Одним словом можно сказать, что на фотографиях семья Димы. Дима, я предлагаю тебе в роли экскурсовода познакомить нас со своими родными. – Кто еще расскажет нам о своей семье?

(рассказы детей)

- Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер у кого они есть.

- А что значит любить? Вам хорошо в своей семье? Почему?

- То есть любить – это значит помогать во всем, беречь и заботиться, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться. Ведь не даром гласит русская пословица “Там, где дружат – живут, не тужат, начался разлад и друзьям не рад”.

III часть. Игровая.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Связующая нить”. Для этого нам нужно сесть в круг.

(садимся в круг на ковре, передаем клубок друг другу)

- Я начну передавать клубок ниток и чтобы все, у кого уже был этот клубок, держались за нить. Передавая клубок, скажите себе или своим товарищам любые пожелания. А сейчас натяните нить и закройте глаза. Представьте себе, что вы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значим в этом целом. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать им тем же.

- Ребята, а где вы храните свои фотографии дома, в группе? Для чего нужен фотоальбом? Фотоальбом может много рассказать интересного о вашей семье.

- Чтобы ваши фотографии подольше сохранились, и было удобно их смотреть, я подарю вам вот такие фотоальбомы.

(дарю фотоальбомы)

IV часть. Заключительная.

(идем к столу, где лежат фотографии человечков с разными эмоциями)

- А еще я принесла вам фотографии интересных человечков. У них два настроения: один веселый, второй – грустный, третий – равнодушный. Выберите, пожалуйста, фотографию того человечка, настроение которого соответствует вашему настроению. Вложите его в свой фотоальбом и покажите мне.

- Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться. А на память я предлагаю вам сфотографироваться.