Задачи.
- Учить детей составлять творческие рассказы о своей семье, называя близких родственников.
- закреплять представления о родственных связях и взаимоотношениях.
- Формировать навыки связной речи, последовательности высказывания.
- Воспитывать интерес к истории своей семьи, вызвать желание собирать семейный альбом, бережное отношение к семейным традициям.
Материал.
Круглые столы, фотографии сотрудников детского сада, стулья на ковре у экрана, мультимедиа, ноутбук, диск с семейными фотографиями воспитателя, семейный фотоальбом воспитателя, новые фотоальбомы для детей, музыка для физкультминутки и для релаксации, мольберты, семейные фотографии детей, указка, клубок ниток, человечки с разными эмоциями (для релаксации), фотоаппарат.
Ход занятия
I часть. Вводная.
- Дети, а вы знаете, что у взрослых есть такая традиция: обсуждать какие-либо вопросы, темы за круглым столом. Вот и сегодня я вас приглашаю поговорить за этим круглым столом в виде ромашки.
(садимся за столы)
- Всем удобно? И мне удобно. Когда столы стоят по кругу, то удобно разговаривать, так как мы хорошо видим друг друга.
II часть. Основная.
- Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.
Самые дорогие и близкие люди для меня,
Без которых мне прожить никак нельзя.
Друг о друге мы заботимся всегда
Это моя дружная…..семья.
За столом нас очень много
Папа, дедушка и я,
Мама, бабушка, сестренка
Это вся моя…..семья.
- Правильно, мы с вами поговорим о разных семьях.
- Как вы думаете, можно ли вашу группу назвать семьей? Почему?
- Можно сказать, что воспитатели ваши вторые мамы? Почему? Они вас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о вас дома.
- Я раздам вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. Возьмите, пожалуйста, фотографию и расскажите об этом человеке: кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас?
(рассказы детей)
- Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие.
(собираю фотографии)
- Вот это и есть вся большая дружная семья нашего детского сада. В своем любимом садике мы проводим праздники, интересные занятия, все вместе гуляем, ездим на экскурсии, играем, занимаемся спортом – все это происходит в нашей большой семье.
- Но кроме семьи нашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников.
- Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?
- У каждой семьи есть фамилия. Назовите, пожалуйста, ваши фамилии.
- У меня тоже есть своя семья под фамилией Бородины. Я принесла вам свой семейный альбом, по которому я расскажу о семье.
(достаю фотоальбом и показываю детям)
- чтобы было всем хорошо видно, мы посмотрим эти фотографии на экране. Пойдем вместе со мной. Садитесь так, чтобы вам было удобно.
(идем и садимся у экрана)
Это моя мама. Ее зовут Т.И., она всю жизнь проработала поваром в столовой. А рядом с мамой сидит папа Н.Г.. Он работал водителем. А сейчас они уже пенсионеры. В нашей семье 5 детей.
- Из них 2 брата. Миша, который слева, со своей семьей живет в с. Елово. А Саша с семьей живет в нашем городе Оса. Они оба работают нефтяниками. С ними стоит наша старшая сестра Татьяна.
- Здесь она сидит в середине. Таня работает в детском саду в с. Елово-музыкальным руководителем. Справа сидит еще одна сестра Наталья. Она тоже работает в детском саду в д. Пермякова музыкальным руководителем. Обе мои сестры имеют семьи.
- Вы узнали, кто сидит слева? Правильно, это я. Я самая младшая в нашей семье.
4. Я была вот такой маленькой. Здесь мне 3 годика.
5. А здесь мне уже 7 лет и я готовлюсь пойти в 1 класс.
6. Такой я была, когда ходила в школу.
- У меня есть еще два близких человека.
7. это мой муж Игорь, он работает помощником бурильщика.
8.И мой сын Женя, ему 10 лет. Он ходил в наш детский сад.
9. Вот такая моя маленькая семья, мы носим общую фамилию Пешины.
10. Когда мои братья и сестры со своими семьями собираемся все вместе, то мама всегда говорит: “Когда вся семья вместе, то и сердце у меня на месте”.
- Как вы думаете, почему она так говорит? Хоть мы уже и взрослые, а мама все равно заботится о своих детях, переживает за каждого из нас.
- Вот такая большая и дружная наша семья. И мы очень любим и уважаем друг друга. И даже есть такая песенка, в которой поется, что взрослые и дети – неразлучные друзья. Давайте потанцуем под эту песенку.
(встаем в кружок на ковер и танцуем по показу воспитателя)
- Так же, как и меня, у вас у каждого есть своя семья. Я приглашаю вас на фотовыставку, где экскурсовод расскажет нам о своих фотографиях, которые находятся на выставке.
- Давайте подойдем поближе к 1 стенду и рассмотрим внимательно все фотографии.
(идем к мольбертам)
- Ребята, а вам знакомы те люди, которых вы видите на фотографиях?
- Одним словом можно сказать, что на фотографиях семья Димы. Дима, я предлагаю тебе в роли экскурсовода познакомить нас со своими родными. – Кто еще расскажет нам о своей семье?
(рассказы детей)
- Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер у кого они есть.
- А что значит любить? Вам хорошо в своей семье? Почему?
- То есть любить – это значит помогать во всем, беречь и заботиться, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться. Ведь не даром гласит русская пословица “Там, где дружат – живут, не тужат, начался разлад и друзьям не рад”.
III часть. Игровая.
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Связующая нить”. Для этого нам нужно сесть в круг.
(садимся в круг на ковре, передаем клубок друг другу)
- Я начну передавать клубок ниток и чтобы все, у кого уже был этот клубок, держались за нить. Передавая клубок, скажите себе или своим товарищам любые пожелания. А сейчас натяните нить и закройте глаза. Представьте себе, что вы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значим в этом целом. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать им тем же.
- Ребята, а где вы храните свои фотографии дома, в группе? Для чего нужен фотоальбом? Фотоальбом может много рассказать интересного о вашей семье.
- Чтобы ваши фотографии подольше сохранились, и было удобно их смотреть, я подарю вам вот такие фотоальбомы.
(дарю фотоальбомы)
IV часть. Заключительная.
(идем к столу, где лежат фотографии человечков с разными эмоциями)
- А еще я принесла вам фотографии интересных человечков. У них два настроения: один веселый, второй – грустный, третий – равнодушный. Выберите, пожалуйста, фотографию того человечка, настроение которого соответствует вашему настроению. Вложите его в свой фотоальбом и покажите мне.
- Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться. А на память я предлагаю вам сфотографироваться.